Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 июля 2012 г. N 03-07-08/175
Вопрос: Организация является представительством в Российской Федерации фирмы, базирующейся в Германии. Представительство не ведет коммерческой деятельности, а существует за счет финансирования, поступающего от головного офиса в Германии, не имеет доходов в Российской Федерации, и, таким образом, деятельность Представительства не приводит к образованию постоянного представительства.
Представительство владеет легковым автомобилем. Автомобиль был приобретен с помощью Российской лизинговой компании, которая является плательщиком НДС, то есть, НДС, выплаченный лизинговой компании, был ею уплачен в бюджет Российской Федерации. Так как Представительство не ведет коммерческой деятельности, оно не предъявило НДС, выплаченный лизинговой компании, к возмещению из бюджета.
Автомобиль планируется продать физическому лицу.
Должно ли Представительство заплатить с дохода, полученного от продажи автомобиля, НДС?
Может ли Представительство предъявить НДС, выплаченный лизинговой компании в предыдущих налоговых периодах, к возмещению из бюджета в периоде, когда автомобиль был продан? Может ли Представительство предъявить к возмещению из бюджета НДС по различным услугам (интернет, услуги связи и т.д.), оказанным Представительству Российскими фирмами, являющимися плательщиками НДС, в период продажи автомобиля?
Должно ли Представительство заплатить с дохода, полученного от продажи автомобиля, налог на прибыль? Соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Германией содержит данный вид дохода. Головной офис в Германии доходы от продажи данного автомобиля включает в доходы фирмы в Германии.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении легкового автомобиля, реализуемого на территории Российской Федерации представительством иностранной организации в Российской Федерации российскому физическому лицу, и сообщает.
Согласно статье 143 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Пунктом 2 статьи 11 Кодекса установлено, что в целях налогообложения к организациям относятся в том числе иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 147 Кодекса. Согласно положениям данной статьи местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется либо в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации находящегося на территории Российской Федерации легкового автомобиля признается территория Российской Федерации.
Таким образом, реализация представительством иностранной организации в Российской Федерации легкового автомобиля российскому физическому лицу является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и облагается налогом по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса. При этом указанное представительство имеет право на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении в Российской Федерации товаров (работ, услуг), использованных для осуществления данной операции, в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 2 статьи 13 "Доходы от отчуждения имущества" Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года (далее - Соглашение) доходы от отчуждения движимого имущества, представляющего собой активы постоянного представительства, которое предприятие одного Договаривающего Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, или относящегося к постоянной базе, которой располагает резидент одного Договаривающегося Государства для оказания независимых личных услуг в другом Договаривающемся Государстве, включая доходы, получаемые вследствие отчуждения такого постоянного представительства (отдельно или вместе с остальным предприятием) или такой постоянной базы, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Согласно статье 5 "Постоянное представительство" Соглашения под постоянным представительством понимается постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
Учитывая изложенное, если представительство иностранной организации не осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, то на основании пункта 4 статьи 13 Соглашения, согласно которому доходы от отчуждения имущества, не обозначенного "в пунктах 1-3 статьи 13 Соглашения, могут облагаться налогом только в том Договаривающемся Государстве, в котором лицо, отчуждающее это имущество, является резидентом, доходы от продажи легкового автомобиля облагаются налогом на прибыль организаций только на территории Федеративной Республики Германия и не подлежат налогообложению этим налогом в Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.