Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минсельхоза РФ
от 26 июля 2011 г. N 240
Ведомственный план
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Ведомственный план Министерства сельского хозяйства Российской Федерации повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее Ведомственный план) разработан в целях выполнения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, и в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 23 декабря 2010 г. N 182н/674.
I. Анализ ситуации, предшествовавшей разработке Ведомственного плана
Основы формирования единой государственной политики в области развития агропромышленного комплекса на долгосрочный период определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Деятельность Минсельхоза России построена на подчинении всех мероприятий конкретным целям и задачам. Основные мероприятия, которые планируются Министерством к выполнению для достижения имеющихся целей, содержатся в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Государственная программа), федеральных целевых программах и подпрограммах, по которым Минсельхоз России выступает соисполнителем, а также ведомственных целевых программах.
Минсельхоз России одним из первых федеральных органов исполнительной власти осуществил внедрение программно-целевого метода построения бюджета в рамках реализации Государственной программы. В 2010 году объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на программную часть, составил 113,0 млрд. рублей или 77% от общего объема бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" ежегодно подготавливается и утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы. В докладе содержатся основные итоги развития сельского хозяйства страны за отчетный год по всем основным разделам программы, дается оценка выполнения ее целевых показателей, федеральных и отраслевых программ по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и сфер деятельности отрасли, выявляются тенденции в развитии аграрного сектора, приводится прогноз на текущий год, предлагаются меры по уточнению отдельных параметров, определенных программой, а также меры по совершенствованию организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса. При подготовке Национального доклада используется статистическая информация Росстата и Минсельхоза России, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, административные данные, результаты исследований научно-исследовательских институтов, бухгалтерская и отраслевая отчетность, результаты социологического и экспертного мониторинга реализации Государственной программы, проведенного в ряде субъектов Российской Федерации, иные материалы.
Также на весь период реализации указанной Государственной программы заключены соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определена их ответственность за выполнение предусмотренных целевых показателей, разработаны критерии оценки эффективности использования субъектами Российской Федерации выделенных межбюджетных трансфертов, ведется полный реестр получателей бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства. Достигнут высокий уровень автоматизации обработки и анализа данных для целей принятия управленческих решений, в том числе за счет реализации целевой ведомственной программы "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 265 "Об утверждении положения об управлении реализацией основных этапов создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства". Данная ведомственная программа способствовала повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса на основе предоставления электронных услуг товаропроизводителям и сельскому населению, повышению эффективности управления агропромышленным сектором экономики, оперативности регулирования агропродовольственного рынка на основе применения современных информационных технологий, а также обеспечивает информационную поддержку государственных, федеральных, ведомственных целевых программ и деятельности Минсельхоза России, сельскохозяйственных товаропроизводителей, уполномоченных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В целях повышения качества и эффективности исполнения государственных функций Минсельхозом России проведена работа по утверждению административных регламентов, утвержден перечень государственных услуг, оказываемых физическим и (или) юридическим лицам, Минсельхозом России и Россельхознадзором. В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утвержден план перехода на оказание государственных услуг и осуществление государственных функций в электронном виде, определивший сроки, этапы и ответственные департаменты Министерства. Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства от 14 февраля 2009 г. N 604п-П16 Минсельхоз России был включен в состав пилотного проекта и в октябре 2009 г. подключен к системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО). В настоящее время ведомственная система документооборота доработана для автоматического формирования и отправки электронных сообщений о прохождении и ходе исполнения поручений Правительства Российской Федерации и готова к эксплуатации в системе МЭДО без дублирования документов на бумажных носителях, проведены работы по ее техническому и программному перевооружению. Также некоторые функции по обеспечению деятельности Минсельхоза России выведены на аутсорсинг.
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Минсельхозом России, распоряжением от 29 октября 2010 г. N 77-р, утвержден перечень подведомственных федеральных учреждений, согласно которому подведомственная сеть включает 371 федеральное бюджетное учреждение, ведется работа по оптимизации подведомственной сети путем реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений. Приняты ведомственные нормативные правовые акты о порядке согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственным федеральным бюджетным учреждением, либо приобретенным за счет средств, выделенных на приобретение такого имущества; об утверждении порядка принятия решения об одобрении сделок с участием подведомственного федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; об утверждении порядка предварительного согласования совершения подведомственным федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; об утверждении порядка согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
По повышению качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ) Минсельхозом России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, ведется работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в соответствии с утвержденным распоряжением Минсельхоза России планом мероприятий по реализации указанного Федерального закона. В течение 2010 года Минсельхозом России был принят ряд ведомственных нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности предоставления государственных услуг, в том числе:
утверждены:
ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности;
первоначальные нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ);
порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности;
порядок определения платы за оказание федеральными государственными учреждениями гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности;
определены:
порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального государственного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества;
предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности.
В целях оптимизации государственных закупок Минсельхоз России и подведомственные ему федеральные государственные учреждения руководствуются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и принятыми в его исполнение ведомственными актами.
По повышению энергетической эффективности Минсельхоз России обеспечивает выполнение требований (в том числе в подведомственных федеральных государственных учреждениях) Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющих обеспечение снижения объема потребляемых ресурсов.
Повышение качества финансового менеджмента реализуется Минсельхозом России по основным критериям, определенным приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" и направленным на обеспечение эффективности и результативности расходования бюджетных средств и включающим в себя все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).
В целях создания и совершенствования процедур внутреннего контроля Минсельхозом России создана комиссия по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из федерального бюджета, утверждено положение об указанной комиссии, утвержден регламент проведения проверок целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных Минсельхозом России бюджетам субъектов Российской Федерации и подведомственным Минсельхозу России федеральным государственным учреждениям.
Дальнейшая работа по совершенствованию и развитию указанных направлений представлена в соответствующих разделах Ведомственного плана.
II. Цели и задачи Ведомственного плана
Цель Ведомственного плана - создание условий для повышения эффективности деятельности Минсельхоза России, как федерального органа исполнительной власти по выполнению государственных функций и обеспечению потребности физических и юридических лиц в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Ведомственного плана необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности обеспечения государственными услугами;
стимулирование участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества финансового управления;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, закрепленного за Минсельхозом России, и его полномочиями.
Для решения указанных задач планируется выполнение следующих основных направлений:
дальнейшее развитие программно-целевого принципа деятельности Министерства;
полный переход к формированию "программного бюджета";
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных закупок;
совершенствование информационной среды и технологий для реализации управленческих решений.
Содержание мероприятий по указанным направлениям отражено в соответствующих разделах Ведомственного плана.
III. Оптимизация расходных обязательств
Мероприятия по оптимизации расходных обязательств направлены на повышение эффективности деятельности Минсельхоза России, оптимизацию объема и структуры расходных обязательств Российской Федерации, исполняемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству, с целью соблюдения принципов ответственной бюджетной политики.
В направление оптимизации расходных обязательств включены следующие мероприятия:
анализ правовых оснований, объема и структуры расходных обязательств, исполняемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минсельхозу России на плановый период;
проведение сверки соответствия расходных обязательств на плановый период действующим нормативным правовым актам;
внесение изменений в нормативные правовые акты, являющиеся основанием для возникновения расходных обязательств, или признание утратившими силу нормативных правовых актов, необеспеченных бюджетными ассигнованиями.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить:
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований, в том числе за счет реструктуризации ранее принятых расходных обязательств, с учетом сроков и механизмов их реализации;
совершенствование порядка ведения реестра расходных обязательств, учет в нем особенностей исполнения различных расходных обязательств, характер их образования, принятия и исполнения.
IV. Внедрение программно-целевых методов государственного управления
Мероприятия по внедрению программно-целевых методов направлены на совершенствование системы управления всеми расходами Минсельхоза России. В целях дальнейшего развития данного направления планируется выполнение следующих мероприятий:
разработка проекта Государственной программы Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
разработка проектов подпрограмм (мероприятий) государственных программ Российской Федерации, в которых Минсельхоз России является соисполнителем;
подготовка национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы за 2010 и 2011 годы;
подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", начиная с отчета за 2012 год;
подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности подпрограмм (мероприятий) государственных программ Российской Федерации, в которых Минсельхоз России является соисполнителем;
совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в рамках государственных программ;
уточнение методик оценки эффективности Государственной программы Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и подпрограмм (мероприятий) государственных программ Российской Федерации, в которых Минсельхоз России является соисполнителем;
установление порядка отбора, определения объема и оценки эффективности бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации;
совершенствование системы оперативного, статистического и финансового учета в части расходов и показателей реализации Государственной программы и подпрограмм государственных программ Российской Федерации, в которых Минсельхоз России является соисполнителем.
Реализация указанных мероприятий позволит:
охватить Государственной программой Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и подпрограммами (мероприятиями) государственных программ все сферы деятельности Министерства и соответственно все бюджетные ассигнования, другие материальные ресурсы, находящиеся в его распоряжении, интегрировать регулятивные и финансовые инструменты для достижения намеченных целей;
производить регулярную оценку результативности и эффективности реализации Государственной программы и подпрограмм (мероприятий) государственных программ;
осуществить постепенный переход к консолидации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках ключевых направлений Государственной программы и совершенствование установленных условий и критериев эффективности их предоставления, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей.
V. Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций
Данное направление является продолжением реализации административной реформы, обеспечивающей качественное выполнение возложенных на Минсельхоз России функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий.
По данному направлению планируется выполнение следующего мероприятия:
переход на оказание государственных услуг и осуществление государственных функций в электронном виде.
Реализация данного направления позволит повысить качество оказания государственных услуг и осуществления государственных функций, экономить затраты времени на их осуществление.
Для исключения дублирования в Ведомственном плане не приводится План перехода на оказание государственных услуг и осуществление государственных функций в электронном виде Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, реализация которого производится в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13 ноября 2010 г. N 311.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "13 сентября 2010 г."
VI. Повышение эффективности управления государственным имуществом
Данное направление является одной из важнейших сфер оптимизации деятельности Минсельхоза России и направлено на совершенствование исполнения полномочий учредителя (собственника) в отношении федерального имущества, формирование полной и актуальной информации об использовании федерального имущества, его структуре и составе.
В целях дальнейшего совершенствования управления государственным имуществом необходимо проведение следующих мероприятий:
определение видов и перечня особо ценного движимого имущества в отношении подведомственных федеральных бюджетных учреждений;
обеспечение принятия решений об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу, утверждение перечней особо ценного движимого имущества;
утверждение перечня недвижимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями или приобретенного ими за счет средств, выделенных Минсельхозом России.
Реализация указанных мероприятий позволит:
упорядочить состав имущества, закрепленного за Минсельхозом России, и обеспечить его учет;
совершенствовать систему показателей оценки эффективности использования государственного имущества.
VII. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)
Основной мерой реализации данного направления является перевод подведомственных федеральных государственных учреждений со сметного финансирования на субсидирование оказания государственных услуг, осуществляемый, как уже отмечалось, в рамках плана мероприятий по совершенствованию правового статуса федеральных государственных учреждений, утвержденного распоряжением Минсельхоза России, в соответствии с которым планируется проведение следующих мероприятий:
обеспечение внесения изменений в уставы федеральных государственных учреждений (изменение типа федеральных государственных учреждений);
формирование и утверждение государственных заданий федеральным государственным учреждениям;
внедрение нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями для целей планирования ассигнований на выполнение государственных заданий;
рассмотрение и согласование отчетов о результатах деятельности федеральных государственных учреждений и об использовании ими государственного имущества;
заключение трудовых договоров с руководителями федеральных государственных учреждений, включающих систему оценки их деятельности.
Комплексная реализация указанных мероприятий позволит:
повысить доступность и качество оказания государственных услуг в сферах деятельности Министерства;
создать условия для оптимизации бюджетной сети;
повысить ответственность руководителей за конечные результаты и показатели деятельности государственных учреждений.
VIII. Оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования федеральных государственных служащих
По данному направлению предусмотрено выполнение следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности Минсельхоза России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов":
сокращение предельной численности федеральных государственных служащих центрального аппарата;
сохранение 50% расчетной экономии фонда оплаты труда по сокращаемой предельной численности.
Реализация указанных мероприятий не позволяет достичь Минсельхозом России такого эффекта, как экономия бюджетных ассигнований в связи с тем, что предусмотренные сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов бюджетные ассигнования рассчитаны с учетом сокращаемой численности государственных служащих. Ожидаемым результатом станет оптимизация структуры центрального аппарата Министерства в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, и совершенствование системы материального стимулирования федеральных государственных служащих за результаты их деятельности.
IX. Оптимизация государственных закупок
По данному направлению предусмотрено выполнение следующих мероприятий, позволяющих обеспечить совершенствование системы планирования, исполнения и контроля государственных закупок, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минсельхозу России:
совершенствование системы планирования государственных закупок и управления государственными контрактами, в том числе совершенствование формирования плана государственных закупок, а также планов закупок федеральных бюджетных учреждений;
увеличение доли государственных заказов на приобретение товаров, работ и услуг, размещаемых путем проведения аукционов в электронной форме;
внедрение типовых форм документов по размещению заказов на приобретение товаров (работ, услуг) и типовых форм государственных контрактов;
осуществление контроля за ходом исполнения плана государственных закупок;
учет результатов НИОКР, проводимых Минсельхозом России.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить качество и снизить издержки при размещении государственных заказов, обеспечить равномерное и эффективное распределение средств.
X. Повышение энергетической эффективности
По данному направлению предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
сокращение потребления каждого энергоресурса не ниже чем на 3% по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 г.;
проведение энергетических обследований в бюджетных учреждениях, осуществляющих ремонт и содержание межхозяйственных оросительных сетей;
осуществление в бюджетных учреждениях, осуществляющих ремонт и содержание межхозяйственных оросительных сетей, мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам проведенных энергетических обследований.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить экономию потребляемых энергетических ресурсов. В настоящее время не представляется возможным рассчитать результат проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности как экономию бюджетных ассигнований в связи с тем, что при планируемой экономии потребления энергоресурсов ежегодно происходит неравномерное увеличение тарифов по различным субъектам Российской Федерации.
XI. Повышение качества финансового менеджмента
В целях реализации данного направления Минсельхозом России осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента в соответствии с требованиями Минфина России, утверждены предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности подведомственных бюджетных учреждений.
Для дальнейшего повышения качества финансового менеджмента и развития инструментария для принятия обоснованных управленческих решений предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
подготовка приказа Минсельхоза России, регулирующего процедуру подготовки бюджетных проектировок и обоснований бюджетных ассигнований, и учитывающего переход на программный принцип построения бюджета на очередной финансовый год;
совершенствование информационной системы автоматизированного сбора данных и формирования отчетности об исполнении федерального бюджета;
обеспечение контроля за соблюдением предельных значений просроченной кредиторской задолженности;
повышение квалификации работников финансово-экономических подразделений Министерства.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить качество финансового менеджмента.
XII. Создание и совершенствование процедур внутреннего контроля
По данному направлению предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
разработка и утверждение методических рекомендаций по осуществлению финансового внутреннего контроля;
разработка и утверждение ежегодного плана проведения проверок использования средств федерального бюджета;
проведение проверок использования средств федерального бюджета согласно плану проверок на соответствующий год;
осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства по размещению заказов.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить качество внутреннего финансового контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и осуществление мер по повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
XIII. Реализация Ведомственного плана
Реализация Ведомственного плана осуществляется департаментами Минсельхоза России - ответственными исполнителями соответствующих пунктов Графика реализации Ведомственного плана Министерства сельского хозяйства Российской Федерации повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, согласно приложению N 1 к настоящему Ведомственному плану.
Департаменты Минсельхоза России - ответственные исполнители мероприятий ежегодно в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, представляют в Депфинансы отчет о реализации Ведомственного плана по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Ведомственному плану.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.