1. Следует ли кредитной организации рассматривать в качестве клиентов лиц, заключивших с кредитной организацией договор залога/поручительства, при отсутствии у них иных гражданско-правовых отношений с кредитной организацией, проводить идентификацию указанных лиц?
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона.
Принимая во внимание нормы, установленные абзацами 11, 13 статьи 3 Федерального закона, а также пунктом 1.1 Положения Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", клиентом кредитной организации является юридическое или физическое лицо, находящееся у нее на обслуживании, при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых установлен частью 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), либо при осуществлении других сделок, открытый перечень которых приведен в части 2 статьи 5 Закона о банках.
Таким образом, лицо, с которым кредитной организацией заключен договор поручительства или залога (поручитель/залогодатель) в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, при отсутствии иных гражданско-правовых отношений не является лицом, находящимся на обслуживании в кредитной организации (клиентом). Следовательно, требования по идентификации, предусмотренные статьей 7 Федерального закона, на такое лицо не распространяются.
2. В каком порядке и объеме кредитной организации следует идентифицировать представителя клиента? В каком порядке кредитной организации следует обновлять информацию о представителе клиента?
Требование об идентификации представителя клиента, а также перечень сведений, которые необходимо установить в его отношении, установлены подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
Норма подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона является нормой прямого действия. При этом Федеральный закон не предоставляет Банку России полномочий по установлению для кредитных организаций требований к идентификации представителей клиентов. Учитывая изложенное, при проведении идентификации представителей клиентов кредитным организациям следует руководствоваться нормами Федерального закона.
Кредитная организация вправе самостоятельно определить порядок фиксирования и хранения информации о представителях клиента.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, кредитные организации обязаны систематически обновлять информацию только о клиентах и выгодоприобретателях.
3. Необходимо ли кредитной организации представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащей обязательному контролю операции своего клиента в случае, если данная операция совершена до того, как лицо, ее совершившее, стало клиентом кредитной организации?
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона клиентом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в указанной организации.
Исходя из указанной нормы Федерального закона клиентами кредитной организации являются субъекты, которым кредитная организация оказывает услугу либо при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых указан в части 1 статьи 5 Закона о банках, либо при осуществлении других сделок, открытый перечень которых указан в части 2 статьи 5 Закона о банках.
В случае, если кредитной организации стало известно об операции, подлежащей обязательному контролю, совершенной лицом, в настоящее время являющимся ее клиентом, в период, когда оно не находилось на обслуживании в данной кредитной организации, обязанности представлять сведения в уполномоченный орган по такой операции у кредитной организации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона не возникает.
4. Возникает ли у кредитной организации обязанность представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, совершаемым по корреспондентским счетам?
В соответствии со статьей 860 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на корреспондентские счета распространяются правила главы 45 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
Корреспондентские счета согласно подпункту 2.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" являются одним из видов банковских счетов.
Учитывая изложенное, кредитная организация во исполнение требования, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, обязана представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю операций, определенным статьей 6 Федерального закона, осуществляемых ее респондентами по корреспондентским счетам, открытым в данной кредитной организации.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона у кредитной организации не возникает обязанности направлять сообщение в уполномоченный орган при проведении операции, соответствующей критериям операций, подлежащих обязательному контролю, по своему корреспондентскому счету, открытому в кредитной организации - корреспонденте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняются отдельные вопросы, касающиеся противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Лицо, с которым кредитная организация заключила договор поручительства или залога, чтобы обеспечить исполнение обязательств заемщика, при отсутствии иных гражданско-правовых отношений не является ее клиентом. Следовательно, на данное лицо не распространяются требования по идентификации.
Порядок фиксирования и хранения информации о представителях клиента может определяться кредитной организацией самостоятельно.
Кредитные организации обязаны систематически обновлять информацию только о клиентах и выгодоприобретателях.
Если кредитная организация узнала об операции, подлежащей обязательному контролю, совершенной ее клиентом в период, когда он не обслуживался в данной кредитной организации, то последняя не обязана представлять в уполномоченный орган сведения по такой операции.
Кредитная организация должна направлять в этот орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, осуществляемых ее респондентами по корреспондентским счетам, открытым в ней.
У кредитной организации не возникает обязанности направлять сообщение в уполномоченный орган при проведении операции, подлежащей обязательному контролю, по своему корреспондентскому счету, открытому в кредитной организации-корреспонденте.
Информационное письмо Банка России от 29 июня 2012 г. N 20 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"
Текст информационного письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 11 июля 2012 г. N 36