Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2012 г. N ВАС-5301/12
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2012 года
Именем Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Лобко В.А., судей Киреева Ю.А. и Хачикяна А.М. при ведении протокола помощником судьи Курдыбан И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регион Дон" о признании пункта 8 Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2005 N 05-21/пз-н, не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 и Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, и недействующим.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регион Дон" - генеральный директор Степанов Константин Михайлович (протокол от 27.01.2012 N 14, приказ от 27.01.2012 N 1);
от заинтересованного лица - Федеральной службы по финансовым рынкам - представитель Медведев Андрей Валериевич по доверенности от 13.04.2012 N 12-ДП-05/15954.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регион Дон" (далее - общество "УК "Регион Дон") обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 8 Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в расчете на одну акцию (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2005 N 05-21/пз-н, не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 и Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, и недействующим.
В обоснование своего требования общество "УК "Регион Дон" ссылается на то, что Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР России, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг) вышла за пределы своих полномочий, установив в оспариваемом пункте Положения требование о предоставлении акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в уведомительном порядке в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг Правил определения стоимости активов акционерного инвестиционного фонда или активов паевого инвестиционного фонда и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов (далее - Правила), а также изменений в них.
Представитель ФСФР России в отзыве и в своем выступлении против заявления общества "УК "Регион Дог" возразил, просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемый пункт Положения не противоречит Федеральному закону от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". Включение указанного пункта в Положение обусловлено необходимостью осуществления контроля со стороны ФСФР России как лицензирующего органа за деятельностью указанных компаний в целях защиты прав и законных интересов владельцев паев и акций акционерного инвестиционного фонда.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества граждан и юридических лиц путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом регулируются Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, действовавшим на момент издания приказа, и действующим в настоящее время Положением (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 7817) Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской детальности).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах) ФСФР России 15.06.2005 издан приказ N 05-21/пз-н "Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию". Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.07.2005 за номером 6769.
Пунктом 3 Положения установлено, что Правила определения стоимости активов акционерного инвестиционного фонда или активов паевого инвестиционного фонда и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов (далее - Правила), устанавливаются внутренним документом акционерного инвестиционного фонда или управляющей компании паевого инвестиционного фонда.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что Правила и изменения в них представляются акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в уведомительном порядке в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда или управляющей компании паевого инвестиционного фонда и согласования со специализированным депозитарием фонда путем направления электронного документа с электронной цифровой подписью в установленном порядке либо путем направления заверенных в установленном порядке копий Правил и изменений в них на бумажном носителе. К изменениям в Правила прилагается письменное пояснение причин внесения этих изменений.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах, как лицензирующий орган для акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда, осуществляет контроль за деятельностью указанных компаний в целях защиты прав и законных интересов неограниченного круга лиц - владельцев паев и акций акционерного инвестиционного фонда.
При осуществлении такого контроля Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в силу пункта 5 статьи 51 Закона об инвестиционных фондах вправе требовать, а акционерный инвестиционный фонд и управляющая компания паевого инвестиционного фонда обязаны представлять документы, подтверждающие достоверность распространяемой, предоставляемой или раскрываемой информации. Правила, определяющие порядок расчета стоимости чистых актив паевого фонда и акционерного инвестиционного фонда, относятся к числу таких документов.
Закон об инвестиционных фондах предусматривает право ФСФР России устанавливать порядок, сроки и формы представления отчетов и уведомлений, которые необходимы федеральной службе для осуществления контроля и надзора за деятельностью указанных участников рынка коллективных инвестиций, а также наделяет ФСФР России правом на получение от акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда необходимой информации и документов.
Положение пункта 8 оспариваемого Положения о необходимости для акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда представлять в ФСФР России в уведомительном порядке разработанные Правила и изменения в них, является одним из механизмов реализации установленных пунктом 5 статьи 51 Закона об инвестиционных фондах полномочий ФСФР России по истребованию документов, подтверждающих достоверность раскрываемой информации.
В связи с этим нельзя согласиться с доводами заявителя о несоответствии оспариваемого пункта Положения требованиям Закона об инвестиционных фондах и Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления общества "УК "Регион Дон", не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлине по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 176, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
признать пункт 8 Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2005 N 05-21/пз-н, соответствующим Федеральному закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 и Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регион Дон" о признании пункта 8 Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2005 N 05-21/пз-н, соответствующим Федеральному закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 и Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть оспорено в порядке надзора в срок, предусмотренный статьей 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Лобко |
Судья |
Ю.А. Киреев |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.