Приказ Минпроса РСФСР от 12 декабря 1951 г. N 1093
"Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями"
Министерство просвещения располагает фактами, свидетельствующими о том, что учащиеся многих школ перегружены учебной работой и затрачивают чрезмерно большое время на приготовление домашних заданий.
Проверка показывает, что многие учителя допускают произвольное расширение объёма учебного материала за счёт привлечения не предусмотренных государственными программами сведений.
Немало случаев, когда учителя литературы и истории в дополнение к указанному в программе материалу обязывают учащихся работать над сложными, непосильными для них первоисточниками, документами и другими материалами.
Так же нередко поступают преподаватели биологии, заставляя учащихся изучать сложные в теоретическом отношении вопросы, выходящие за пределы школьного курса ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, основ дарвинизма.
Преподаватели математики, физики, химии, вместо того, чтобы основательно проходить с учениками основы этих наук, часто увлекаются изложением не предусмотренных программами средней школы новейших теорий, законов и открытий, усвоение которых не всегда посильно для учащихся.
Подобного рода произвольное расширение учителями объёма программ идёт за счёт времени, отводимого учебным планом на прочное усвоение основ наук, на привитие учащимся определённых программами навыков и умений.
Многие учителя всё ещё недостаточно умеют рационально использовать время урока для закрепления учебного материала в классе, для разъяснения ученикам содержания и порядка выполнения домашних заданий. Вместо этого продолжает иметь место недопустимая практика объяснения заданий на дом "под звонок", или даже после звонка.
По всем предметам не только в семилетней и средней, но и в начальной школе широко практикуются не вытекающие из действительной потребности учебной работы, трудные по содержанию, отнимающие у учеников много времени, не укладывающиеся в установленные нормы различные задания по переписке выполненных в классе записей лабораторных и практических работ, составлению сложных диаграмм, схем, таблиц, чертежей, зарисовок, непосильных докладов и т.д.; проводятся письменные контрольные работы и даются классные и домашние сочинения по таким предметам, как биология, география, история, психология, логика.
Директора школ и заведующие учебной частью неудовлетворительно осуществляют контроль за работой учителей в этом направлении, недостаточно уделяют внимания правильному составлению расписания учебных занятий, планированию письменных контрольных работ по классам и предметам.
Органы народного образования также не обращают внимания на существующую перегрузку учащихся домашними заданиями и не направляют деятельность руководителей школ и учителей на её устранение.
Институты усовершенствования учителей и районные (городские) педагогические кабинеты мало оказывают помощи учителям и руководителям школ в рациональном составлении расписания занятий, в повышении качества урока, дозировке домашних заданий, не рекомендуют необходимых мер для уменьшения перегрузки учащихся учебной работой.
Обращая внимание учителей и директоров начальных, семилетних и средних школ и руководителей органов народного образования на недопустимость произвольного превышения объёма учебного материала, определяемого государственными программами, в целях устранения перегрузки учащихся домашними заданиями приказываю:
1. Учителям начальных, семилетних и средних школ:
а) обеспечить по каждому предмету прочное усвоение всеми учащимися учебного материала, установленного государственной программой, не допуская произвольного расширения его, приводящего к перегрузке школьников непосильными заданиями;
б) повысить качество каждого урока, поставив своей задачей, чтобы новый для учащихся учебный материал усваивался ими в основном на уроке;
в) не перегружать школьников домашними заданиями, для чего:
строго следить за дозировкой каждого задания, даваемого учащимся на дом;
разъяснять ученикам на уроке содержание, порядок и приёмы выполнения полученных ими домашних заданий.
Начиная с первого класса, прививать учащимся навыки самостоятельной работы.
При разрешении вопроса о повышении эффективности урока, содержания и дозировки домашних заданий руководствоваться указаниями Министерства просвещения РСФСР от 28 августа 1951 г. "О некоторых основных задачах работы школ в 1951/52 учебном году".
2. Заведующим начальными школами, директорам семилетних и средних школ:
а) Обеспечить равномерное распределение учебной нагрузки учащихся каждого класса по всем рабочим дням недели.
В целях осуществления этого при составлении расписания учебных занятий руководствоваться следующим:
уроки по каждому предмету равномерно распределять по рабочим дням недели, исходя из количества часов, отведённых на тот или иной предмет учебным планом школы; уроки по наиболее трудным предметам не ставить на последние часы;
не давать сдвоенных уроков, за исключением уроков в VIII-X классах по литературе для проведения классных сочинений, а также по физике и химии - для проведения лабораторных работ;
не допускать сосредоточения в один день ряда предметов, требующих большого умственного напряжения и большой домашней подготовки учащихся, и тем самым избегать в расписании "трудных" и "лёгких" дней.
б) Иметь график письменных контрольных работ для каждого класса на каждую четверть учебного года и строго контролировать выполнение его учителями школы.
При составлении графика письменных контрольных работ руководствоваться следующим:
в один рабочий день давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели - не более двух письменных контрольных работ;
не допускать скопления письменных контрольных работ к концу четверти, для чего при планировании письменных контрольных работ для каждого класса предусмотреть равномерное распределение их в течение всей четверти;
письменные контрольные работы проводить только по русскому и родным языкам и литературе, по математике, по иностранным языкам, а также на решение задач по физике и химии.
в) Осуществлять систематический контроль за выполнением каждым учителем государственной программы по своему предмету, строго следя за тем, чтобы учитель не допускал произвольного расширения учебного материала и не перегружал учащихся непосильными заданиями.
г) Регулировать содержание и объём домашних заданий, даваемых всеми учителями, преподающими в данном классе, исходя из того, что на приготовление уроков на дому примерно должно отводиться: для учащихся I класса - не более 1 часа в день, II класса - 1-1,5 часа, III и IV классов - 1,5-2 часа, V и VI классов - 2-3 часа, VII класса - 2,5-3,5 часа, VIII-X классов - 3-4 часа.
д) При посещении уроков особое внимание обращать на объём, содержание и разъяснение учителем домашних заданий, даваемых учащимся, с точки зрения посильности этих заданий для школьников и подготовленности последних к их выполнению.
е) Периодически проверять нагрузку учащихся отдельных классов домашними заданиями по всем предметам.
3. Министрам просвещения АССР, заведующим краевыми, областными, городскими, районными отделами народного образования:
а) Через институты усовершенствования учителей, районные (городские) педагогические кабинеты и кустовые методические объединения оказывать помощь учителям и руководителям школ по вопросам составления расписания учебных занятий, повышения качества урока, содержания и объёма домашних заданий по отдельным классам и предметам.
б) Обеспечить контроль за выполнением школами и учителями настоящего правила.
4. Настоящий приказ обсудить на педагогических советах школ и на советах по народному образованию при рай(гор)ОНО, обл(край)ОНО и министерствах просвещения АССР.
Министр просвещения РСФСР |
И. Каиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса РСФСР от 12 декабря 1951 г. N 1093 "Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями"
Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", май 2012 г. N 10
Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан утратившим силу с 6 мая 2020 г.