Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 48. Информация за 2011 год о ходе выполнения решений Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ

Приложение N 48

 

Информация
за 2011 год о ходе выполнения решений Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ

 

Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года. Концепция определяет принципы формирования согласованной тарифной политики железнодорожных администраций государств - участников СНГ на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях. С целью принятия Тарифной политики один раз в год проводится Тарифная Конференция.

Ставки Тарифной политики, применяемые железнодорожными администрациями, имеют единую согласованную тарифную базу и уровень ставок является максимальным. Вместе с тем каждая администрация имеет возможность снижения и увеличения объявленного предельного тарифа, предоставления исключительных тарифных условий перевозок грузоотправителям для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.

Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию Тарифной политики, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, использование средств республиканских бюджетов для поддержки пассажирских перевозок, поставок подвижного состава, развития приграничной инфраструктуры, строительства объектов производственного назначения.

 

Азербайджанская Республика.

Тарифная политика Закрытого Акционерного общества "Азербайджанские железные дороги" (далее ЗАО "АЖД") разрабатывается в соответствии с основными принципами формирования и применения согласованной тарифной политики на перевозку грузов в международном сообщении, определенных Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств 18 октября 1996 года.

Проводимая на ЗАО "АЖД" гибкая Тарифная политика служит созданию применяемых условий и увеличению объема транзитных и экспортно-импортных грузов на железной дороге по сравнению с другими видами транспорта и альтернативными транспортными коридорами.

При этом особое внимание уделяется соответствию тарифных решений, развитию конкуренции при перевозке транзитных грузов на железнодорожном транспорте, созданию особых условий для перевозки грузов по территории Азербайджана.

Учитывая, что Азербайджан является транзитным государством на стыке Европы и Азии, в ЗАО "АЖД" постоянно совершенствуется формирование льготных транзитных тарифов.

Для привлечения дополнительных транзитных грузов к перевозке по территории Азербайджана, ЗАО "АЖД" применяет льготные тарифы на грузы, перевозимые по международному транспортному коридору (ТРАСЕКА) Европа-Кавказ-Азия. Большая часть перевозок дороги осуществляется по этому маршруту.

Тарифная политика ЗАО "АЖД" предусматривает дифференциацию тарифов по видам сообщений, по видам отправок, по родам грузов и другим категориям перевозок с введением коэффициентов к базовым тарифам, с учетом платежеспособности спроса на перевозки.

В целях создания благоприятных условий для перевозок, ЗАО "АЖД" использует предусмотренную Тарифным Соглашением возможность согласования сквозных ставок на перевозки грузов с участием железных дорог нескольких государств - участников СНГ.

Многие вопросы согласованной Тарифной политики реализуются в рамках двух и многосторонних договоренностей железнодорожных администраций-участников Тарифного Соглашения.

В ЗАО "АЖД" создана Тарифная Комиссия, основной обязанностью которой является увеличение объемов перевозки грузов и применение целенаправленных льгот и тарифов.

 

Республика Армения.

Объем перевозок грузов 2011 года к уровню 2010 года составил 109,5%, в т.ч. экспорт - 132,6%, импорт - 95,3%, внутриреспубликанское сообщение - 120,5%. В 2011 году в международном сообщении доля импорта по железной дороге составила 75%, экспорта - 25%.

Для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и привлечения грузопотока на железную дорогу, с января 2011 года при расчете провозной платы за перевозку грузов в универсальном и специализированном подвижном составах, а также в нефтебензиновых цистернах и бункерных полувагонах применялись следующие коэффициенты: при перевозках грузов в универсальном и специализированном подвижном составе на расстояние до 250 км на экспорт - 0,65, для импортных грузов - 0,83, соответственно, на расстояние свыше 250 км - на экспорт - 0,83, для импортных грузов - 0,92. При перевозках импортных грузов в нефтебензиновых цистернах и бункерных полувагонах на расстояние до 250 км и свыше 250 км применялся коэффициент 0,5.

При расчете провозной платы к базовым ставкам применялись корректировочные коэффициенты на маршрутные и групповые отправки - 0,9 и 0,95. Значительный рост отмечен в части перевозок контейнеров. В настоящее время курсируют 2 ускоренных контейнерных поезда по маршруту Камир Блур - Поти (Грузия) - Камир Блур и Ереван - Поти (Грузия) - Ереван. Для привлечения на железную дорогу дополнительных объемов контейнерных перевозок, в 2011 году сквозная ставка на перевозку 40-футовых контейнеров была снижена на 18,6%, что позволило увеличить объем перевозок 40-футовых контейнеров к 2010 году на 72,7%. Благодаря проводимой ЗАО "ЮКЖД" гибкой тарифной политике, в 2011 году доля перевозок грузов по железной дороге в общем объеме перевозок грузов по видам транспорта увеличилась на 4,7%.

По территории Республики Армения оплата провозных платежей осуществляется в национальной валюте Республики - драмах. В первом квартале 2011 года, согласно Тарифной политике ЗАО "ЮКЖД" расчетный курс армянского драма по отношению к доллару США был установлен на уровне бюджетного курса Республики Армения на текущий год в размере 357,98 драм Республики Армения за 1 доллар США. С 01.04.2011 года в Тарифную политику ЗАО "ЮКЖД" были внесены изменения - пересчет долларов США в национальную валюту ведется по среднему курсу доллара США, установленному ЦБ Республики Армения на дату, предшествующую дате предъявления груза к перевозке.

Уровень тарифных ставок на перевозки грузов во внутреннем сообщении сохранен на уровне ставок 2010 года, за исключением следующих номенклатурных групп: с 01.01.2011 года ставки на грузы номенклатурной группы "строительные материалы, промышленное сырье" - 11,03 драм/тонно-км, с 01.04.2011 года на "прочие грузы" - 14,0 драм/тонно-км. С целью снижения риска увеличения цен на товары первой необходимости - хлеб, сахар, мука, которые относятся к группе "прочие грузы", при расчете стоимости перевозки внутри Республики, с 01.04.2011 года применяется коэффициент 0,86.

Для привлечения дополнительных объемов перевозок экспортных грузов и грузов, перевозимых во внутреннем сообщении (по сравнению с 2010 годом в 2011 году перевозки экспортных грузов увеличились на 32,6%, перевозки грузов во внутреннем сообщении увеличились на 20,5%), в 2011 году применялись коэффициенты к базовым тарифным ставкам:

- во внутреннем сообщении применялись коэффициенты на маршрутные и групповые отправки;

- для экспортных грузов - при согласовании с клиентом фиксированного объема перевозки груза одного наименования применялся коэффициент к базовым тарифным ставкам.

В структуре рынка транспортных услуг в Республике Армения в 2011 году доля перевозок железнодорожным транспортом составила 33,7%, тогда как в 2010 году составляла 29,7%.

В 2011 году произошел рост перевозок железнодорожным транспортом экспортных грузов. Так, в 2011 году доля импорта составила - 42,74%, экспорта - 14,25%, тогда как в 2010 году импорт составлял 49,18%, экспорт соответственно - 11,76%.

 

Республика Беларусь.

За 2011 год грузооборот составил 106,9% к уровню прошлого года, в том числе транзит - 107,4%, импорт - 107,8%, экспорт - 131,1% и внутриреспубликанское сообщение - 90,8%.

На Белорусской железной дороге проводится комплексная и последовательная работа по сохранению и увеличению грузоперевозок.

В целях развития транзитных перевозок, на перевозки большей части грузов (почти 90%) в 2011 году установлены фиксированные тарифные ставки и понижающие коэффициенты. В целом снижение тарифов составило от 9% до 70% в зависимости от наименования груза и конкретного маршрута перевозки.

За 2011 год объем транзитных перевозок составил 50,5 млн. тонн, что составляет 110,8% к 2010 году.

 

Латвийское направление.

За 2011 год направлением из/в Латвии транзит составил 21,5 млн. тонн, или 132,2% к 2010 году. В структуре транзитных грузов основными являются: каменный уголь - 18,9 млн. тонн, нефть и нефтепродукты - 0,8 млн. тонн, руда железная и марганцевая - 0,7 млн. тонн.

 

Калининградское направление.

Транзит грузов из/в Калининградскую область (включая порты) через Республику Беларусь за 2011 год составил 12 млн. тонн, или 93% к 2010 году. В структуре транзитных грузов основными являются нефть и нефтепродукты - 5,5 млн. тонн, каменный уголь - 2,4 млн. тонн, черные металлы - 1,3 млн. тонн.

 

Литовское направление.

За 2011 год из/в Литву транзит составил 7,4 млн. тонн, или 101,3% к 2010 году. В структуре транзитных грузов основными являются нефть и нефтепродукты - 1,4 млн. тонн, минеральные удобрения - 1,4 млн. тонн, руда железная и марганцевая - 0,8 млн. тонн.

В сообщении Восток-Запад-Восток за 2011 год транзит составил: Восток-Запад - 11,6 млн. тонн, Запад-Восток - 1,4 млн. тонн.

В целях дальнейшего расширения трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и стран бассейна Черного моря в рамках IХ трансъевропейского транспортного коридора по маршруту Одесса/Ильичевск - Минск (Колядичи) - Клайпеда с февраля 2003 года курсирует поезд комбинированного транспорта "Викинг". Объем перевозок поездом "Викинг" за 2011 год составил 58 552 контейнера в двадцатифутовом эквиваленте, или 130,5% к 2010 году.

В целях поддержания конкурентоспособных условий перевозки грузов поездом комбинированного транспорта "Викинг" Белорусской железной дорогой были установлены на 2011 год на перевозки контрейлеров тарифные ставки на уровне 2010 года.

Перевозки пассажиров в рамках СНГ и стран Балтии регулируются Соглашением о Межгосударственном пассажирском тарифе, утвержденным ХIII Советом по железнодорожному транспорту (19.05.1995 года, город Одесса).

В настоящее время тарифная политика Белорусской железной дороги на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа в сообщениях с железными дорогами государств - участников СНГ и странами Балтии, включая транзит, основывается на паритете уровня тарифов в сообщении с отдельными железнодорожными администрациями.

По Белорусской железной дороге за 2011 год освоен объем инвестиций в основной капитал в размере 2813,6 млрд. рублей, темп роста инвестиций составил 162,6%.

В рамках реализации важнейшего инвестиционного проекта "Обновление подвижного состава Белорусской железной дороги" за 2011 год приобретен подвижной состав на сумму 1 483 млрд. рублей, в том числе электропоезда в количестве 5 единиц на сумму 286,77 млрд. рублей, пассажирские тепловозы ТЭП70БС в количестве 3 единиц на сумму 48,95 млрд. рублей и маневровые тепловозы ТМЭ в количестве 12 единиц на сумму 146,7 млрд. рублей, пассажирские вагоны в количестве 10 единиц на сумму 38,16 млрд. рублей, грузовые вагоны в количестве 10 единиц на сумму 38,16 млрд. рублей, грузовые вагоны в количестве 2068 единиц на сумму 962,4 млрд. рублей.

 

Республика Казахстан.

АО "НК "Казахстанские железные дороги" к ставкам Тарифной политики железных дорог Казахстана на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год установлены следующие коэффициенты:

На период с 1 января по 31 декабря 2011 фрахтового года:

1. На перевозки грузов в универсальных крупнотоннажных контейнерах на собственных (арендованных) специализированных платформах для перевозки крупнотоннажных контейнеров на расстояние свыше 2000 км - 0,84;

2. При перевозке порожних собственных специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров на всех транзитных участках в направлении станций Достык-эксп. и Актау-порт-эксп. к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктами 3.2.2 Тарифной политики - 0,6.

На период с 16 февраля по 31 декабря 2011 фрахтового года:

На перевозки скоропортящейся плодоовощной продукции (коды ГНГ 0701-0709, 0803-0809, 12129100), следующей из Республики Таджикистан транзитом по территории Республики Казахстан в рефрижераторных секциях и автономных рефрижераторных вагонах со служебным помещением и обслуживаемых бригадой принадлежности ГУП "Таджикская железная дорога" - 0,6. При этом ГУП "Таджикская железная дорога" установлена для АО "НК "Казахстанские железные дороги" плата за пользование вагонами рефрижераторных секций и автономными рефрижераторными вагонами со служебным помещением и обслуживаемых бригадой принадлежности ГУП "Таджикская железная дорога" в размере 0,6 швейцарских франков за 1 вагоно-км груженого пробега.

На период с 1 апреля по 31 декабря 2011 фрахтового года:

1. На перевозки порожних универсальных крупнотоннажных контейнеров на собственных (арендованных) специализированных платформах для перевозки крупнотоннажных контейнеров на расстояние свыше 2000 км - 0,84;

2. При перевозке хлопка (коды ГНГ 5201, 5202, 5203) повагонными отправками из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3.1 Тарифной политики - 0,92.

При этом, применение понижающего коэффициента к ставкам Тарифной политики на 2011 фрахтовый год на перевозки хлопка (коды ГНГ 5201, 5202, 5203) осуществляется при условии выполнения в указанный период гарантированных суммарных объемов перевозок в размере из:

Кыргызстана - не менее 16 тыс. тонн;

Узбекистана - не менее 308 тыс. тонн;

Таджикистана - не менее 41 тыс. тонн;

Туркменистана - не менее 16 тыс. тонн.

На период с 25 июня по 30 сентября 2011 фрахтового года:

На перевозки груженых 40-футовых собственных крупнотоннажных контейнеров на платформах инвентарного парка железных дорог в составе контейнерного поезда Чунцин-Дуйсбург на участке железных дорог Казахстана Достык-Илецк-1 - 806 долларов США за контейнер.

На период с 1 октября по 6 ноября 2011 фрахтового года:

На перевозки груженых и порожних собственных универсальных крупнотоннажных контейнеров на собственных (арендованных) платформах на транзитном участке Достык-Сары-Агач к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3.4.2 Тарифной политики - 0,84.

На период с 1 октября по 31 декабря 2011 фрахтового года:

1. На перевозки сахарной свеклы (ГНГ 121291) на участке железных дорог Казахстана Маймак-Луговая в направлении станций, расположенных на территории Киргизской Республики (из Киргизии в Киргизию) к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3.1 Тарифной политики - 0,8.

2. На перевозки груженых и порожних универсальных крупнотоннажных контейнеров в составе контейнерного поезда на собственных (арендованных) платформах транзитом по железным дорогам Казахстана к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3.4 Тарифной политики - 0,9.

Отменен сбор ставок МТТ и ЕТТ за перестановку порожних собственных (приватных, арендованных) вагонов, взыскиваемых на станции Достык, указанный в подпункте 3.1 пункта 3 приложения 10 Тарифной политики на 2011 фрахтовый год.

На период с 3 октября по 31 декабря 2011 фрахтового года:

На перевозки труб из черных металлов (ГНГ 73051900, 73051100, 73051200, 73069000) повагонными, групповыми и маршрутными отправками по участку Дины Нурпеисовой - Оазис из Украины назначением в Узбекистан и Туркменистан в специализированных вагонах собственного или арендованного парка к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3 Тарифной политики - 0,6.

На период с 10 октября по 31 декабря 2011 фрахтового года:

1. На перевозки оксида алюминия, отличного от искусственного корунда (глинозем - ГНГ 28182000) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Актау-порт-эксп.-Оазис назначением в Таджикистан к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3 Тарифной политики - 0,4.

2. На перевозки груженых и порожних собственных (арендованных) универсальных крупнотоннажных контейнеров на собственных (арендованных) платформах в направлении из третьих стран в третьи страны через сухопутные погранпереходы стран-участниц Тарифного Соглашения и порты Черного, Азовского и Балтийского морей на участках Достык-Аксу (обп., эксп.), Достык-Илецк-1 эксп. и в обратном направлении к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктами 4.2, 4.4 Тарифной политики - 0,7.

На период с 7 ноября по 31 декабря 2011 фрахтового года:

На перевозки груженых и порожних универсальных крупнотоннажных контейнеров на платформах принадлежности инвентарного парка железных дорог на расстояние до 2000 км к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3.4 Тарифной политики - 1,21.

 

Киргизская Республика.

ГП "Национальная компания "Киргизская железная дорога" применяет тарифы на железнодорожные перевозки в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года на перевозки грузов в экспортном сообщении. По результатам работы 2011 года отправление грузов составило 1033,7 тыс. тонн, или 100,2% к уровню 2010 года, грузооборот выполнен в объеме 798,3 млн. тонно-километров, или 108,2% к уровню 2010 года.

В отношении тарифов на пассажирские перевозки в международном сообщении вопросы государственного регулирования остаются без изменения. Исключение составляет перевозка участников и инвалидов ВОВ, этой категории пассажиров установлена ежемесячная денежная компенсация.

ГП "Национальная компания "Киргизская железная дорога" постоянно проводит работу с железнодорожными администрациями соседних государств по вопросам привлечения грузов и стимулирования транспортно-экономических связей.

 

Российская Федерация.

В соответствии с Тарифным Соглашением железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников СНГ от 17 февраля 1993 года и Концепцией

Установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года ОАО "Российские железные дороги" проводит работу по совершенствованию тарифной политики, направленную на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов.

По согласованию со всеми железнодорожными администрациями на 2011 год изменен порядок расчета базовых ставок Тарифной политики. Кроме этого на железных дорогах России:

- введен единый порядок расчетов тарифов за транзитные перевозки грузов независимо от вида сообщения (транзит между странами СНГ и из третьих стран в третьи);

- для создания конкурентных условий перевозок транзитных грузов в вагонах общего парка железных дорог и в приватном подвижном составе, на перевозку грузов в приватном подвижном составе к тарифным ставкам на перевозку грузов в вагонах общего парка железных дорог установлен коэффициент 0,7 (вместо действующего в 2010 году коэффициента 0,85).

В Тарифной политике на очередной фрахтовый год, а также в течение года, для конкретных маршрутов объявляются исключительные тарифы в виде ставок и понижающих коэффициентов к базовым ставкам, обеспечивающие конкурентоспособность этих перевозок.

На 2011 фрахтовый год были установлены конкурентные сквозные тарифы на перевозки следующих грузов:

- нефти сырой со станции Кульсары и Махамбет в направлении украинских погранпереходов при условии выполнения гарантированного объема перевозок не менее 2,5; 3 или 3,5 млн. тонн.

- хлопка из Узбекистана через погранпереходы Украины и Латвии;

- лома черных металлов из Казахстана назначением в Молдавию;

- газов сжиженных со станции Кульсары в направлении украинских портов Азово-Черноморского бассейна;

- глинозема в Таджикистан через погранпереходы Украины и российские порты Балтийского моря;

- алюминия из Таджикистана на гарантированный годовой объем перевозок грузов;

- грузов в контейнерах из Китая в Западную Европу через российские погранпереходы Забайкальск, Гродеково, Наушки и казахстанский переход Достык в контейнерах в составе контейнерных поездов.

Кроме этого, установлены пониженные тарифы на транзитные перевозки скоропортящихся грузов, цветных и черных металлов, угля, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, зерна в собственных (арендованных) зерновозах, сахара-сырца в собственных зерновозах, автомобилей и их частей в собственном специализированном подвижном составе, а также на перевозки грузов в контейнерах.

 

Республика Молдова.

В соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года, свою тарифную политику ГП "Железная дорога Молдовы" проводит строго в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств - участников СНГ.

Руководством ГП "Железная дорога Молдовы" на 2011 год были установлены тарифные ставки на перевозки грузов транзитом по железным дорогам Республики Молдова, что позволило сохранить традиционные грузопотоки и привлечь дополнительные объемы перевозок через территорию Республики Молдова.

Кроме того, на перевозку таких грузов как уголь, руды, окатыши, кокс, минеральные удобрения, газы сжиженные, мазут были согласованы с железными дорогами Украины и установлены сквозные тарифные ставки.

 

Республика Таджикистан.

При формировании тарифов на перевозки грузов в международном сообщении ГУП "Таджикская железная дорога" руководствуется Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года.

В 2011 году в тарифной политике были установлены понижающие коэффициенты на экспортно-импортные перевозки по таджикской железной дороге на следующие грузы:

- гипс - 0,8 (20%);

- песок природный всех видов - 0,5 (50%);

- глина, земля - 0,5 (50%);

- галька, гравий, щебень - 0,5 (50%);

- все грузы прибывающие в Республику Таджикистан в адрес предприятий железнодорожного транспорта - 0,5 (50%);

- свежие и замороженные фрукты и овощи в рефрижераторном подвижном составе - 0,5 (50%); в крытых вагонах - 0,7 (30%);

- глинозем - 0,9 (10%);

- алюминий - 0,9 (10%);

- 0,9 (10%) скидка ко всем действующим коэффициентам на экспортные перевозки отдельных видов сельскохозяйственной продукции в рефрижераторном и крытом подвижном составе.

За 2011 год объем перевозок ГУП "Таджикская железная дорога" в целом снизился по сравнению с 2010 годом и составил: грузооборот - 617,3 млн. тонно-километров нетто (-23,6%), погрузка грузов - 867,5 тыс. тонн (-7,1%), транзитные перевозки - 3902,7 тыс.тонн (-20,9%), экспортные перевозки - 735,7 тыс.тонн (-9,6%), импортные перевозки - 4355,9 тыс. тонн (-2,25%).

Экспорт алюминия из Республики Таджикистан за 2011 год снизился по сравнению с 2010 годом на 60 тыс. тонн, экспорт хлопка-волокна снизился на 11,7 тыс. тонн, импорт глинозема снизился на 174,7 тыс. тонн.

Одной из немаловажных причин снижения объема перевозки является переориентация экспортно-импортных перевозок на автомобильный транспорт.

В общей структуре перевозок за 2011 год 7,9 % занимает экспорт, 47,1% - импорт, 42,2% - транзит.

За указанный период отремонтировано капитальным ремонтом 91 вагон, деповским - 732 вагона, текущим ремонтом - 257 вагонов.

 

Туркменистан.

Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана производит расчеты за перевозки грузов в международном сообщении в соответствии с Тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ соответствующего года.

Ежегодное рассмотрение и внесение изменений в Тарифную политику является важным показателем согласованного сотрудничества всех железнодорожных администраций-участниц Тарифного Соглашения, при котором учитываются предложения и интересы всех сторон, что в целом, является показателем выработки согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте.

В целях создания благоприятных условий для грузоклиентов Министерством железнодорожного транспорта Туркменистана создаются благоприятные условия для доставки грузов по более коротким маршрутам, устанавливаются льготные тарифы в виде предоставления скидок на различные грузы, такие как глинозём, алюминий, нефтепродукты. Так, к действующим ставкам Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год были предоставлены следующие понижающие коэффициенты:

- при перевозке глинозёма на участке Туркменистана Туркменбаши-Фарап-Разъезд161 - в размере 0,6; на участке Сарахс-Фарап-Разъезд161 - в размере 0,9;

- при перевозке алюминия на участке Туркменистана Разъезд161-Фарап-Сарахс - в размере 0,6; на участке Разъезд161-Фарап-Туркменбаши - в размере 0,6;

- при перевозке нефтепродуктов из третьих стран в третьи страны транзитом через Туркменистан в цистернах парка собственного и железных дорог на участке Туркменбаши-Фарап, Туркменбаши-Фарап-Разъезд161, Туркменбаши-Серхетабад - в размере 0,7.

Учитывая наличие альтернативных маршрутов вывоза из Узбекистана хлопкового волокна, минеральных удобрений и цемента, и в целях сохранения и привлечения дополнительных объемов грузов, к базовым ставкам Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год был установлен коэффициент 0,75.

Туркменистан, имея важное геополитическое расположение, стал важным транспортным перекрестком для многих стран мира. На основании подписанного Соглашения между Правительством Туркменистана, Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Республики Казахстан, 1 декабря 2007 года было начато строительство железнодорожной линии Узень(Казахстан)-Кызылкая-Берекет-Этрек(Туркменистан)-Горган (Иран) общей протяженностью 697,5км. Причем этот путь будет более чем на 700 км короче пути в Иран через Сарахс.

С 1 ноября 2011 года, в связи с открытием моста на перегоне Атамырат-Амыдеря, значительный грузопоток транзитных, экспортных и импортных перевозок направлен через мост на перегоне Атамырат-Амыдеря.

Министерством железнодорожного транспорта Туркменистана проводятся работы по обновлению и пополнению подвижного состава. Заключены контракты на приобретение 50 единиц подвижного состава, в том числе 5 единиц пассажирских тепловозов, 40 единиц маневровых тепловозов и запасные части к ним, 250 единиц грузовых вагонов. В настоящее время из них уже поставлено 13 единиц магистральных грузовых тепловозов, 5 единиц пассажирских тепловозов, 120 единиц грузовых вагонов.

 

Республика Узбекистан.

В целях привлечения объемов перевозок грузов по ГАЖК "Узбекские железные дороги" в международном сообщении в 2011 году были представлены скидки на перевозки отдельных грузов: транзит глинозема, алюминия, нефти и нефтепродуктов, металлопроката, фоссырья, фосмуки, серы, экспорт консервированной и свежезамороженной плодовоовощной продукции, мелассы, металлопроката, цемента, муки, минеральных удобрений, химических грузов, импорт лома черных металлов, нефти, мяса, сахара-сырца.

Сквозные ставки в 2011 году по ГАЖК "Узбекские железные дороги" не применялись.

Транзитные, экспортные и импортные перевозки по территории Республики Узбекистан освобождены от налога на добавленную стоимость.

 

Украина.

Согласно законодательства Украины в области тарифного регулирования на железных дорогах Украины при перевозках экспортно-импортных грузов применяется национальный прейскурант "Сборник тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги". Тарифы на перевозки экспортно-импортных грузов регулируются государством и в течении 2011 года были проиндексированы, начиная с марта месяца на 2,2% ежемесячно.

Перевозки транзитных грузов по территории Украины осуществляются по правилам и ставкам Тарифной политики Железных дорог государств - участников СНГ на перевозку грузов в международном сообщении.

Учитывая конкуренцию на международном рынке транспортных услуг и с целью повышения привлекательности Украины, как транзитного государства, Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины постоянно совершенствует формирование привлекательных транзитных тарифов, учитывающих логистические параметры и величину транспортной составляющей в цене грузов. Практикуется согласование и установление сквозных тарифов, как с железнодорожными администрациями, так и с портами Украины и перевозчиками Европы, предоставление спецставок в зависимости от объемов привлеченных грузов.

На 2011 фрахтовый год, с учетом перспективности направлений транспортирования, вместе с железнодорожными администрациями, Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины были установлены конкурентные сквозные тарифы на перевозки следующих грузов:

- по железным дорогам Украины и России - на транзитные перевозки нефти сырой со станции Кульсары и Махамбет (Республика Казахстан) в направлении портов Украины, газов сжиженных со станции Кульсары на украинские припортовые станции, угля, черных металлов, лома черных металлов и минеральных удобрений из Казахстана, хлопка, минеральных удобрений, текстильных материалов и изделий из Узбекистана, грузов в большегрузных контейнерах контейнерными группами транзитом по территории Украины из Китая через российские пограничные переходы Забайкальск, Гродеково, Наушки и казахстанский переход Достык;

- по железным дорогам Украины, России и Казахстана - глинозема в Таджикистан с припортовых станций Украины и алюминия из Таджикистана;

- по железным дорогам Украины и Беларуси продлено действие сквозной тарифной ставки на перевозки нефти из Венесуэлы в Республику Беларусь через Одесский и Феодосийский морские торговые порты;

- по железным дорогам Украины и Молдовы в рамках сквозных тарифов установлены ставки на перевозки угля, руды железной, железорудного концентрата, окатышей, кокса, минудобрений, газов сжиженных и мазута;

- по железным дорогам Украины, Беларуси и Литвы согласованы тарифы на перевозки контейнеров и контрейлеров в составе поезда комбинированного транспорта "Викинг";

- по железным дорогам Украины, Беларуси, Латвии и Эстонии согласованы тарифы на перевозки контейнеров в составе контейнерного поезда "ZUBR".

Одним из важнейших направлений является развитие контейнерных перевозок. В 2011 году объем перевозок грузов в составе контейнерных поездов увеличился на 42% по сравнению с 2010 годом.

По итогам 2011 года по сравнению с 2010 годом транзитных грузов перевезено на 9,3% больше, грузооборот вырос на 11,4%, а среднее расстояние перевозок транзитных грузов - на 1,9%.

В общем объеме перевозок грузов по территории Украины транзитные перевозки составляют 11,4%, из которых 92,5% составляют перевозки грузов из государств - участников СНГ, в частности: 62% - из Российской Федерации; 21,3% - из Республики Казахстан; 6,9% - из Республики Беларусь и 1,5% - из Республики Молдова.

Для приобретения пассажирского подвижного состава и строительства объектов пассажирского хозяйства в 2011 году бюджетного финансирования не поступало. Компенсировано за льготные перевозки 33,2% задолженности за перевозку льготных категорий пассажиров.

С 2002 по 2011 год по программам обустройства железнодорожных пунктов пропуска (пунктов перехода) через государственную границу все работы выполняются за счет средств железных дорог Украины, из государственного бюджета средства не выделялись.

25.05.2011 года вступил в действие Указ Президента Украины от 12.05.2011 года N 581/2011 "О Положении о Министерстве инфраструктуры Украины", в соответствии с которым Министерству инфраструктуры Украины предоставлены полномочия принимать участие в деятельности международных организаций, разрабатывать и заключать международные договоры и выполнять функции Администрации железнодорожного транспорта, а также в сфере тарифной политики утверждать тарифы на перевозки железнодорожным транспортом грузов транзитом через территорию Украины.

 

Латвийская Республика.

По Латвийской железной дороге в 2011 году было перевезено 59,385 млн. тонн грузов, что на 20,8% превышает показатель 2010 года и является самым высоким показателем Латвийской железной дороги.

В общем перевезенном объеме грузов за 2011 год самый высокий удельный вес - 80% составляют транзитные перевозки грузов через морские порты Латвии - 47,5 млн. тонн, что на 22,3% больше предыдущего года.

Транзитные грузовые перевозки через сухопутные пограничные переходы из общего объема составляют 8,1%, или 4,8 млн. тонн, что на 33% больше перевезенного в 2010 году. Рост перевозок нефти и нефтепродуктов в сухопутном транзите является главной причиной увеличения объема в данном сообщении.

Ввоз грузов по Латвийской железной дороге в 2011 году составил 3,7 млн. тонн, что на 5,6% больше по сравнению с 2010 годом.

Экспортных грузов по Латвийской железной дороге было перевезено 2,5 млн. тонн, что на 16% больше, чем в предыдущем году.

Внутренние перевозки грузов составляют 1% из общих грузоперевозок.

За 2011 год перевезено 0,5 млн. тонн грузов в местном сообщении, что на 17% меньше, чем в 2010 году.

В грузоперевозках по Латвийской железной дороге 34% составляют перевозки нефти и нефтепродуктов, 34% - каменный уголь. За 2011 год перевезено 20,5 млн. тонн нефтеналивных грузов и такой же объем угля.

Перевозки удобрений занимают третье место в общих объемах грузоперевозок. За 2011 год перевезено 5,052 млн. тонн удобрений, что на 16% больше предыдущего года.

Изделия химической промышленности в виде разных растворителей перевезены в объеме 2,09 млн. тонн, что значительно превышает 300 тыс. тонн перевезенных в 2010 году, что составляет 3,5% от общего перевезенного объема в 2011 году.

2,6% в общих перевозках грузов (1,5 млн. тонн) занимают перевозки черных металлов, что на 31% менее показателя 2010 года.

 

Эстонская Республика.

Всего за 2011 год по инфраструктуре Эстонской железной дороги перевезено 30,5 млн. тонн грузов, что на 3% больше, чем перевезено грузов в 2010 году.

Основную часть, или 65,3% из всех объемов грузоперевозок, составили перевозки нефти и нефтепродуктов. Их перевезено 19,93 млн. тонн, что на 2,1% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Занимающие второе место по объемам перевозки горючего сланца составили 4,86 млн. тонн, при росте на 31,9%.

Идущие на третьем месте перевозки удобрений выросли по сравнению с 2010 годом на 10,3% и составили 2,47 млн. тонн.

Объемы перевозок химических продуктов и изделий из пластмасс, резины и каучука выросли в 2,1 раза и составили 0,85 млн. тонн. Перевозки сыпучих грузов увеличились на 33% и составили 0,76 млн. тонн.

Транзитных грузов перевезено всего по инфраструктуре Эстонской железной дороги за 2011 год 23,1 млн. тонн, что на 3,1% меньше, чем за 2010 год. Транзит нефти и нефтепродуктов уменьшился на 4,1%, составив 19,06 млн. тонн. Транзит удобрений увеличился на 10% и составил 2,37 млн. тонн.

Львиную долю эстонских транзитных грузов составляют российские экспортные грузы. Из России через погранпереходы с Эстонией за 2011 год перевезено около 75,3% из всех ввезенных в Эстонию грузов, что на 10% меньше, чем в 2010 году. За Россией следуют Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Украина.

Импортные перевозки увеличились на 42%, составив в итоге 1,3 млн. тонн.

Рост экспортных перевозок составил за данный период 12,5%, всего перевезено 0,68 млн. тонн экспортных грузов.

Объем контейнерных перевозок за 2011 год составил 34966 TEU, что на 44,5% больше, чем в 2010 году. Объем перевозок грузов в контейнерах контейнерным поездом "Московский экспресс" увеличился на 76%.

Из всех перевезенных по инфраструктуре Эстонской железной дороги за 2011 год грузов доля перевезенных перевозчиком АО "ЭВР Карго" составила 59,3%, перевозчиком АО "Е. R. S." - 40,7%.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.