Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2006/66/ЕС от 6 сентября 2006 г.
о батареях и аккумуляторах, об отходах батарей и аккумуляторов и об отмене Директивы 91/157/ЕЭС*(1)
(Текст в редакции
Директивы 2008/12/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 2008 г.*(2),
Директивы 2008/103/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 19 ноября 2008 г.*(3))
(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 175(1) и Статьей 95(1) в отношении Статей 4, 6 и 21 настоящей Директивы,
На основании предложения Европейской Комиссии*(4),
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(5),
Руководствуясь Заключением Комитета регионов*(6),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора*(7), в свете совместного текста, одобренного Согласительным комитетом 22 июня 2006 г.,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Необходимо гармонизировать принимаемые государствами меры относительно батарей и аккумуляторов и отходов батарей и аккумуляторов. Главной целью данной Директивы является сведение к минимуму негативного воздействия батарей и аккумуляторов и отходов батарей и аккумуляторов на окружающую среду, тем самым способствуя защите, сохранению и улучшению состояния окружающей среды. Поэтому правовым основанием является Статья 175(1) Договора. Вместе с тем также целесообразно принять меры на уровне Сообщества на основании Статьи 95(1) Договора для гармонизации требований, касающихся содержания тяжелых металлов и маркировки батарей и аккумуляторов и таким образом обеспечить бесперебойное функционирование внутреннего рынка и избежать нарушения правил конкуренции внутри Сообщества.
(2) Генеральный Директорат по коммуникациям Европейской Комиссии 30 июля 1996 г. на основании Стратегия Сообщества по управлению отходами разработал руководящие принципы будущей политики Сообщества, касающейся отходов. Генеральный Директорат по коммуникациям подчеркивает необходимость сократить количество вредных веществ в отходах и обращает внимание на потенциальные преимущества установления на уровне Сообщества правил, ограничивающих наличие таких веществ в изделиях и в производственных процессах. Кроме того, он заявляет, что там, где образование отходов не может быть предотвращено, такие отходы должны пойти на повторное использование или переработку в материалы или энергию.
(3) В Резолюции Совета ЕС от 25 января 1998 г. о программе действий Сообщества по борьбе с загрязнением окружающей среды кадмием сделан акцент на ограничении использования кадмия*(8) в случаях, когда нет приемлемых альтернатив, а также на сборе и переработке батарей, содержащих кадмий, как на основных составляющих стратегии по контролю за содержанием кадмия в интересах защиты здоровья человека и окружающей среды.
(4) Директива 91/157/ЕЭС Совета ЕС от 18 марта 1981 г. о батареях и аккумуляторах, содержащих определенные опасные вещества*(9), привела к сближению законодательства Государств - членов ЕС в этой области. Однако цели данной Директивы не были полностью достигнуты. Решение 1600/2002/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 22 июля 2002 г., утверждающее Шестую программу действий Сообщества по вопросам окружающей среды*(10), и Директива 2002/96/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 27 января 2003 г. об отходах от электрического и электронного оборудования (WEEE)*(11) также подчеркнули необходимость пересмотра Директивы 91/157/ЕЭС. Таким образом, Директиву 91/157/ЕЭС следует пересмотреть и заменить в интересах ясности.
(5) Чтобы достичь целей, связанных с защитой окружающей среды, настоящая Директива запрещает размещение на рынке определенных батарей и аккумуляторов, содержащих ртуть или кадмий. Ее положения также способствуют высокому уровню сбора и переработки отходов батарей и аккумуляторов и улучшению выполнения обязанностей по защите окружающей среды всеми операторами, задействованными в течение всего срока службы батарей и аккумуляторов. К таковым, например, относятся производители, дистрибьюторы, пользователи и, в частности, те операторы, которые непосредственно заняты обращением с отходами батарей и аккумуляторов и их переработкой. Необходимые для этого специальные правила являются дополнением к существующему в Сообществе законодательству об отходах, в частности, Директиве 2006/12/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 5 апреля 2006 г. об отходах*(12), Директиве 1999/31/ЕС Совета ЕС от 26 апреля 1999 г. о полигонах для захоронения отходов*(13) и Директиве 2000/76/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 4 декабря 2000 г. о сжигании отходов*(14).
(6) Чтобы предотвратить избавление от отходов батарей и аккумуляторов способом, загрязняющим окружающую среду, и избежать замешательства пользователей по поводу требований в области обращения с отходами, настоящая Директива должна применяться в отношении всех батарей и аккумуляторов, размещенных на рынке Сообщества. Такая широкая сфера применения должна также гарантировать обусловленную ростом масштабов производства экономию в ходе сбора и переработки, а также оптимальную экономию ресурсов.
(7) Основополагающее значение для безопасности многих изделий, приборов и услуг имеет эксплуатация надежных батарей и аккумуляторов, которые являются важнейшим энергетическим источником в нашем обществе.
(8) Целесообразно провести различие между переносными батареями и аккумуляторами с одной стороны и промышленными и автомобильными батареями и аккумуляторами с другой. Должно быть запрещено размещение промышленных и автомобильных батарей и аккумуляторов на полигонах захоронения отходов, а также запрещена их утилизация путем сжигания.
(9) К промышленным батареям и аккумуляторам относятся батареи и аккумуляторы, используемые в системах аварийного и резервного электроснабжения в больницах, аэропортах или офисах, батареи и аккумуляторы, используемые в поездах и самолетах, а также батареи и аккумуляторы, используемые на морских нефтяных вышках или на маяках. Также к ним относятся батареи и аккумуляторы, созданные исключительно для портативных платежных терминалов в магазинах и ресторанах, устройств считывания штрих-кода в магазинах, профессиональной видеотехники для телевизионных каналов и профессиональных студий, налобных фонарей для шахтеров и дайверов, прикрепленных к шахтерским и водолазным профессиональным шлемам, резервные батареи и аккумуляторы автоматических дверей, предназначенные предотвратить блокировку автоматических дверей или не допустить нанесения вреда людям, батареи и аккумуляторы, используемые в приборах контроля или в различных видах контрольно-измерительного оборудования, и батарей и аккумуляторов, используемых для связи с солнечными батареями, фотогальваническими и другими восстановимыми источниками энергии. В число промышленных батарей и аккумуляторов также включаются батареи и аккумуляторы, используемые в электрических средствах передвижения, таких как электромобили, инвалидные коляски, велосипеды, транспортные средства перемещения по аэропорту и автоматические транспортные средства. В дополнение к данному неисчерпывающему перечню примеров следует считать промышленными любые негерметичные и не относящиеся к автомобильным батареи и аккумуляторы.
(10) К переносным батареям и аккумуляторам, являющимся полностью герметичными батареями и аккумуляторами, которые любой обычный человек может легко носить вручную и которые не являются промышленными или автоматическими, относятся одноразовые батареи (батарейки АА и ААА) и батарейки и аккумуляторы, используемые потребителями или профессионалами в мобильных телефонах, портативных компьютерах, беспроводных электрических инструментах, игрушках и бытовой технике, например, электрические зубные щетки, бритвы и портативные пылесосы (в том числе аналогичные приборы, используемые в школах, магазинах, ресторанах, аэропортах, офисах или больницах), а также любые батареи или аккумуляторы, которые потребители могут использовать в целях обычного домашнего применения.
(11) Европейская Комиссия должна оценить необходимость адаптации данной Директивы, принимая во внимание имеющиеся технические и научные данные. В частности, Европейская Комиссия должна провести обзор исключений из правила запрета на использование кадмия, предусмотренного для переносных батарей и аккумуляторов, предназначенных для использования в беспроводных электрических приборах. К беспроводным электрическим приборам относятся приборы, которые потребители и профессионалы используют для точения, фрезерования, шлифования, измельчения, распилки, рубки, резания, сверления, пробивки отверстий, перфорации, ковки, клепания, завинчивания, полировки или других подобных процессов обработки дерева, металла и иных материалов, а также косьбы, стрижки и других видов работ по саду.
(12) Также Европейская Комиссия должна контролировать, а Государства - члены ЕС способствовать технологическому развитию, улучшающему экологические показатели батарей и аккумуляторов в течение всего их срока службы, в том числе посредством участия в системе эко-менеджмента и аудита Сообщества (EMAS).
(13) В целях обеспечения защиты окружающей среды необходимо осуществлять сбор отходов батарей и аккумуляторов. В отношении переносных батарей и аккумуляторов необходимо создать программы по сбору, с помощью которых можно достичь высокого уровня сбора. Это означает, что надо создать такие программы по сбору, при которых потребители могли бы избавляться от отработанных батарей и аккумуляторов удобно и безвозмездно. Для различных видов батарей и аккумуляторов необходимо разработать соответствующие различные программы по сбору и механизмы финансирования.
(14) Необходимо, чтобы Государства - члены ЕС добились высокого уровня сбора и переработки отходов батарей и аккумуляторов, чтобы достичь высокого уровня охраны окружающей среды и утилизации отходов на территории всего Сообщества. Поэтому данная Директива должна установить минимальные задачи по сбору и переработке для Государств - членов ЕС. Целесообразно рассчитать уровень сбора на основе среднего годового объема продаж предшествующих лет, чтобы иметь сравнительные задачи для всех Государств - членов ЕС, которые будут пропорциональны национальному уровню использования батарей и аккумуляторов.
(15) В целях достижения высокого уровня утилизации отходов на территории всего Сообщества и предотвращения расхождений среди Государств - членов ЕС следует установить специальные требования переработки кадмиевых и свинцовых батарей и аккумуляторов.
(16) Все заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать в программах по сбору, обращению и переработке. Данные программы должны быть созданы такими, чтобы избежать дискриминации по отношению к импортным батареям и аккумуляторам, не допустить препятствий для торговли и нарушений правил конкуренции.
(17) Программы по сбору и переработке должны быть оптимизированы, в частности, в целях минимизации издержек и негативного влияния транспорта на окружающую среду. В программах по обращению и переработке должны использоваться лучшие существующие методы, как определено в Статье 2(11) Директивы 96/61/ЕС Совета ЕС от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений*(15). Понятие переработки должно исключать регенерацию энергии. Понятие регенерации энергии определяется в других актах Сообщества.
(18) Батареи и аккумуляторы могут собираться отдельно способом, определенным национальной программой по сбору батарей, или вместе с отработанными электрическими и электронными приборами способом, определенным национальной программой по сбору, утвержденной на основе Директивы 2002/96/ЕС. Во втором случае на основе обязательного минимального требования по обращению батареи и аккумуляторы должны выниматься из собранных отходов электрических и электронных приборов. После их удаления из отходов электрических и электронных приборов на такие батареи и аккумуляторы распространяется действие требований данной Директивы, в частности, считается, что они достигли цели сбора и уже подпадают под требования по переработке.
(19) Базовые принципы финансирования в области управления отходами батарей и аккумуляторов должны устанавливаться на уровне Сообщества. Программы финансирования должны способствовать достижению высокого уровня сбора и переработки и привести в действие принцип ответственности производителя. Данной Директивой определено, что все производители должны быть зарегистрированы. Производители должны финансировать издержки по сбору, обработке и переработке всех собранных батарей и аккумуляторов за вычетом дохода, полученного от продажи восстановленных материалов. Однако при наличии определенных обстоятельств может быть оправдано применение незначительных правил к мелким производителям.
(20) Необходимой частью эффективного сбора является предоставление пользователям информации о желательности раздельного сбора, действующих программ по сбору и о роли пользователей в процессе обращения с отходами батарей и аккумуляторов. Необходимо провести всесторонние мероприятия для системы маркировки, которая должна обеспечить пользователей ясной, надежной и четкой информацией о батареях и аккумуляторах и любых тяжелых металлах, которые в них содержатся.
(21) Если в целях достижения целей настоящей Директивы, и, в частности, достижения высокого уровня по раздельному сбору и переработке, Государства - члены ЕС используют экономические меры, например, дифференциальные налоговые ставки, то они должны информировать об этом Европейскую Комиссию.
(22) Для контроля за достижением целей настоящей Директивы необходимы достоверные и сопоставимые данные о том, какое количество батарей и аккумуляторов, размещенных на рынке, было собрано и переработано.
(23) Государства - члены ЕС должны установить правила о санкциях, применяемых при нарушении положений настоящей Директивы и обеспечить их имплементацию. Данные санкции должны быть эффективными, пропорциональными и сдерживающими.
(24) Согласно параграфу 34 Межинституционального соглашения по совершенствованию законодательной работы*(16) Государствам - членам ЕС рекомендуется составить в своих интересах и в интересах всего Сообщества свои собственные таблицы, которые будут, насколько это возможно, иллюстрировать корреляцию настоящей Директивы с мерами по преобразованию в национальное право, а также им рекомендуется опубликовать их.
(25) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, должны приниматься в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры по осуществлению полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(17).
(26) Так как цели настоящей Директивы, а именно охрана окружающей среды и обеспечение надлежащего функционирования внутреннего рынка, не могут быть в достаточной мере достигнуты Государствами - членами ЕС, и поэтому, в силу масштабов и результатов предполагаемой деятельности, могут быть более успешно достигнуты на уровне Сообщества, то Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным в Статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, как установлено в данной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы того, что необходимо для достижения данных целей.
(27) Настоящая Директива применяется без ущерба действию законодательства Сообщества о требованиях к безопасности, качеству и охране здоровья, действию специального законодательства Сообщества об обращении с отходами, в частности, без ущерба действию Директивы 2000/53/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 18 сентября 2000 г. о транспортных средствах с выработанным сроком эксплуатации*(18) и Директивы 2002/96/ЕС.
(28) Что касается ответственности производителей, то производители батарей и аккумуляторов и производители других изделий, включающих в свою конструкцию батарею или аккумулятор, несут ответственность за отходы батарей и аккумуляторов, которые они размещают на рынке. Для избежания двойных издержек уместным будет гибкий подход, чтобы дать возможность финансовым схемам отразить различные государственные обстоятельства и учесть существующие схемы, в частности, те, которые были созданы в соответствии с Директивами 2000/53/ЕС и 2002/96/ЕС.
(29) Директива 2002/95/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 27 января 2003 г. об ограничении использования определенных опасных веществ при производстве электрического и электронного оборудования*(19) не применяется в отношении батарей и аккумуляторов, используемых в электрическом и электронном оборудовании.
Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/65/ЕС от 8 июня 2011 г. Директива 2002/95/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 27 января 2003 г. отменена с 3 января 2013 г.
(30) Автомобильные и промышленные батареи и аккумуляторы, используемые в транспортных средствах, должны соответствовать требованиям Директивы 2000/53/ЕС, в частности, Статье 4. Следовательно, использование кадмия в промышленных батареях и аккумуляторах, предназначенных для электрических транспортных средств, должно быть запрещено, за исключением случаев их выгоды при учете Приложения II к настоящей Директиве,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге, 6 сентября 2006 г.
За Европейский парламент
Президент
J. Borrell Fontelles
За Совет ЕС
Президент
P. Lehtomaki
------------------------------
*(1) Directive 2006/66/EC of the European Parliament and of the Council of 6 September 2006 on batteries and accumulators and waste batteries and accumulators and repealing Directive 91/157/EEC (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 266, 26.9.2006, стр. 1.
*(2) ОЖ N L 76, 19.3.2008, стр. 39.
*(3) ОЖ N L 327, 5.12.2008, стр. 7.
*(4) ОЖ N С 96, 21.4.2004, стр. 29.
*(5) ОЖ N С 117, 30.4.2004, стр. 5.
*(6) ОЖ N С 121, 30.4.2004, стр. 35.
*(7) Заключение Европейского парламента от 20 апреля 2004 г. (ОЖ N С 104 E, 30.4.2004, стр. 354), Общая позиция Совета ЕС от 18 июля 2005 г. (ОЖ N C 264 E, 25.10.2005, стр. 1), Позиция Европейского парламента от 13 декабря 2005 г. (еще не опубликованная в ОЖ), Законодательная Резолюция Европейского парламента от 4 июля 2006 г. (еще не опубликована в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 18 июля 2006 г.
*(8) ОЖ N С 30, 4.2.1988, стр. 1.
*(9) ОЖ N L 78, 26.3.1991, стр. 38. Текст в редакции Директивы 98/101/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 1, 5.1.1999, стр. 1).
*(10) ОЖ N L 242, 10.9.2002, стр. 1.
*(11) ОЖ N L 37, 13.2.2003, стр. 24. Текст в редакции Директивы 2003/108/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 345, 31.12.2003, стр. 106).
*(12) ОЖ N L 114, 27.4.2006, стр. 9.
*(13) ОЖ N L 182, 16.7.1999, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 1882/2003 Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 284, 31.10.2003, стр. 1).
*(14) ОЖ N L 332, 28.12.2000, стр. 91.
*(15) ОЖ N L 257, 10.10.1996, стр. 26. Текст в редакции Регламента (ЕС) 166/2006 Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 33, 4.2.2006, стр. 1).
*(16) ОЖ N С 321, 31.12.2003, стр. 1
*(17) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23. Текст в редакции Решения 2006/512/ЕС (ОЖ N L 200, 22.7.2006, стр. 11).
*(18) ОЖ N L 269, 21.10.2000, стр. 34. Текст в редакции Решения 2005/673/ЕС Совета ЕС (ОЖ N L 254, 30.9.2005, стр. 69).
*(19) ОЖ N L 37, 13.2.2003, стр. 19. Текст в редакции Решения 2006/310/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 115, 28.4.2006, стр. 38).
*(20) ОЖ N L 144, 4.6.1997, стр. 19. Текст в редакции Директивы 2005/29/ЕС (ОЖ N L 149, 11.6.2005, стр. 22).
*(21) ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 20. Текст в редакции Регламента (ЕС) 166/2006.
*(22) ОЖ N L 332, 9.12.2002, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 783/2005 Европейской Комиссии (ОЖ N L 131, 25.5.2005, стр. 38).
*(23) ОЖ N L 204, 21.7.1998, стр. 37. Текст в редакции Акта о присоединении 2003 г.
*(24) ОЖ N L 114, 24.4.2001, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 196/2006 Европейской Комиссии (ОЖ N L 32, 4.2.2006, стр. 4).
*(25) ОЖ N L 30, 6.2.1993, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 2557/2001 Европейской Комиссии (ОЖ N L 349, 31.12.2001, стр. 1).
*(26) ОЖ N L 166, 1.7.1999, стр. 6. Текст в редакции Регламента (ЕС) 105/2005 Европейской Комиссии (ОЖ N L 20, 22.1.2005, стр. 9).
*(27) ОЖ N L 185, 17.7.1999, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 105/2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.