Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия запроса Центрального районного суда города Кемерово к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово оспаривает конституционность части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которой периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год, либо период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг), либо период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг (если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг).
Как следует из представленных материалов, гражданка К.М. Сидоркина, 1997 года рождения, решением учреждения медико-социальной экспертизы от 16 марта 2010 года была признана ребенком-инвалидом с ежегодным переосвидетельствованием. 7 июня 2010 года ее законный представитель гражданка С.В. Сидоркина обратилась в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении К.М. Сидоркиной путевки на санаторно-курортное лечение, однако в 2010 году она такой путевкой обеспечена не была. Индивидуальной программой реабилитации К.М. Сидоркиной от 28 февраля 2011 года было предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение заболевания костно-мышечной системы.
Прокурор Центрального района города Кемерово в интересах несовершеннолетней К.М. Сидоркиной предъявил в Центральный районный суд города Кемерово иск к Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, и о возложении обязанности обеспечить ее такой путевкой. Решением данного суда от 12 августа 2011 года исковые требования прокурора были удовлетворены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 октября 2011 года решение отменено со ссылкой на то, что согласно части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" право на предоставление путевки сохраняется лишь до конца текущего года и в пределах квоты, выделенной на этот год.
Центральный районный суд города Кемерово, куда дело поступило на новое рассмотрение, придя к выводу о том, что подлежащая применению при его разрешении часть 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" противоречит статьям 2, 7 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определением от 16 января 2012 года приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке ее конституционности.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение лишает социальной поддержки граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг и избравших в качестве способа его реализации в текущем году предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а не денежную компенсацию.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 23 июня 2009 года N 908-О-О и др.).
2.1. Реализуя свои полномочия, законодатель в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установил систему гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, определил правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотрел для них гарантии материального обеспечения, социально-бытового обслуживания, получения образования и профессиональной подготовки, обеспечения занятости. Названным Федеральным законом также установлен ряд специальных гарантий для детей-инвалидов, в том числе в области их воспитания и обучения, обеспечения жилой площадью.
Наряду с другими категориями граждан, детям-инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Кроме того, при разграничении полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения - исходя из того, что согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1), а по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2), - федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, а также предоставил им право устанавливать для них за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 и часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с этим в Кемеровской области Законом от 27 января 2005 года N 15-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" детям-инвалидам предоставлено право на бесплатный проезд на транспорте в городском сообщении и на автомобильном транспорте в пригородном сообщении, а Законом от 26 декабря 2009 года N 136-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей" предусмотрена адресная социальная поддержка детей-инвалидов в сфере организации и обеспечения их отдыха и оздоровления, которая осуществляется за счет областного бюджета в виде полной оплаты стоимости путевок (в том числе страхового взноса) в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, санатории, санатории-профилактории, профилактории, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные, эколого-биологические, технические, краеведческие и другие) и иные лагеря, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, оздоровительные центры, базы, комплексы и иные организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, расположенные на территории Кемеровской области, Российской Федерации и за ее пределами (пункт 3.8 Порядка реализации мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, утвержденного постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 12 марта 2010 года N 102).
2.2. Правовой механизм предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, введенный Федеральным законом "О государственной социальной помощи", предполагает учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе отражение необходимых сведений в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также надлежащее финансовое и организационное обеспечение предоставления социальных услуг.
Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется с даты установления ежемесячной денежной выплаты: во исполнение поручения законодателя (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи") Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29 декабря 2004 года N 328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 1.3 которого граждане с даты назначения им ежемесячной денежной выплаты имеют право на получение набора социальных услуг полностью, одной или двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона.
Так, для детей-инвалидов ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 1544 руб. (с учетом индексации с 1 апреля 2011 года - 1808,80 руб.), и часть ее может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (пункт 2 части 2 и часть 7 статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг. Заявление о возобновлении предоставления социальных услуг подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой ему социальной поддержки и предоставляет ему возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся потребностей в конкретный период времени. Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме при этом установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения.
2.3. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. При этом проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года, а закон о бюджете, по общему правилу, вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (пункт 1 статьи 192 и пункт 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, средства которого на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, распределяются по территориальным органам Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок. Средства на оплату стоимости путевок перечисляются Фондом санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года (пункты 3.3 и 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан).
Соответственно, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - как федеральный орган исполнительной власти, которому законодатель поручил разработать и принять Порядок предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, - установило срок подачи заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение до 1 декабря текущего года, исходя из необходимости его надлежащего финансового и организационного обеспечения.
2.4. Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Поскольку неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых в запросе Центрального районного суда города Кемерово положений части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
При этом не исключается право федерального законодателя в порядке реализации своих дискреционных полномочий с учетом особенностей правового статуса отдельных категорий граждан (в частности, детей-инвалидов) совершенствовать механизм предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части, касающейся предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, гражданам, которые не были обеспечены такими путевками в течение календарного года, в том числе посредством установления для них соответствующей денежной компенсации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Признать запрос Центрального районного суда города Кемерово не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2012 г. N 817-О "По запросу Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения официально опубликован не был