Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июля 2012 г. N 03-01-18/5-92
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения отдельных положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в дополнение к письму Минфина России от 19.01.2012 N 03-01-18/1-4 сообщает.
1. Согласно пункту 12 статьи 105.3 Кодекса в случае, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса. В частности, иные правила определения цены установлены в отношении сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
Вместе с тем статья 269 Кодекса не содержит правил определения цены товара (работы, услуги), а лишь устанавливает особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. В связи с этим при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами, предусматривающих получение доходов и (или) осуществление расходов в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, сопоставление коммерческих (финансовых) условий таких сделок и их результатов с коммерческими (финансовыми) условиями сделок между независимыми лицами необходимо осуществлять в том числе на основании положений раздела V.1 Кодекса.
При этом применение иных правил для определения цен сделок, установленных частью второй Кодекса, не означает, что на данные сделки не распространяются иные положения раздела V.1 Кодекса, например, положения статей 105.15 "Подготовка и предоставление документации в целях налогового контроля" и 105.16 "Уведомление о контролируемых сделках" Кодекса.
2. Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1-5 пункта 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса, по нашему мнению, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса.
3. Согласно пункту 1 статьи 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
По нашему мнению, при определении суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса следует учитывать доходы, полученные по сделкам за период соответствующего календарного года, в течение которого участники сделок являлись взаимозависимыми лицами.
4. В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 105.3 Кодекса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).
При этом пунктом 5 статьи 105.3 Кодекса установлено, в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 указанной статьи (в том числе налога на добавленную стоимость), налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.