Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2012 г. N 14316/11 В соответствии со сложившейся судебной практикой профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Общество-экспедитор потребовало с компании-перевозчика убытки - стоимость сгоревшего в пути груза.

Компания, в свою очередь, заявила встречный иск о взыскании долга по договору автоперевозки.

Суды трех инстанций сочли обоснованным лишь встречный иск.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что убытки также подлежат взысканию, и пояснил следующее.

В рассматриваемом случае груз был уничтожен в результате того, что автомашина, перевозившая его, сгорела (из-за лопнувшей в пути покрышки).

В такой ситуации нижестоящие суды сочли, что вины перевозчика в причинении убытков нет. Соответственно, нет оснований для их взыскания.

Между тем, как подчеркнул Президиум, нужно было учитывать не общие нормы ГК РФ об основаниях ответственности за нарушение обязательств, а специальные положения, касающиеся ответственности перевозчиков.

Так, перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа, которая произошла после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) произошли из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Аналогичные правила предусматривает и Устав автомобильного транспорта.

По смыслу этих положений перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке.

Единственное основание освобождения перевозчика от такой ответственности - наличие препятствий вне его разумного контроля, т. е. обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При этом ссылки на наличие события недостаточно. Перевозчик обязан доказать, что было невозможно разумно избежать или преодолеть его последствия.

Возгорание транспорта, которое произошло в данном деле, не относится к подобным обстоятельствам. Такая ситуация не являлась объективно (а не субъективно) непредотвратимой.

Подобный случай - обычный предпринимательский риск, который является разумно предвидимым и снижается, в частности, за счет страхования ответственности перевозчика.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2012 г. N 14316/11


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 8


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 26.06.2012


Номер дела в первой инстанции: А50-21608/2010


Истец: ООО "Юникс"

Ответчик: ООО ЭКС "Карготранссервис"

Третье лицо: ОАО "Гамма", ООО "АШАН"


Хронология рассмотрения дела:


20.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 14316/11


20.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-14316/11


23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4716/11


26.04.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2660/11