1. В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступило обращение от участника размещения заказа о разъяснении применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части размещения заказа муниципальными унитарными предприятиями.
ФАС России рассмотрел данное обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, для государственных унитарных предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанный закон вступает в силу с 01 января 2012 года.
Частью 4 статьи 8 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц заказчик не разместил в порядке, установленном указанным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Закона о размещении заказов до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные унитарные предприятия не являются получателями бюджетных средств, в связи с чем, при осуществлении своей деятельности не обязаны руководствоваться требованиями Закона о размещении заказов, за исключением закупок в рамках исполнения целевых программ путем доведения до них бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
2. ФАС России рассмотрел обращение муниципального заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части размещения заказа на оказание услуг по обслуживанию управляющей компанией жилого дома, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 29 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.
Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что государственный или муниципальный контракт, а так же гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов в реестре контрактов должны содержаться сведения, в том числе предмет, цена Контракта и срок его исполнения.
Таким образом, при заключении Контракта на основании пункта 29 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и внесении его в реестр муниципальных контрактов на официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru, положениями указанного Контракта должна быть предусмотрена так же и цена Контракта.
Вместе с тем, ФАС России сообщает, что в случае изменения цен на тарифы на обслуживание многоквартирных домов, Заказчик вправе заключить дополнительные соглашения к Контракту, которые так же должны содержать цену и вноситься в реестр муниципальных контрактов на официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru.
3. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части возможности перемены заказчика и сообщает следующее.
Частью 6.6 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрена возможность перемены заказчика по контракту. В данном случае права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.
Вместе с тем, порядок перемены заказчика по контракту Законом о размещении заказов не регламентированы, в связи с чем передача прав и обязанностей новому заказчику должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим соответствующие правоотношения.
4. ФАС России рассмотрел обращение уполномоченного органа о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части рассмотрения жалобы УФАСом и сообщает следующее.
Главой 8 Закона о размещении заказов предусмотрена процедура обжалования участником размещения заказа действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Содержание жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии установлено статьей 58 Закона о размещении заказов.
Решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случаях, установленных частью 1 статьи 59 Закона о размещении заказов.
Пунктом 6 части 1 статьи 59 установлено, что уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возвращает жалобу участнику размещения заказа в случае, если установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в случае если участник размещения заказа подал жалобу в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на действия (бездействие) Заказчика, содержащую доводы, которые ранее рассматривались уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти и по которым проведена внеплановая проверка в соответствии частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, такая жалоба возвращается участнику размещения заказа.
Однако, в случае поступления жалобы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на действия (бездействие) Заказчика, содержащую доводы, которые ранее рассматривались уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти от другого участника размещения данного заказа, оснований для возврата указанной жалобы нет.
5. ФАС России рассмотрел обращение уполномоченного органа о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части рассмотрения котировочных заявок и сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
В случае, если участник размещения заказа направил заказчику котировочную заявку в форме электронного документа в нерабочее время или в выходной (праздничный) день, то днем поступления такой заявки считается ближайший следующий за ним рабочий день в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, отклонение Заказчиком котировочной заявки участника размещения заказа, поданной в форме электронного документа, является нарушением Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, при подаче участником размещения заказа котировочной заявки в форме электронного документа, такая заявка должна быть подписана электронной цифровой подписью.
6. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части предоставления обеспечения по контракту недобросовестными поручителями и сообщает следующее.
ГУ МВД по г.Москве в рамках проведения комплекса проверочных мероприятий установлены факты несоответствия лиц, выступающих поручителями, требованиям Закона о размещении заказов, установленных частью 4.1 статьи 29, частью 4.1 статьи 38 и частью 20 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. Указанные лица, выступая поручителями, представляют договора поручительства в качестве обеспечения по государственным (муниципальным) контрактам, которые содержат недостоверные сведения о таких поручителях.
В результате указанных мероприятий ГУ МВД по г.Москве составлен перечень поручителей, которые не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов (далее - Перечень). Указанный перечень передан в ФАС России, на основании которого подготовлено письмо ИА/49407 от 30.12.2011.
Таким образом, в Перечне содержаться поручители, которые представляют необеспеченные договора поручительства, в связи с их несоответствием требованиям Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, ФАС России сообщает, что заказчик при получении в качестве обеспечения государственного контракта договора поручительства, поручителем по которому выступает лицо, сведения о котором содержаться в Перечне, не может принимать такое обеспечение контракта в связи с установлением факта несоответствия поручителя требованиям части 4.1 статьи 29, части 4.1 статьи 38 и части 20 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в случае выявления заказчиком несоответствия документов об обеспечении исполнения контрактов, заказчик вправе предложить победителю торгов предоставить новое обеспечение исполнения контракта, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в случае если победитель открытого аукциона в электронной форме перечислил Заказчику денежные средства в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, возврат указанных средств осуществляется в срок, установленный документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны некоторые разъяснения относительно размещения государственных (муниципальных) заказов.
Поскольку МУПы не являются получателями бюджетных средств, они не обязаны руководствоваться требованиями Закона о размещении заказов. Исключение - закупки в рамках исполнения целевых программ путем доведения до предприятий бюджетных средств.
При размещении заказа на оказание услуг по обслуживанию управляющей компанией жилого дома нужно учитывать следующее.
В контракте в обязательном порядке прописывается его цена. При изменении тарифов на обслуживание многоквартирных домов заказчик вправе заключить допсоглашения. Они также должны содержать цену и вноситься в реестр муниципальных контрактов на официальном сайте.
Согласно разъяснениям если на заказчика подана жалоба, содержащая доводы, которые ранее уже рассматривались и по которым была проведена внеплановая проверка, то она возвращается. Это не касается случаев, когда жалоба поступила от другого участника размещения заказа.
Заказчик не вправе отклонить котировочную заявку участника, поданную в форме электронного документа. При этом она должна быть подписана ЭЦП.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.