Регламент (ЕС) 510/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 мая 2011 г.
"Об установлении норм выбросов для новых коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (СО2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности"*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза и, в частности, Статьей 192(1) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Руководствуясь Заключением Комитета регионов,
Действуя в соответствии с общепринятой законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Рамочная конвенция ООН по изменению климата, утвержденная от имени Европейского сообщества Решением Совета ЕС 94/69/EC*(4), стремится к тому, чтобы стабилизировать концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, который способен предотвратить опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему. В целях эффективного решения указанной задачи, совокупное общемировое повышение температуры земной поверхности не должно превышать 2 градусов по Цельсию по сравнению с указанным доиндустриальным уровнем. Четвертый отчет об оценке природной окружающей среды, подготовленный Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) подтверждает, что для достижения указанной цели общемировые значения выбросов парниковых газов должны достичь своего максимума к 2020 г. На своем заседании от 8-9 марта 2007 г. Совет ЕС принял жесткое обязательство уменьшить совокупные выбросы парниковых газов, производимые на территории Сообщества, по крайней мере, на 20%, по сравнению с уровнем 1990 г., к 2020 г. и на 30% при условии, что другие промышленно развитые страны возьмут на себя аналогичные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а также экономически более продвинутые развивающиеся страны будут оказывать посильное содействие, соразмерное с их возможностями.
(2) В 2009 г. Европейская Комиссия подготовила отчет по Стратегии устойчивого развития Европейского Союза, акцентирующий внимание на таких наиболее актуальных проблемах устойчивого развития как транспорт, изменение климата, здоровье населения и рациональное использование энергии.
(3) На уровне государств-членов ЕС и Европейского Союза в целом во всех секторах экономики Европейского Союза, а не только в промышленной и энергетической отраслях, должны быть предприняты программные мероприятия и меры с целью достижения необходимого сокращения выбросов парниковых газов. Решение Европейского парламента и Совета ЕС 406/2009/ЕС от 23 апреля 2009 г. об усилиях государств-членов ЕС по сокращению выбросов парниковых газов с целью выполнения обязательств Сообщества по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 г.*(5) предусматривает среднее уменьшение выбросов парниковых газов на 10% по сравнению с уровнем 2005 г. в отраслях, не подпадающих под действие Схемы торговли квотами на выброс парниковых газов, установленную Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2003/87/ЕС от 13 октября 2003 г. об учреждении схемы торговли квотами на выброс парниковых газов на территории Сообщества*(6), в том числе в секторе автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт представляет собой второй по величине сектор экономики, производящий выбросы парниковых газов и выбросы от автотранспортных средств, в том числе от автотранспортных средств малой грузоподъемности, продолжают расти. Если количество выбросов от автотранспортных средств продолжит увеличиваться, то будут сорваны все усилия, предпринимаемые в других отраслях экономики для борьбы с изменением климата.
(4) Цели Европейского Союза по сокращению выбросов парниковых газов новыми автотранспортными средствами предоставляют производителям больше определенности и маневренности для удовлетворения требований по сокращению выбросов парниковых газов, чем это было бы предусмотрено отдельными национальными целями сокращения выбросов парниковых газов. При разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам парниковых газов, необходимо принимать во внимание их значение для рынка и для конкурентоспособности производителей, прямые и косвенные расходы, понесенные предпринимателями и прибыль, которая появляется в результате стимулированию инноваций и сокращения потребляемой энергии и затрат на топливо.
(5) В целях повышения конкурентоспособности европейской автомобильной промышленности, должны использоваться такие схемы стимулирования, как возмещение эко-новаций и предоставление больших кредитов.
(6) В своих информационных письмах от 7 февраля 2007 г. "Результаты отчета Стратегии Сообщества по сокращению выбросов углекислого газа (СО2), производимых легковыми автомобилями и автотранспортными средствами малой грузоподъемности" и "Конкурентоспособная автомобильная законодательная база для 21 века (CARS 21)", Европейская Комиссия подчеркнула, что цели Сообщества по усреднению выбросов, производимых парком новых легковых автомобилей, до 120 г углекислого газа на 1 км не могут быть достигнуты при отсутствии дополнительных мер.
(7) В указанных информационных письмах был предложен интегрированный подход для достижения среднеарифметического значения норм по выбросам, производимым новыми легковыми автомобилями и коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности, в размере 120 г углекислого газа на 1 км к 2012 году, фокусируя внимание на обязательном сокращении выбросов углекислого газа (СО2) для достижения среднего значения 130 г СО2/км для выбросов, производимых парком новых автомобилей, посредством модернизации двигателя автотранспортного средства, а также дальнейшего уменьшения выбросов до 10 г СО2 на 1 км, или эквивалентного значения в случае технической необходимости, посредством иных технологических улучшений, в том числе достижений в сфере эффективности использования топлива в коммерческих автотранспортных средствах малой грузоподъемности.
(8) Положения, обеспечивающие выполнение задач, связанные с выбросами парниковых газов, производимыми коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности, должны соответствовать законодательной базе, разработанной для обеспечения выполнения задач, связанных с выбросами парниковых газов, производимыми парком новых легковых автомобилей и установленной положениями Регламента (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 443/2009 от 23 апреля 2009 г. о разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам, для новых легковых автомобилей в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (СО2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности*(7).
(9) Законодательная база, необходимая для достижения целей по сокращению среднего значения выбросов парниковых газов новыми коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности, должна гарантировать, что указанные цели нейтральны с точки зрения конкуренции, социально справедливы и устойчивы, учитывают разнообразие европейских производителей автомобилей и избегают любого необоснованного искажения конкуренции между ними. Законодательная база должна соответствовать общим задачам достижения целей Европейского Союза по сокращению выбросов парниковых газов и должна быть дополнена другими более применимыми инструментами, такими как дифференциация автомобилей, пошлины на топливо или меры по ограничению скорости коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности.
(10) В целях сохранения многообразия рынка коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности и возможности рассмотрения различных потребностей потребителя нормы по выбросам углекислого газа (СО2) для коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности должны быть определены в соответствии с полезностью транспортного средства на линейной основе. Масса представляет собой соответствующий параметр для описания указанной полезности, который предусматривает сопоставление существующих выбросов и вследствие этого приводит к получению более реалистичных и более нейтральных с точки зрения конкуренции норм. Кроме того, сведения о массе являются полностью доступными. Сведения о дополнительных параметрах полезности, таких как площадь у основания (среднее значение ширины трака) и грузоподъемность, должны быть собраны для обеспечения проведения долгосрочных оценок подхода, основанного на полезности.
(11) Настоящий Регламент активно содействует продвижению эко-новаций и учитывает будущие технологические разработки, которые могут усилить долгосрочную конкурентоспособность европейской автомобильной промышленности и создать более высоко квалифицированные рабочие места. В качестве средства систематической оценки сокращения выбросов в результате внедрения эко-новаций Европейская Комиссия должна рассмотреть возможность включения эко-новационных мер при пересмотре процедур испытаний в соответствии со Статьей 14(3) Регламента (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 715/2007 от 20 июня 2007 г. о типовом утверждении автотранспортных средств в отношении выбросов легковыми пассажирскими и коммерческими автотранспортными средствами (Евро 5 и Евро 6) и допуске к ремонту автотранспортных средств и сохранению информации*(8), принимая во внимание технические и экономические последствия такого включения.
(12) Директива Европейского парламента и Совета ЕС 1999/94/ЕС от 13 декабря 1999 г. о доступности для потребителя информации об экономии топлива и объеме выбросов углекислого газа (СО2) в отношении реализации новых легковых автомобилей*(9) также требует, чтобы рекламные материалы об автомобилях содержали информацию для конечных пользователей об официальных данных о выбросах углекислого газа (СО2), а также об официальном потреблении топлива автотранспортным средством. Европейская Комиссия в своих Руководящих правилах 2003/217/ЕС от 26 марта 2003 г. о применении к другим средствам массовой информации положений Директивы 1999/94/ЕС, касающихся рекламных материалов*(10), трактует вышеуказанную информацию как рекламу. В связи с этим сфера действия Директивы 1999/94/ЕС должна распространяться на коммерческие автотранспортные средства малой грузоподъемности для того, чтобы рекламные объявления в отношении любых автотранспортных средств малой грузоподъемности стали обязательными с целью доведения до сведения конечных потребителей официальных данных о выбросах углекислого газа (СО2), а также об официальном потреблении топлива автотранспортным средством в случаях, если информация о мощности и цене была раскрыта, не позднее 2014 г.
(13) Принимая во внимание очень высокие затраты на исследования и разработки, а также издержки на единичное производство первых поколений низкоуглеродистых автотранспортных средств, подлежащих внедрению на рынок после вступления настоящего Регламента в законную силу, данный Регламент временно направлен на ускорение и содействие процессу внедрения на рынки Европейского Союза ультранизкоуглеродистых автотранспортных средств на начальной стадии их коммерческого использования.
(14) Использование ряда альтернативных видов топлива может обеспечить существенное сокращение выбросов углекислого газа (СО2) в полном цикле производства топлива. В связи с этим настоящий Регламент объединяет в себе специальные положения, призванные обеспечивать дальнейшее внедрение автотранспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива, на рынки Европейского союза.
(15) Не позднее 1 января 2012 г. и в целях корректировки собранных данных и определения объемов потребления топлива, Европейская Комиссия должна рассмотреть необходимость внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты для того, чтобы обязать производителей, обратившихся за одобрением типа автотранспортного средства категории N1, как указано в Приложении II к Директиве Европейского парламента и Совета ЕС 2007/46/ЕС от 5 сентября 2007 г., устанавливающей правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств*(11), оборудовать каждое автотранспортное средство счетчиком потребления топлива.
(16) В целях соблюдения положений Регламента (ЕС) 443/2009, а также в целях предотвращения злоупотреблений, нормы по выбросам парниковых газов применяются к новым автотранспортным средствам малой грузоподъемности, зарегистрированным в Европейском Союзе впервые и не имеющим регистрации за его пределами, за исключением временной регистрации.
(17) Директива 2007/46/ЕС устанавливает гармонизированную законодательную базу, содержащую административные положения и общие технические требования к одобрению всех новых автотранспортных средств, подпадающих под ее сферу действия. Субъект права, несущий ответственность за соблюдение положений настоящего Регламента и субъект права, несущий ответственность за реализацию процедуры утверждения типа автотранспортного средства в соответствии с Директивой 2007/46/ЕС, а также за обеспечение соответствия продукции, должен быть одним и тем же.
(18) Производители должны обладать определенной гибкостью в принятии решения, как достичь своей цели в соответствии с настоящим Регламентом, а также им должно быть разрешено определить среднеарифметическое значение выбросов по всему парку новых автотранспортных средств взамен соблюдения норм по выбросам СО2 для каждого конкретного автотранспортного средства. Таким образом, от производителей требуется гарантия того, что среднеарифметическое удельное значение выбросов парниковых газов, производимых всеми новыми коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности, зарегистрированными в Европейском Союзе, в отношении которых они несут ответственность, не превышает среднего значения норм по выбросам для указанных автотранспортных средств. Данное требование должно осуществляться поэтапно в период с 2014 по 2017 гг. для того, чтобы облегчить его введение в законную силу. Указанное требование соответствует основным условиям и продолжительности поэтапного периода, установленного в Регламенте (ЕС) 443/2009.
(19) Чтобы гарантировать, что нормы по выбросам отражают специфику производителей малого и среднего звена и соответствуют потенциалу производителя по сокращению выбросов, для указанных производителей должны быть установлены альтернативные нормы сокращения выбросов, с учетом технологического потенциала автотранспортных средств соответствующего производителя к уменьшению удельного выброса СО2 и соответствия характеристикам соответствующих сегментов рынка. Указанное ограничение должно регулироваться посредством пересмотров удельных норм по выбросам парниковых газов, указанных в Приложении I к настоящему Регламенту, для того, чтобы завершиться не позднее начала 2013 г.
(20) Стратегия Европейского Союза по сокращению выбросов СО2 легковыми автомобилями и коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности устанавливает единый подход с целью сокращения нормы выброса до 120 г СО2 /км к 2012 г., несмотря на существующую долгосрочную концепцию дальнейшего сокращения выбросов. Регламент (ЕС) 443/2009 обосновывает указанную долгосрочную концепцию посредством установления нормы по выбросам 95 г СО2 /км в качестве среднеарифметической нормы по выбросам, производимым парком новых автотранспортных средств. В целях обеспечения соответствия данному подходу и обеспечения плановой определенности для промышленности, долгосрочные нормы по выбросам СО2 коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности должны быть установлены в 2020 г.
(21) В целях обеспечения маневренности производителей в соблюдении норм по выбросам в соответствии с настоящим Регламентом, производители вправе договориться о формировании объединения на открытой, прозрачной и недискриминационной основе. Если объединение сформировано, то нормы по выбросам каждого отдельного производителя должны быть заменены на общие нормы, предусмотренные для объединения, которые должны быть разработаны коллективно всеми участниками объединения.
(22) Ответственность за удельные выбросы углекислого газа укомплектованными автотранспортными средствами должна быть закреплена за производителем базового автотранспортного средства.
(23) В целях обеспечения того, что значения выбросов углекислого газа и КПД топлива укомплектованных автотранспортных средств являются типичными, Европейская Комиссия должна выступить с инициативой проведения специальной процедуры и решить вопрос о необходимости пересмотра нормативно-правовых актов в области утверждения типов автотранспортного средства.
(24) Необходимо разработать надежный механизм реализации положений настоящего Регламента в целях обеспечения выполнения целей настоящего Регламента.
(25) Удельные выбросы углекислого газа новыми коммерческими автотранспортными средствами малой грузоподъемности измеряются в Европейском Союзе на унифицированной основе в соответствии с методологией, установленной в Регламенте (ЕС) 715/2007. Для уменьшения административного барьера соблюдение норм по выбросам должно измеряться на основе данных о регистрации новых автотранспортных средств в Европейском Союзе, собранных государствами-членами ЕС и предоставленными в виде отчета Европейской Комиссии. В целях обеспечения непротиворечивости данных, используемых для оценки соблюдения норм по выбросам, правила сбора указанных данных и составления отчета по ним должны быть гармонизированы в максимально возможной степени.
(26) Директива 2007/46/ЕС требует, чтобы производители выдавали сертификат соответствия на каждое новое коммерческое автотранспортное средство малой грузоподъемности, а также чтобы государства-члены ЕС разрешили регистрацию и ввод в эксплуатацию новых коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности только в том случае, если к ним прилагается действующий сертификат соответствия. Данные, собранные государствами-членами ЕС, должны соответствовать сертификату соответствия, выданному производителем коммерческого автотранспортного средства малой грузоподъемности и должны основываться исключительно на указанном документе. Должна быть разработана стандартная база данных Европейского союза для занесения информации о сертификатах соответствия. Указанная база должна использоваться в качестве единственного источника, предоставляющего возможность государствам-членам ЕС в упрощенном порядке сохранять данные о регистрации в тех случаях, когда регистрация автотранспортных средств производится впервые.
(27) Соблюдение производителями норм, установленных в соответствии с настоящим Регламентом, подлежит оценке на уровне Европейского союза. Производители автотранспортных средств, у которых среднее значение удельных выбросов углекислого газа превышает значения, разрешенные в соответствии с настоящим Регламентом, должны платить надбавку за сверхнормативные выбросы за каждый календарный год, начиная с 1 января 2014 г. Указанная надбавка должна регулироваться в зависимости от того, насколько производители нарушили соответствующие нормы по выбросам углекислого газа. В целях обеспечения соответствия механизм начисления надбавки должен быть аналогичен механизму, указанному в Регламенте (ЕС) 443/2009. Суммы надбавок за сверхнормативные выбросы признаются доходом в общий бюджет Европейского Союза.
(28) Любые национальные меры, которые государство-член ЕС может осуществлять или вводить в действие в соответствии со Статьей 193 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU), не могут, с учетом целей и процедур, установленных в настоящем Регламенте, налагать дополнительные или более жесткие санкции на производителей, которые не достигли своих целей в соответствии с настоящим Регламентом.
(29) Настоящий Регламент должен применяться без ущерба для применения всех правил конкуренции Европейского Союза.
(30) Для достижения долгосрочных целей должны рассматриваться новые средства, в частности, угол наклона кривой, параметры полезности и схемы начисления надбавок сверхнормативные выбросы.
(31) Скорость автотранспортных средств оказывает существенное влияние на потребление ими топлива и выбросы углекислого газа. Кроме того, при отсутствии ограничения скорости коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности не исключено существование элемента конкуренции в отношении максимальной скорости, которая может привести к увеличению трансмиссии и к сопутствующей этому потери энергии, производимой двигателем на малых режимах эксплуатации. В связи с этим целесообразно изучить возможность распространения сферы действия Директивы Совета ЕС 92/6/ЕЭС от 10 февраля 1992 г. об установке и использовании устройств ограничения скорости для ряда категорий автотранспортных средств на территории Сообщества*(12) c целью включения в нее коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности, подпадающих под сферу действия настоящего Регламента.
(32) В целях обеспечения единообразных условий для реализации настоящего Регламента, в частности, касающихся принятия детально прописанных правил о мониторинге и предоставлении отчета по средним значениям выбросов углекислого газа, а именно правил о сборе, регистрации, представлении, передаче, расчете и передаче данных о средних значениях выбросов, применении требований, установленных в Приложении II к настоящему Регламенту, а также для принятия тщательно разработанных мер по сбору надбавок за сверхнормативные выбросы и положений, касающихся процедуры одобрения инновационных технологий, Европейская Комиссия должна быть наделена исполнительными полномочиями. Указанные полномочия должны осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 182/2011 от 16 февраля 2011 г., устанавливающим правила и общие принципы относительно механизмов контроля Государствами-Членами ЕС выполнения Комиссией имплементационных полномочий*(13).
(33) Европейская Комиссия должна быть уполномочена принимать делегированные акты в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза в целях внесения изменений и дополнений к требованиям по мониторингу и отчетности, установленным в Приложении II к настоящему Регламенту, с учетом практики применения настоящего Регламента, а также для того, чтобы корректировать величину М0, указанную в Приложении I к настоящему Регламенту, по отношению к средней массе нового коммерческого автотранспортного средства малой грузоподъемности за предыдущие три календарных года, разрабатывать правила, связанные с интерпретацией критериев для частичной отмены норм удельных выбросов, о содержании заявлений на частичную отмену норм удельных выбросов, о содержании и оценке программ по сокращению удельных выбросов углекислого газа, а также чтобы принять формулу, указанную в Приложении I к настоящему Регламенту для отражения любых изменений в регулятивной контрольной процедуре для измерения удельных выбросов углекислого газа. Особую значимость представляет тот факт, что Европейская Комиссия проводит соответствующие консультации в процессе подготовительной работы, в том числе на уровне специалистов.
(34) Если задачи настоящего Регламента, а именно разработка требований к характеристикам выбросов углекислого газа для новых коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности, не могут быть достигнуты на уровне государств-членов ЕС, но могут наилучшим образом быть достигнуты на уровне Сообщества, то Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленном в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, установленном в указанной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы, необходимые для достижения указанных целей,
Принял настоящий Регламент:
Совершено в Страсбурге 11 мая 2011 г.
От имени Европейского парламента
Президент
J. Buzek
От имени Совета ЕС
Президент
E. Gyori
-------------------------------------------
*(1) Regulation (EU) No 510/2011 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2011 setting emission performance standards for new light commercial vehicles as part of the Union's integrated approach to reduce CO 2 emissions from light-duty vehicles. Опубликован в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L145, 31.05.2011, стр. 1.
*(2) ОЖ N С 44, 11.2.2011, стр. 157.
*(3) Позиция Европейского парламента от 15 февраля 2011 г. (еще не опубликованная в Официальном Журнале) и Решение Совета ЕС от 31 марта 2011 г.
*(4) ОЖ N L33, 7.2.1994, стр. 11.
*(5) ОЖ N L140, 5.6.2009, стр. 136.
*(6) ОЖ N L275, 25.10.2003, стр. 32.
*(7) ОЖ N L140, 5.6.2009, стр. 1.
*(8) ОЖ N L171, 29.6.2007, стр. 1.
*(9) ОЖ N L12, 18.1.2000, стр. 16.
*(10) ОЖ N L82, 29.3.2003, стр. 33.
*(11) ОЖ N L263, 9.10.2007, стр. 1.
*(12) ОЖ N L57, 2.3.1992, стр. 27.
*(13) ОЖ N L55, 28.2.2011, стр. 13.
*(14) ОЖ N L145, 31.5.2001, стр. 43.
*(15) ОЖ N L49, 19.2.2004, стр. 1.
*(16) Данная форма в настоящем переводе не приводится - прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент (ЕС) 510/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 мая 2011 г. "Об установлении норм выбросов для новых коммерческих автотранспортных средств малой грузоподъемности в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (СО2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности"
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Переводчик - Сидорова Н.А.
Настоящий Регламент вступает в законную силу на третий день после его опубликования в Официальном журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L145, 31.05.2011, стр. 1
Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/631 от 17 апреля 2019 г. настоящий документ отменен с 1 января 2020 г.