В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301, N 23, ст. 2522, N 48, ст. 5032, N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912, N 25, ст. 3039, N 32 ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597, N 17, ст. 1897, N 23, ст. 2719, N 38, ст. 4309, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378, N 6, ст. 738, N 9, ст. 1119, N 18, (часть 2), ст. 2249, N 33, ст. 4086, 2010, N 9, ст. 960, N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350, N 30, ст. 4096, N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935, N 32, ст. 4831, N 42, ст. 5925), Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года N 669 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5197; 2009, N 44, ст. 5242; 2010, N 31, ст. 4248; 2012, N 17, ст. 1978) и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 04 июня 2010 года N 216 (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2010, регистрационный N 18077), а также Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 г. N 123 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 874; 2005, N 7, ст. 560; 2008, N 38, ст. 4317; 2011, N 30 (2), ст. 4635), рассмотрев представленные ОАО "МРСК Сибири" и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия материалы, и установили следующее.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.12.2011 г. N 1/44 были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями потребителям Республики Бурятия в 2012 году.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/24 в вышеуказанный приказ от 30.12.2011 г. N 1/44 были внесены изменения.
При расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.12.2011 г. N 1/44 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/24), в составе необходимой валовой выручки, принятой для расчета единых (котловых) тарифов учтена необходимая валовая выручка ОАО "МРСК Сибири" в размере 1 986 460,7 тыс. руб., установленная приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.12.2010 г. N 1/75 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/20).
Согласно экспертному заключению Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, а также протоколу заседания Коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах расходы общей суммой 232 783,7 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:
- выпадающие доходы от предоставления льготы по оплате платы за технологическое присоединение льготных категорий потребителей общей суммой 209 066,7 тыс. руб., в том числе за 2010 год - 10 640,4 тыс. руб., за 2011 г. - 74 457,7 тыс. руб., за 2012 г. - 123 968,6 тыс. руб.;
- экономически обоснованные расходы на покупку потерь электрической энергии в 2009-2010 гг., общей суммой 23 717,0 тыс. руб., в том числе в 2009 г. - 5 339,0 тыс. руб., в 2010 г. - 18 378,0 тыс. руб.
Согласно положениям пунктов 7, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, вышеуказанные экономически обоснованные расходы и выпадающие доходы, подлежат учету в расчете экономически обоснованной необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" на 2012 год.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике вышеуказанные признанные Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия экономически обоснованные расходы и выпадающие доходы не учтены в необходимой валовой выручке ОАО "МРСК Сибири" на 2012 год, а также не учтены при расчете необходимой валовой выручки, принятой для расчета единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленные приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.12.2011 г. N 1/44 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/24).
Таким образом, со стороны Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия были превышены свои полномочия, определенные положениями Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", выразившиеся в признании экономически обоснованными и вследствие этого, согласно положениям пунктов 7, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, подлежащими учету в тарифах 2012 года расходы и выпадающие доходы, без учета этих экономически обоснованных расходов и выпадающих доходов в тарифах.
При расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.12.2011 г. N 1/44 (в редакции приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/24), в составе необходимой валовой выручки, принятой для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии были учтены расходы ООО "Энком", при этом тарифы для взаиморасчетов между ООО "Энком" и другими сетевыми организациями Республики Бурятия Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия установлено не было.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Из представленных в ФСТ России Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия объяснений следует, что между ООО "Энком" и ОАО "МРСК Сибири", а также ОАО "Улан Удэ Энерго", отсутствуют заключенные договора на оказание услуги по передаче электрической энергии, при этом ООО "Энком" получает денежные средства (собирает выручку) от сбытовой компании - ОАО "Бурятэнергосбыт", рассчитываясь с последним по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии в объеме, превышающем установленную для ООО "Энком" Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия необходимую валовую выручку на 2012 год, и, исходя из положений пункта 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, должно по тарифам взаиморасчетов перечислять избыточно полученную выручку в другие сетевые организации, в том числе в ОАО "МРСК Сибири".
Согласно положениям пункта 49 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2, расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Однако, в нарушение положений вышеуказанного пункта Методических указаний, учитывая в расчете единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии расходы ООО "Энком", получающего избыточную выручку и, в отсутствие установленных Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия тарифов для взаиморасчетов между ООО "Энком" и ОАО "МРСК Сибири", ООО "Энком" не перечисляет ее в ОАО "МРСК Сибири".
Тем самым учет в расчете необходимой валовой выручки, принятой для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимой валовой выручки ООО "Энком" при одновременном неустановлении тарифов для взаиморасчетов, противоречит положениям пункта 49 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2, поскольку установленные Республиканской службой по тарифам тарифы для взаиморасчетов не обеспечивают необходимую валовую выручку ОАО "МРСК Сибири" по причине отсутствия установленного в соответствии с законодательством тарифа для взаиморасчетов между ООО "Энком" и ОАО "МРСК Сибири".
Учитывая вышеизложенное, а также результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 20 июня 2012 г. N ДС-10), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении ОАО "МРСК Сибири" о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия.
2. Отменить с 1 августа 2012 г. приказы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, принятые последней с превышением своих полномочий:
- от 30.12.2011 г. N 1/44 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/24) "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия";
- от 31.05.2012 г. N 1/20 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.12.2010 г. N 1/75 "Об установлении необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) на 2011-2013 годы";
- от 30.12.2011 г. N 1/45 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31.05.2012 г. N 1/25) "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2012 год".
3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Республики Бурятия в установленном порядке в срок до 15 июля 2012 г. установить и ввести в действие с 1 августа 2012 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2012, а также тарифы для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями на 2012 год, в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.
4. При исполнении положений пункта 3 настоящего приказа органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Республики Бурятия учесть неучтенные экономически обоснованные расходы и выпадающие доходы, признанные Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия экономически обоснованными, общей суммой 232 783,7 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:
- выпадающие доходы от предоставления льготы по оплате платы за технологическое присоединение льготных категорий потребителей общей суммой 209 066,7 тыс. руб., в том числе за 2010 год - 10 640,4 тыс. руб., за 2011 г. - 74 457,7 тыс. руб., за 2012 г. - 123 968,6 тыс. руб.;
- экономически обоснованные расходы на покупку потерь электрической энергии в 2009-2010 гг., общей суммой 23 717,0 тыс. руб., в том числе в 2009 г. - 5 339,0 тыс. руб., в 2010 г. - 18 378,0 тыс. руб.
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Республики Бурятия в течение 10 рабочих дней с даты исполнения проинформировать Контрольно-ревизионное управление ФСТ России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Бурятия на 2012 год (вводимых в действие с 1 августа 2012 г.);
- расчета необходимой валовой выручки, учтенной при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Бурятия на 2012 год (вводимых в действие с 1 августа 2012 г.);
- решения об установлении тарифов для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Республики Бурятия (вводимых в действие с 1 августа 2012 г.);
- экспертного заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, по делу об установлении тарифов на 2012 год (вводимых в действие с 1 августа 2012 г.), выполненного в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 20 июня 2012 г. N 408-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "МРСК Сибири" о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 13 июля 2012 г. N 25