06.04.2012 в Республике Татарстан произошла катастрофа вертолета Bell-407 RA-01899 ОАО "АК БАРС АЭРО" (имеет сертификат эксплуатанта авиации общего назначения).
Выполнялся полет по маршруту Бугульма - Казань. Пассажиров на борту вертолета не было.
Вертолетом управлял пилот, имевший высшее авиационное образование (окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1982 году), общий налет 4751 час (в том числе 214 часов на вертолете Bell-407) и допуск к выполнению полетов по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) при горизонтальной видимости 2000 метров и высоте облачности 200 метров. На момент авиационного происшествия пилот вертолета имел действующее свидетельство линейного пилота гражданской авиации.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета Bell-407 RA-01899 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что полет по маршруту должен был выполняться в зонах ответственности местных диспетчерских пунктов (далее - МДП) Бугульма и Казань. Безопасная высота полета по маршруту составляла 470 метров.
Вылет из аэропорта Бугульма был произведен в 05:36 (далее - всемирное координированное время).
Прогнозом погоды по зоне ответственности МДП Бугульма с 06:00 до 12:00 предусматривались видимость 2000 метров, ливневой дождь, значительная слоисто-дождевая облачность с нижней границей 150 метров, в облаках прогнозировалось умеренное обледенение.
Прогнозом погоды по зоне ответственности МДП Казань с 06:00 до 12:00 предусматривались видимость 2000 метров, снег, дождь, дымка, сплошная слоисто-дождевая облачность с нижней границей 150 метров, в облаках прогнозировалось умеренное обледенение.
Вертолет Bell-407 не допущен к выполнению полетов по правилам полетов по приборам, а также в условиях обледенения.
Перед вылетом из аэропорта Бугульма пилот вертолета принял решение о выполнении полета на высоте 500 метров по метеоминимуму 150x2000 метров, сделав соответствующую запись в журнале принятия решений. Таким образом, с учетом минимума пилота (200x2000 метров), прогнозируемых метеоусловий на маршруте и ограничений по условиям эксплуатации воздушного судна, принятое решение о вылете не соответствовало требованиям пунктов 2.8 и 2.17 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
До удаления 30 км от аэродрома Бугульма полет выполнялся по заявленному маршруту в воздушном пространстве класса С, далее полет выполнялся в воздушном пространстве класса G.
Через 10 км после выхода из воздушного пространства класса С вертолет начал уклоняться вправо от намеченного маршрута полета в зону ответственности МДП Бегишево. Комиссией по расследованию было сделано заключение о том, что это уклонение было связано со встречей метеоусловий, не позволявших пилоту продолжать полет по ПВП.
Прогнозом погоды по зоне ответственности МДП Бегишево с 06:00 до 12:00 предусматривались видимость 2000 метров, дымка, сплошная слоисто-дождевая облачность с нижней границей 150 метров, в облаках прогнозировалось умеренное обледенение. В сроке с 06:00 до 09:00 предусматривались видимость 700 метров, сильный снег, переохлажденный дождь, туман, вертикальная видимость 60 метров, в осадках умеренное обледенение. Следовательно, уклонение вертолета происходило в район, в котором прогнозировались еще более сложные метеорологические условия.
Продолжая полет с уклонением вправо от маршрута, пилот вертолета с целью исключения, наиболее вероятно, входа в облачность и обеспечения визуального контакта с наземными ориентирами, произвел снижение до высоты 200 метров, что ниже безопасной.
Комиссией по расследованию было установлено, что за 7 минут до катастрофы пилот вертолета Bell-407 RA-01899 позвонил по мобильному телефону пилоту вертолета R-44 RA-04160, выполнявшему в это же время полет по маршруту Казань - Бугульма, передав ему следующую информацию: "Погода не очень, будь аккуратнее".
Таким образом, при попадании в метеорологические условия, не позволяющие продолжать полет по ПВП, пилот вертолета не принял решение о возврате на аэродром вылета или о посадке на площадку, подобранную с воздуха, чем нарушил требования пунктов 3.33.4 и 3.109 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
Продолжая полет на высоте ниже безопасной, вне видимости наземных ориентиров, в направлении повышения рельефа местности с 75 до 187 метров, вертолет без крена, на скорости 182 км/час, столкнулся с землей. В результате авиационного происшествия пилот вертолета погиб.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с вертолётом Bell-407 RA-01899 стала потеря командиром воздушного судна контроля за высотой, при погодных условиях, не соответствующих минимуму для полетов по ПВП, что привело к столкновению вертолета с земной поверхностью.
Авиационному происшествию способствовали:
- непринятие командиром воздушного судна решения о возврате на аэродром вылета, запасной аэродром или о совершении вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку при ухудшении метеоусловий до значений ниже установленных;
- нарушение командиром воздушного судна правил визуальных полетов, выразившееся в выполнении полета в районе с нелетным прогнозом погоды и при фактической погоде в районе авиационного происшествия хуже установленного минимума".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Bell-407 RA-01899, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-01899.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации до 01.07.2012 довести настоящий приказ до эксплуатантов.
2. Рекомендовать эксплуатантам самолетов (с максимальной взлетной массой менее 10 тонн) и вертолетов:
2.1. провести анализ и, при необходимости, принять дополнительные меры по практической реализации ранее разработанных мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий, связанных со столкновением воздушных судов с землей в управляемом полете;
2.2. изучить настоящий приказ с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей воздушных судов;
2.3. с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей воздушных судов провести занятия по правилам принятия решения на вылет по ПВП и действиям при встрече с погодными условиями, не позволяющими продолжать полет по ПВП, с учетом требований пунктов 2.7.1, 2.8, 2.15, 2.17, 3.33, 3.69, 3.72, 3.109, 5.37 и 5.45 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
И.о. руководителя |
Д.В. Савицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 22 июня 2012 г. N 386 "Об авиационном происшествии с вертолетом Bell-407 RA-01899"
Текст приказа официально опубликован не был