Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Образовательной программе
"100% видимости: безопасность
детей на дороге",
2012 год
Методические рекомендации
по проведению открытых уроков по безопасности дорожного движения
1. Игровая обучающая программа "День рождения зебры".
2. Игровая обучающая Программа-соревнование.
3. Открытый урок по безопасности дорожного движения.
4. Урок-игра по безопасности дорожного движения.
Методические рекомендации
по проведению игровой обучающей программы (урока) "День рождения зебры"
Цели и задачи
Программа проводится с целью повышения у школьников 1-4 классов культуры поведения на дорогах.
Задачи программы:
- привлечение внимания детей, их родителей к данной тематике, ее актуализация;
- расширение кругозора и уровня знаний детьми правил безопасного поведения на дорогах;
- формирование и закрепление у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, включающее реакцию на сигналы светофора, дорожные знаки и умение правильно оценить дорожную обстановку при переходе улиц;
- развитие внимания, творческого потенциала детей и подростков, укрепление навыков командного решения поставленных задач.
Организаторы программы
Программа осуществляется ЗАО "ЗМ Россия" при участии и поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием и территориальных органов пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции России, администраций и учительских коллективов школ.
Жюри конкурса
Состав жюри программы определяется организаторами. Организаторы также вырабатывают условия оценки выступления команд-участников программы и обеспечивают проведение судейства на каждом этапе проведения программы.
Условия участия в конкурсе и определение победителей
К участию в конкурсе приглашаются ученики младших классов. Классный руководитель проводит предварительную подготовку школьников к участию в программе, отрабатывает с ними навыки выполнения конкурсных заданий.
Соревнования и подведение итогов проводятся между командами одной параллели. Задания для команд различаются по уровню сложности в зависимости от возраста. Определение команды-победителя параллели производится жюри путем подсчета количества баллов, набранных каждой из команд параллели. Результаты каждого этапа заносятся в маршрутный лист команды судьей - членом жюри данного этапа. Подведение итогов проводится председателем жюри на финише.
Порядок проведения программы
Программа состоит из 7 этапов и отдельного конкурса рисунков на асфальте, который проводится после награждения команд в первом конкурсе. Этапы первого конкурса:
1. Старт (общий для 4 команд) - 12-14 минут (по 3 минуты для команды).
2. Конкурс "100% видимости" - 15 минут для каждой команды.
3. Конкурс "Дорожные знаки - наши добрые друзья" - 5-7 минут.
4. Конкурс "Светофор" - 4-5 минут (для 2-х команд сразу).
5. Конкурс "Безопасный переход" - 5-6 минут.
6. Обучающее занятие в автогородке - 15 минут.
7. Занятие в автобусе - 9-12 минут.
8. Финиш, оценка участниками команд удовлетворенности игрой - 3 минуты.
9. Награждение команд-победителей в конкурсной программе плюс команд победителей в конкурсе рисунков на асфальте - 5 минут.
Итого общее время проведения игры одной командой - 30-45 минут.
4 команды одной параллели стартуют одновременно (начинают с разных конкурсов, чтобы была полная загрузка судейской бригады), далее по мере освобождения игровой площадки стартуют следующие команды. Команды в свободное от игры время (одни до старта, другие в ожидании подведения итогов) участвуют в конкурсе рисунков на асфальте "Подарок Зебре". Конкурс проводится на асфальтовой площадке, в середине которой стоит фигура именинницы Зебры. Готовится не менее 16 "листов" асфальта (или кратное 16-ти) с распределением их по командам. Общее время проведения игры для 16 команд около 2 часов.
Каждую команду сопровождает во время конкурса группа поддержки, состоящая из классного руководителя и 1-2 родителей (по желанию). Классный руководитель осуществляет общий контроль за учащимися своего класса все время нахождения учащихся на игровой площадке.
На каждом этапе соревнований судья заполняет путевой лист команды с оценками и результатами ее выступления.
На территории школы стоит специальный автобус-класс, оборудованный мультимедийным оборудованием для обучения правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения ребенка в транспортных средствах. Вместимость автобуса 25 детей и 5 сопровождающих их взрослых. Обучение в автобусе проходят одновременно по 2 команды. График обучения формируется по реальной ситуации по наличию временных "окон" у команд.
Автобус подключается к стационарной электросети школы (есть собственный кабель 25 метров).
Описание проведения этапов программы
Старт
На этом этапе команда должна продемонстрировать свою сплоченность и уровень подготовки к соревнованиям.
Команда должна представить судье этапа:
1. Название команды - 2 балла.
2. Эмблема команды у каждого члена команды - 3 балла.
3. Общая эмблема команды на древке у капитана команды - 2 балла.
4. Командный девиз-речевка (произносится хором) - 3 балла.
5. Песня на тему безопасности дорожного движения (один куплет плюс припев) как подарок на день рождения Зебре - 5 баллов.
6. Дополнительные элементы одежды общекомандные (рубашки, повязки, банданы, шейные платки и т.д.) - 5 баллов.
Максимальное количество баллов за этот этап - 20 баллов.
7. Член жюри - судья данного этапа заполняет маршрутный лист команды, проставляя в соответствующих графах набранное командой число баллов и расписывается в маршрутном листе. Группа поддержки забирает лист для заполнения на следующем этапе.
Конкурс "100% видимости" (обучение детей правильному размещению световозвращающих элементов на одежде)
Обучение проводится в виде конкурса на скорость и правильность размещения световозвращающего элемента на одежде, ранце и т.д. места, где на одежде надо размещать световозвращакяций элемент.
Сначала проводится обучение школьников с помощью специальной палатки, имитирующей ночное время и показывается действие светоотражателей в ночное время.
Далее с использованием ростовых фигур проводится обучение школьников тому, где надо размещать световозвращающие элементы на одежде, ранцах и т.п. Используется в качестве ведущего известный персонаж - Дядя Степа-Милиционер.
Потом каждая команда должна в максимально короткий срок разместить световозвращающие элементы на одежде всех членов команды. Судья замеряет скорость выполнения упражнения и заносит их в протокол.
Соревнование проводится (как правило между двумя-четырьмя командами одновременно) для демонстрации навыков, полученных в ходе обучения.
Победитель получает 4 балла.
Конкурс "Дорожные знаки - наши добрые друзья"
На этом этапе команда должна продемонстрировать знание важнейших для пешехода знаков дорожного движения. Члены команды должны точно знать графическое изображение знаков и их значение.
Каждой команде судья данного этапа предлагает выбрать один из двух конвертов с комплектами дорожных знаков лежащих на столе.
Для каждой параллели наборы знаков разные, наборы отличаются сложностью.
а) Первоклассники должны твердо знать знаки: 5.16, 5.17, 5.19.1, 5.19.2, 5.21, 5.22, 5.33, 5.34, 6.7, 7.1.
б) Второклассники, помимо вышеупомянутых знаков, должны знать знаки: 7.2, 7.6, 7.8.
в) Третьеклассники, помимо знаков, названных в пунктах А, Б, должны знать знаки: 7.7, 7.12, 7.13, 7.17, 7.18.
г) Четвероклассники, помимо знаков, указанных в пунктах А, Б, В, должны знать знаки 3.10, "глухой водитель", "автопоезд", "опасный груз" (2 вида знаков), "врач", "крупногабаритный груз".
Из вышеупомянутых знаков жюри формирует наборы из 7 знаков. Для первого класса используются знаки из набора пункта А, для второго класса - все знаки из набора пункта Б плюс знаки из набора пункта А (в сумме не более 7 знаков), для третьего класса - все знаки из пункта В плюс знаки из пунктов А, Б (в сумме не более 7 знаков), для четвертого класса - знаки из пункта Г плюс знаки из пунктов А, Б, В (в сумме не более 7 знаков).
Каждый из 2-х наборов знаков (для одной параллели) должен отличаться от другого не менее, чем на 4 знака. Конверты для знаков с нумерацией цифрами 1 и 2 с внутренней стороны конверта. Эти знаки не видны командам. Если первая команда выбирает конверт 1, то вторая получает конверт 2. Третьей команде параллели опять предоставляется право выбора из двух конвертов, четвертая получает оставшийся.
Капитан достает знаки из конверта и раскладывает на столе. Член жюри - судья данного этапа называет дорожный знак и просит показать его.
За правильный ответ начисляется один балл.
Потом судья просит объяснить, что означает этот знак. При правильном ответе начисляется 2 балла.
Судья задает вопросы по четырем знакам.
Максимальное число баллов за этот этап - 12.
Команда может коллективно совещаться и поручать отвечать кому-либо из членов команды. Каждый член команды имеет право от имени команды ответить только на один вопрос.
Конкурс "Светофор"
На этом этапе команда должна продемонстрировать внимание и правильную быструю реакцию на сигналы светофора.
Судья напоминает о сигналах светофора и называет их значения. Красный, желтый - запрещающие сигналы, переходить улицу нельзя. Зеленый - разрешающий. Но начинать переход можно, лишь убедившись, что все транспортные средства остановились перед светофором и нет движущихся машин со спецсигналами (мигающие красные и синие огни и включенный спецсигнал).
В конкурсе участвуют одновременно 2 команды, по 5 участников от каждой команды (по выбору команды). Они выстраиваются в две колонны по пять человек. Перед ними на расстоянии 3-4 метра стоят коробки с различными предметами: красного, желтого, зеленого цветов.
Член жюри - судья данного этапа называет значение сигналов светофора:
- если он говорит: "разрешающий сигнал", то школьники, стоящие в колонне первыми, должны добежать до своих коробок и достать каждый по одному предмету зеленого цвета. За правильное действие начисляется 1 балл. За неправильное - 0 баллов.
- если он говорит "запрещающий сигнал", то школьники должны достать из каждой коробки по 2 предмета - желтого и красного цвета. Если действия правильные, то участник получает 2 балла. Если он достал только красный или только желтый предмет, то 1 балл. Если он достал один зеленый предмет либо зеленый предмет в паре с любым другим, то получает 0 баллов.
Судья 2 раза называет разрешающий сигнал и 2 раза запрещающий (именно "запрещающий", а не "запрещающие"). Школьники должны продемонстрировать четкое понимание, что и желтый, и красный сигналы являются оба запрещающими.
Максимальное число баллов за правильные ответы, которое может набрать команда на этом этапе, - 12.
Оценивается также скорость выполнения командой заданий судьи.
Судья записывает в маршрутный лист команды общее время выполнения данного конкурса. В параллели среди четырех команд определяется победитель, который потратил меньше всего времени на выполнение конкурса.
- За первое место начисляется 5 баллов.
- За второе - 3 балла.
- За третье - 2 балла.
- За четвертое - 1 балл.
Конкурс "Безопасный переход"
На этом этапе команда должна продемонстрировать умение слаженно действовать при решении общей творческой задачи и показать умение ориентироваться в дорожной ситуации для выбора безопасного пути перехода через дорогу в городе.
Для проведения конкурса используется схематическое изображение (фото) улиц города с указанием дорожной разметки, светофоров и знаков.
Судья ставит фигурку пешехода в разные места карты и просит объяснить, как можно прейти улицу в этом месте и какие права имеет в каждом конкретном случае пешеход и водитель.
Команде предлагается коллективно ответить на 4 вопроса.
1. Судья ставит фигурку пешехода в произвольное место на схему (картинку) длинного ровного участка дороги (нет обозначенного пешеходного перехода) и спрашивает: "Можно ли перейти улицу в этом месте?".
Правильный ответ: "Да, можно".
Судья: "Что нужно сделать перед переходом?".
Правильный ответ: "Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что на безопасном расстоянии от места перехода (в каждую сторону) нет движущихся транспортных средств, и только тогда переходить дорогу".
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
2. Судья ставит фигурку пешехода у крутого поворота дороги и задает тот же вопрос: "Можно ли перейти улицу в этом месте?".
Правильный ответ: "Нет, нельзя, так как поворот дороги не позволяет увидеть заранее приближающийся автомобиль, и можно не успеть перейти дорогу. А водитель тоже поздно увидит пешехода и может не успеть остановиться".
Вопрос: "Как следует поступить, если надо перейти дорогу?".
Правильный ответ: "Либо дойти до пешеходного перехода и там перейти улицу, либо отойти от угла на прямой участок дороги, который просматривается в оба направления на безопасное расстояние до движущейся машины".
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
3. Судья ставит фигурку пешехода у пешеходного перехода без светофора и задает вопрос: "Можно ли перейти улицу в этом месте?".
Правильный ответ: "Да, можно".
Судья: "Что нужно сделать перед переходом?".
Правильный ответ: "Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что на безопасном расстоянии от места перехода (в каждую сторону) нет движущихся транспортных средств, и только тогда переходить дорогу".
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
Судья: "Какие права имеет пешеход, который переходит дорогу на пешеходном переходе?".
Ответ: Ребенок формулирует его своими словами с учетом приведенной здесь формулировки: "Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода (пункт 14.1 ПДД)", в новой редакции уточнены обязанности водителя, вступают в силу с 20.11.2010.
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
4. Судья ставит фигурку пешехода у пешеходного перехода со светофором и задает вопрос: "Можно ли перейти улицу в этом месте?".
Правильный ответ: "Да, можно".
Судья: "Что нужно сделать перед переходом?".
Правильный ответ: "Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что все транспортные средства остановились на запрещающий сигнал светофора. Кроме того, надо убедиться, что к перекрестку не приближается машина, с включенными проблесковыми маяками синего и красного цвета и включенным звуковым спецсигналом. Если такая машина приближается, то надо пропустить ее и только тогда начать переход (если продолжает к тому времени гореть разрешающий сигнал)".
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
Для справки:
В новой редакции ПДД (вступает в силу с 20.11.2010) теперь уточнено, как поступать пешеходу при приближении к пешеходному переходу машин с включенным проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом. Пешеход обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Максимальное число набранных баллов в этом конкурсе - 8. После неправильного ответа судья должен разъяснить участникам игры суть ошибки и назвать правильный ответ.
Обучающее занятие в автогородке (при наличии автогородка)
В автогородке могут одновременно заниматься 2 команды. Цель занятия - закрепление навыков безопасного поведения на дороге и пользования дорожными знаками.
Участникам соревнования предстоит пройти 4 станции:
1 станция - жилая зона (5 минут).
2 станция - нерегулируемый пешеходный переход (5 минут).
3 станция - остановка (5 минут).
4 станция - регулируемый пешеходный переход (5 минут).
1 станция предполагает повторение правил поведения в жилой зоне (во дворе дома).
Отвечая на предлагаемые вопросы, участники повторяют правила безопасного поведения.
2 станция помогает вспомнить правила перехода через нерегулируемый пешеходный переход. Основные ошибки пешеходов. Дорожные знаки.
3 станция - правила ожидания посадки в маршрутное транспортное средство: автобус, троллейбус, трамвай и высадки из него.
4 станция - правила перехода через регулируемый пешеходный переход на четырехстороннем перекрестке, повторение темы "Сигналы светофора".
Автогородок передвижной, сборно-разборный. Устанавливается в удобном месте пришкольной территории. Автогородок подключается к стационарной электрической сети школы (необходим удлинитель достаточной длины и 2 удлинителя на площадке по 3 метра).
Занятия проводят приглашенные методисты, работающие постоянно с обучающими программами в автогородке.
После завершения обучения команда получает 4 балла.
Финиш
На финише команды дают оценку игре. Для этого установлены три мольберта с листами ватмана, на которых нарисованы контуры зебры. На одном зебра зеленая, на другом желтая, на третьем красная. У каждого мольберта стоят 2 баночки с гуашью соответствующего цвета и 4-5 кисточек.
Если школьнику понравилась игра, он ставит кружок, штрих или любой знак на зеленой зебре зеленой краской.
Если не очень понравилось, то выражает аналогичным образом свое мнение на желтой зебре.
Если не понравилось, то делает отметку на красной.
В итоге по степени раскрашенности зебр мы получаем представление об общем мнении участников игры.
Подведение итогов конкурса рисунков на асфальте
Конкурс посвящен темам:
- "Дорожные знаки - друзья пешехода" (как дорожные знаки могут помочь пешеходу на дороге).
- "100% видимости" - о важности для пешехода быть заметным на дороге в темное время суток.
- "Спасительный ремень" (ремни безопасности спасают жизнь пассажирам и водителям во время аварий. Надо обязательно пристегиваться).
- "Зебра - друг пешехода. Кто на Зебре - тот и прав" (о приоритете пешехода, которого должны на "зебре" пропускать водители).
Награждаются авторы трех лучших рисунков. Учитывается оригинальность идеи рисунка, точность и понятность восприятия идеи зрителями, техника выполнения рисунка.
Оригинальность идеи оценивается от 1 до 5 баллов; точность раскрытия темы, понятность идеи рисунка зрителям - от 1 до 5 баллов; техника выполнения рисунка - от 1 до 5 баллов. Баллы суммируются при подведении итогов. Оценки выставляет жюри.
Награждение
После прохождения всех этапов команды сдают путевые листы председателю жюри. Члены жюри суммируют полученные командами баллы и в зависимости от этого определяют место команды в параллели.
Судьи этапов игры также вписывают в путевые листы фамилии наиболее активных и успешных игроков. Эти фамилии судья называет при награждении независимо от того, какое место заняла команда.
Команды, занявшие первые 8 мест по итогам всех этапов соревнования (кроме конкурса рисунков) награждаются призами (настольная игра).
Три команды-победителя конкурса рисунков на асфальте награждаются мультимедийным комплектом сказок на CD-дисках о безопасности дорожного движения.
Методические рекомендации
по проведению игровой обучающей программы-соревнования (урока)
Программа проводится с целью повышения у школьников 1-4 классов культуры поведения на дорогах.
Задачи программы:
- привлечение внимания детей, их родителей к тематике безопасного поведения на дороге и возможностям каждого по повышению уровня личной безопасности;
- расширение кругозора и уровня знаний детей по правилам безопасного поведения на дорогах;
- формирование и закрепление у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, включающих реакцию на сигналы светофора, дорожные знаки и умение правильно оценить дорожную обстановку при переходе улиц;
- развитие внимания, творческого потенциала детей и подростков, укрепление навыков командного решения поставленных задач.
Участники соревнования
К участию в конкурсе приглашаются ученики 1-4 классов. Классный руководитель проводит подготовку школьников своего класса к участию в программе, отрабатывает с ними выполнение конкурсных заданий.
Программа проводится на пришкольной территории.
Порядок проведения соревнований
Соревнование состоит из 7 этапов и отдельного конкурса рисунков на асфальте.
Этапы первого конкурса:
1. 1-й старт (общий для команд одной параллели) - 15-17 минут (в среднем по 3 минуты на команду).
2. Конкурс "Дорожные знаки - наши добрые друзья" - 5-7 минут.
3. Конкурс "Светофор" 4-5 минут.
4. Конкурс "Безопасный переход" 9-11 минут.
5. Обучающее занятие в автогородке 18-20 минут (при наличии городка).
6. Обучающее занятие в световозвращающей палатке.
7. Конкурс рисунков на асфальте (выполнение работ 15-20 минут).
8. Финиш, 2 минуты.
9. Общее построение команд. Награждение 3 команд-победителей в своей параллели - по 5 минут на члена команды.
Руководит командой классный руководитель. Он осуществляет общий контроль за учащимися все время нахождения учащихся на игровой площадке.
Одновременно с выполнением конкурсных заданий в свободное от выполнения заданий время проводится общий для всех команд Конкурс рисунков на асфальте "Безопасные дороги". Конкурс проводится на асфальтовой площадке. Готовится 10 "листов" асфальта размером не менее 1,5 на 2 метра каждый (граница участков проклеивается белым скотчем).
Время для работы над рисунком не менее 15 минут, завершение до времени подведения итогов конкурса, которое проводится не позднее, чем через два часа после начала программы. Рисунки оценивает жюри. Определяются три победителя среди всех команд. Авторы рисунков-победителей награждаются призовым катанием на электромобилях (по согласованию).
Описание проведения этапов программы
Старт
На этом этапе команда должна продемонстрировать свою сплоченность и уровень подготовки к соревнованиям.
Команда должна представить судье этапа:
1. Название команды - 2 балла.
2. Эмблема команды у каждого члена команды - 3 балла.
3. Общая эмблема команды на древке у капитана команды - 2 балла.
4. Командный девиз-речевка (произносится хором) - 3 балла.
5. Песня на тему безопасности дорожного движения (как минимум один куплет плюс припев) - 5 баллов.
6. Дополнительные элементы одежды общекомандные (рубашки, повязки, банданы, шейные платки и т.д.) - 5 баллов.
Максимальное количество баллов за этот этап - 20.
7. Член жюри - судья данного этапа заполняет 2 маршрутных листа команды, проставляя в соответствующих графах набранное командой число баллов и расписывается в маршрутном листе. Руководитель команды забирает листы для заполнения на следующем этапе. После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются в жюри для подсчета баллов.
Конкурс "Дорожные знаки - наши добрые друзья"
На этом этапе команда должна продемонстрировать знание важнейших для пешехода знаков дорожного движения. Члены команды должны точно знать графическое изображение знаков и их значение.
Каждой команде судья данного этапа предлагает выбрать один из двух конвертов c комплектами дорожных знаков, лежащих на столе.
Для каждой параллели наборы знаков разные, наборы отличаются сложностью.
а) Первоклассники должны твердо знать знаки: 5.16, 5.17, 5.19.1, 5.19.2, 5.21, 5.22, 5.33, 5.34, 6.7, 7.1
б) Второклассники помимо вышеупомянутых знаков должны знать знаки: 7.2, 7.6, 7.8
в) Третьеклассники помимо знаков, названных в пунктах "а", "б", должны знать знаки: 7.7, 7.12, 7.13, 7.17, 7.18
г) Четвероклассники помимо знаков, указанных в пунктах "а", "б", "в" должны знать знаки: 3.10, "глухой водитель", "автопоезд", "опасный груз" (2 вида знаков), "врач", "крупногабаритный груз"
Из вышеуказанных знаков жюри формирует наборы из 7 знаков. Для первого класса используются знаки из набора пункта "а", для второго класса - все знаки из набора пункта "б" плюс знаки из набора пункта "а" (в сумме не более 7 знаков), для третьего класса - все знаки из пункта "в" плюс знаки из пунктов "а", "б" (в сумме не более 7 знаков), для четвертого класса - знаки из пункта "г" плюс знаки из пунктов "а", "б", "в" (в сумме не более 7 знаков).
Каждый из 2-х наборов знаков (для одной параллели) должен отличаться от другого не менее, чем на 4 знака. Конверты для знаков с нумерацией цифрами.
Капитан выбирает конверт, достает знаки из конверта и раскладывает на столе. Член жюри - судья данного этапа называет дорожный знак и просит показать его.
За правильный ответ начисляется один балл.
Потом судья просит объяснить, что означает этот знак. При правильном ответе начисляется 2 балла.
Судья задает вопросы по четырем знакам. Максимальное число баллов за этот этап - 12.
Команда может коллективно совещаться и поручать отвечать кому-либо из членов команды. Каждый член команды имеет право от имени команды ответить только на один вопрос.
Конкурс "Светофор"
На этом этапе команда должна продемонстрировать внимание и правильную быструю реакцию на сигналы светофора, физическую подготовку участников. Конкурс проводится в виде эстафеты команд.
Судья напоминает о сигналах светофора и называет их значение. Красный, желтый - запрещающие сигналы, переходить улицу нельзя.
Зеленый - разрешающий. Но начинать переход можно, лишь убедившись, что все транспортные средства остановились перед светофором и нет движущихся машин со спецсигналами (мигающие красные и синие огни и включенный спецсигнал).
В конкурсе участвуют одновременно 2 команды, по 5 участников от каждой команды (по выбору команды). Они выстраиваются в две колонны по пять человек. Перед каждой на расстоянии 6-8 метров лежат кучкой предметы разных цветов, соответствующих сигналам светофора: красного, желтого, зеленого цветов.
Член жюри - судья данного этапа называет значение сигналов светофора:
- если он говорит: "разрешающий сигнал", то школьники, стоящие в колонне первыми, должны добежать до предметов, взять каждый по одному предмету зеленого цвета.
- если он говорит "запрещающий сигнал", то школьники должны достать из каждой коробки по 2 предмета - желтого и красного цвета.
Судья 2 раза называет разрешающий сигнал и 2 раза запрещающий (именно "запрещающий", а не "запрещающие"). Школьники должны продемонстрировать четкое понимание, что и желтый, и красный сигналы являются оба запрещающими.
Конкурс проводится в виде спортивной эстафеты, судья заблаговременно объявляет задание очередным участникам эстафеты перед передачей им эстафеты предыдущими бегунами из их команд.
За первое место начисляется 5 баллов; за второе - 3 балла.
За ошибки снимается от 0,5 до 1 балла в зависимости от вида ошибки.
Если во время выполнения задания "запрещающий сигнал", участник эстафеты приносит один кубик (желтый или красный), то снимается 0,5 балла. Если приносит кубик другого цвета, не совпадающего с заданным, то снимаемся 1 балл.
Конкурс "Безопасный переход"
На этом этапе команда должна продемонстрировать умение слаженно действовать при решении общей творческой задачи и показать умение ориентироваться в дорожной ситуации для выбора безопасного пути перехода через дорогу в городе.
Команде предлагается коллективно обсудить и ответить на 4 вопроса.
1. Судья ставит фигурку пешехода в произвольное место на схему (картинку) длинного ровного участка дороги (нет обозначенного пешеходного перехода) и спрашивает: "Можно ли перейти улицу в этом месте?".
Правильный ответ: "Да, можно".
Судья: "Что нужно сделать перед переходом?"
Правильный ответ: "Посмотреть налево, потом направо, убедиться что на безопасном расстоянии от места перехода (в каждую сторону) нет движущихся транспортных средств и только тогда переходить дорогу.
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
2. Судья ставит фигурку пешехода у крутого поворота дороги и задает тот же вопрос: "Можно ли перейти улицу в этом месте?"
Правильный ответ: "Нет, нельзя, так как поворот дороги не позволяет увидеть заранее приближающийся автомобиль, и можно не успеть перейти дорогу. А водитель тоже поздно увидит пешехода и может не успеть остановиться".
Вопрос: "Как следует поступить, если надо перейти дорогу?"
Правильный ответ: "Либо дойти до пешеходного перехода и там перейти улицу, либо отойти от угла на прямой участок дороги, который просматривается в оба направления на безопасное расстояние до движущейся машины".
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
3. Судья ставит фигурку пешехода у пешеходного перехода без светофора и задает вопрос: "Можно ли перейти улицу в этом месте?"
Правильный ответ: "Да, можно".
Судья: "Что нужно сделать перед переходом?"
Правильный ответ: "Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что на безопасном расстоянии от места перехода (в каждую сторону) нет движущихся транспортных средств и только тогда переходить дорогу.
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
Судья: "Какие права имеет пешеход, который переходит дорогу на пешеходном переходе?"
Ответ: Ребенок формулирует его своими словами с учетом приведенной здесь формулировки: "Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода (пункт 14.1 ПДД, в новой редакции уточнены обязанности водителя, вступили в силу с 20.11.2010 г.).
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
4. Судья ставит фигурку пешехода у пешеходного перехода со светофором и задает вопрос: "Можно ли перейти улицу в этом месте?"
Правильный ответ: "Да, можно".
Судья: "Что нужно сделать перед переходом?".
Правильный ответ: "Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что все транспортные средства остановились на запрещающий сигнал светофора. Кроме того, надо убедиться, что к перекрестку не приближается машина с включенными проблесковыми маяками синего и красного цвета и включенным звуковым спецсигналом. Если такая машина приближается, то надо пропустить ее и только тогда начать переход (если продолжает к тому времени гореть разрешающий сигнал).
За правильный ответ - 2 балла. За неправильный - 0.
Для справки:
В новой редакции ПДД (вступили в силу с 20.11.2010 г.) теперь уточнено, как поступать пешеходу при приближении к пешеходному переходу машин с включенным проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом. Пешеход обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Дополнительный вопрос (факультативно) баллами не оценивается.
Судья (при наличии времени) просит школьников расставить друг за другом четыре варианта перехода дороги по возрастанию степени их опасности для пешехода: от самого безопасного к самому опасному.
Правильный ответ:
1. Переход на пешеходном переходе со светофором;
2. Переход на нерегулируемом пешеходном переходе;
3. Переход улицы вне зоны пешеходного перехода на прямом, хорошо просматриваемом участке дороги;
4. Переход улицы вне зоны пешеходного перехода вблизи поворота.
Максимальное число набранных баллов в этом конкурсе - 8.
После неправильного ответа судья должен разъяснить участникам игры суть ошибки и назвать правильный ответ.
Обучающее занятие в автогородке (при наличии автогородка*)
В автогородке могут одновременно заниматься 4 команды. Цель занятия - закрепление навыков безопасного поведения на дороге и пользования дорожными знаками.
Участникам соревнования предстоит пройти 4 станции:
1 станция - жилая зона (5 минут)
2 станция - нерегулируемый пешеходный переход (5 минут)
3 станция - остановка (5 минут)
4 станция - регулируемый пешеходный переход (5 минут)
1 станция предполагает повторение правил поведения в жилой зоне (во дворе дома).
Отвечая на предлагаемые вопросы, участники повторяют правила безопасного поведения.
2 станция помогает вспомнить правила перехода через нерегулируемый пешеходный переход. Основные ошибки пешеходов. Дорожные знаки.
3 станция - правила ожидания посадки в маршрутное транспортное средство: автобус, троллейбус, трамвай и высадки из него.
4 станция - правила перехода через регулируемый пешеходный переход на четырехстороннем перекрестке, повторение темы "Сигналы светофора".
Занятия проводят приглашенные методисты, работающие постоянно с обучающими программами в автогородке.
После завершения обучения команда получает 4 балла.
Подведение итогов конкурса рисунков на асфальте
Конкурс посвящен темам:
- "Дорожные знаки - друзья пешехода" (как дорожные знаки могут помочь пешеходу на дороге);
- "100 % видимости" - о важности для пешехода быть заметным на дороге в темное время суток;
- "Спасительный ремень" (ремни безопасности спасают жизнь пассажирам и водителям во время аварий, надо обязательно пристегиваться);
- "Зебра - друг пешехода. Кто на Зебре - тот и прав". (О приоритете пешехода, которого должны на "зебре" пропускать водители).
Награждаются авторы (команды) трех лучших рисунков. Учитывается оригинальность идеи рисунка, точность и понятность восприятия идеи зрителями, техника выполнения рисунка.
Оригинальность идеи оценивается от 1 до 5 баллов,
точность раскрытия темы, понятность идеи рисунка зрителям - от 1 до 5 баллов,
техника выполнения рисунка - от 1 до 5 баллов.
Баллы суммируются и учитываются при подведении итогов. Кроме того, определяются 3 победителя в конкурсе рисунков для отдельного награждения. Оценки выставляет жюри.
Станция "100% видимости"
Обучающая станция, на которой ребятам рассказывается о световозвращающих элементах. Обучение проходит в палатке и около палатки, там где стоят ростовые фигуры. В палатке ребятам демонстрируют, что видит водитель на дороге в темное время суток, и как с помощью светоотражающих элементов сделать свою жизнь безопаснее. На улице около ростовых фигур ребятам показывают, куда нужно крепить световозвращатели.
Финиш
На финише члены команды дают свою оценку (по желанию) игре. Для этого установлены три мольберта с листами ватмана, на которых нарисованы контуры зебры. На одном зебра зеленая, на другом желтая, на третьем красная. У каждого мольберта лежат фломастеры.
Если школьнику понравилась игра, он ставит кружок, штрих или любой знак на зеленой зебре. Может что-то написать.
Если не очень понравилось, то выражает аналогичным образом свое мнение на желтой зебре.
Если не понравилась игра, то делает отметку на КРАСНОЙ зебре.
В итоге по степени раскрашенности зебр мы получаем представление об общем мнении участников игры.
Награждение
После прохождения всех этапов команды сдают путевые листы председателю жюри. Члены жюри суммируют полученные командами баллы и в зависимости от набранного числа баллов определяют трех победителей.
Судьи этапов игры также могут вписывать в путевые листы команд фамилии наиболее активных и успешных игроков. Проводится построение всех команд и оглашаются итоги соревнования. Фамилии отличившихся игроков судья называет при награждении независимо от того, какое место заняла команда.
Команды, занявшие первое и второе места, награждаются катанием на электромобилях. Время катания определяется исходя из имеющегося времени, но не менее 5 минут на одного школьника.
Художники (члены команд) рисунков, занявшие три призовых места, тоже награждаются катанием на электромобилях.
После завершения соревнований команды под руководством классных руководителей покидают игровую площадку.
При дождливой погоде проведение конкурсов переносится в подходящие помещения (спортзал).
Организаторы программы
Программа осуществляется ЗАО "ЗМ Россия" при участии и поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием, территориальных органов пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции России, администраций и учительских коллективов школ.
Методические рекомендации
по проведению урока по безопасности дорожного движения
Проект "Урок по безопасности дорожного движения" проводится в рамках образовательной программы "100% видимости: безопасность детей на дороге" и направлен на популяризацию соблюдения ПДД детьми школьного возраста и акцентирование их внимания на необходимость и способы обеспечения собственной безопасности как участников дорожного движения.
В рамках проекта делается акцент на использование творческого потенциала, художественного и пространственного мышления его участников, развивается мелкая моторика рук, приобретаются навыки работы по созданию макетов из картона.
Урок проводится совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием и территориальными органами пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции России.
Участники:
- учащиеся школ 1-5 классов.
Суть проекта:
В ходе уроков школьники отвечают на вопросы ведущего о правилах дорожного движения, учатся читать знаки дорожного движения, обсуждают правила поведения на дороге в темное время суток.
В рамках проекта организуется раздача световозвращателей.
Сценарий урока
1. Приветственное слово представителей отдела образования района и представителя ГИБДД (по 7 мин.).
2. Повторение и закрепление базовых понятий правил дорожного движения, а также понятий "транспортные средства", "участники движения", "дорога", "тротуар" в игровых формах (10 мин.).
Ведущий:
- Современному человеку трудно представить жизнь без автомобилей и автобусов. Какие виды транспорта вам еще известны?
- К транспортным средствам относятся: автомобиль, автобус, мотоцикл, грузовой автотранспорт, троллейбус, трамвай.
К сожалению, научно-технический прогресс наряду с благами принес и проблемы. Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, ездить на велосипеде. Любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. А каковы основные причины ДТП? Основная причина ДТП - отсутствие твердых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, неумение ориентироваться в сложной дорожно-транспортной обстановке.
Для того чтобы оградить себя от ДТП необходимо знать правила дорожного движения.
Правила дорожного движения - это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны. Они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров.
Участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения.
Участники движения - перечисляют дети, картинки появляются на экране.
"Дорога" - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
3. Как разговаривают между собой участники движения? (Знаки и светофоры, световозвращатели) (20 мин.).
На пути в школу вам могут встретиться дорожные знаки. Они помогают правильно ориентироваться водителям, а также поясняют пешеходам, где следует переходить дорогу и улицу. Знание таких знаков очень пригодится. Вот они (детям показываются знаки и объясняется их значение).
Светофор - это фонарь, на одной стороне которого может зажигаться красный, желтый, зеленый цвета. Умение понимать знаки или команды подаваемые светофором уберегут нас от уличных неприятностей.
Красный - "Стой!", Желтый - "Приготовиться!", Зеленый - "Иди!"
Световозвращатели - это маленькие брелоки, покрытые световозвращающим материалом. Световозвращатель работает по принципу дорожных знаков: на брелок наклеен специальный светоозвращающий материал Скотчлайт, который возвращает свет к источнику. Световозвращатель прикрепляется к одежде, велосипедам или коляскам и делает пешеходов видимыми на дороге в сумрачное и темное время суток при попадании света автомобильных фар.
4. ГИБДД. Правила поведения пешеходов-детей на дороге и тротуаре (памятка) (15 мин.).
Памятка участнику дорожного движения:
Будь внимателен при переходе улицы. Переходи улицу только в установленных местах.
При переходе нерегулируемого перехода ты должен:
- пройти по краю тротуара и осмотреться;
- посмотреть налево и в случае отсутствия опасности начать движение;
- дойти до середины дороги и остановиться;
- посмотреть направо, убедившись в отсутствии опасности, продолжи движение.
При переходе регулируемого светофором перекрестка ты должен:
- подойти к краю тротуара и посмотреть на светофор;
- помни: движение на красный свет запрещено!
- желтый - сигнал подготовки к движению;
- зеленый - начинай движение.
5. Видеофильм: как работает световозвращение? (выдержка из программы "Галилео") (5 мин.).
6. Раздача световозвращателей и приглашение к участию в конкурсе (5 мин.).
7. Заключительное слово представителей Управления образования и ГИБДД (7 мин.).
Организаторы программы
Программа осуществляется ЗАО "ЗМ Россия" при участии и поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием, территориальных органов пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции России, администраций и учительских коллективов школ.
Методические рекомендации
по проведению урока-игры по безопасности дорожного движения
Проект "Открытый урок по безопасности дорожного движения" проводится в рамках образовательной программы "100% видимости: безопасность детей на дороге" и направлен на популяризацию соблюдения ПДД детьми школьного возраста и акцентирование их внимания на необходимость и способы обеспечения собственной безопасности как участников дорожного движения.
В рамках проекта делается акцент на использование творческого потенциала, художественного и пространственного мышления его участников, закрепляются знания об основных нормах и правилах поведения на дороге.
Урок проводится совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием и территориальными органами пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции России.
План урока (программы)
Вступительное слово ведущего (обращение к учащимся):
- Сегодня у нас необычный урок, урок-викторина. Цель нашего урока - проверить, как вы усвоили правила дорожного движения. Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на три команды (командирам вешается эмблема "Светофор", "Пешеход" и "Автомобиль") и выбрать командира. Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов.
(Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира.)
Первое задание для командира: (Ведущий объявляет название) "Световозвращатели - сделай одежду заметнее".
- Ребята, а вы знаете, как сделать человека заметнее на дорогах, особенно в темное время суток?
Сегодня во многих странах мира пешеходы используют световозвращающие материалы, которые позволяют сделать каждого, кто находится на дороге, видимым в свете фар в темное время суток. Световозвращателями оформляется одежда рабочих, детская одежда, коляски и велосипеды. Без световозвращателя в свете ближних фар пешеход виден с 30-50 метров, а при наличии световозвращателя - уже с 300-400 метров, что дает возможность водителю вовремя среагировать и успеть затормозить.
Ведущий дает командам задание украсить одежду командира световозвращателями (световозвращающими лентами и значками), та команда, которая лучше всех справится с заданием получит два очка, остальные команды по одному.
- Теперь, ребята, благодаря световозвращателям на одежде, водители будут видеть вас даже в темное время суток!
Игра для команд "Перейди улицу"
Ведущий держит в руках 2 кружка:
первый - с одной стороны зеленый, с другой - желтый;
второй - с одной стороны красный, с другой - желтый.
Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Ведущий делает взмах зеленым кружком - играющие делают шаг вперед, красный - шаг назад, желтый - стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Побеждает та команда, игрок которой перейдет "улицу" первым (2 очка).
Конкурс капитанов "Эстафета водителей"
Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на веревочке.
Условие: кто быстрее и без аварий доберется до финиша.
Загадки "Азбука дорог"
Ведущий читает стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак.
Всем знакомые полоски знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет - ... (пешеходный переход).
Эх, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете: в этом месте ходят ... (дети).
На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети, только на ... (велосипеде).
Я не мыл в дороге рук, поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт Медицинской ... (помощи).
Что мне делать? Как мне быть? Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он: в этом месте ... (телефон).
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)
Дом на рельсах тут как тут, всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай, Отправляется... (трамвай).
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется ... (машина).
Игра "Собери знак"
Не только пешеходы, но и водители должны быть внимательны на дорогах. Световозвращающие покрытия 3М используются также в дорожной разметке и дорожных знаках. Когда на них попадает свет фар, знак или покрытие становится намного заметнее.
Ведущий:
- Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его. Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберет разрезанный дорожный знак, получит жетон (в этом задании используется рисунок любого дорожного знака, разрезанного на несколько частей).
Игра "Веселый светофор"
Ведущий:
- Я глазищами моргаю неустанно день и ночь
И машинам помогаю, и тебе хочу помочь. (Светофор)
Команды играющих располагаются друг за другом. Дети по одному подходят к линии (5 шагов), берут в руки мяч и стараются попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:
Зеленый - 3 очка;
Желтый - 2 очка;
Красный - 1 очко.
Побеждает та команда, у которой большее количество очков.
"Нарисуй знак"
Командам дается 5-7 минут, чтобы нарисовать дорожные знаки (за каждый правильно нарисованный знак выдается жетон).
"Знатоки ПДД"
Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.
Вопросы для команды "Автомобиль":
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
- С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?
- Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
- Что означает желтый сигнал светофора?
Вопросы для команды "Светофор":
- Как и где лучше переходить улицу?
- Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
- Где следует ожидать автобус, троллейбус?
- Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
- Что означает красный сигнал светофора?
Вопросы для команды "Пешеход":
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Для чего служит посадочная площадка?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- Что означает зеленый сигнал светофора?
- Что такое перекресток?
Подводятся итоги конкурса, правильно ответившим командам раздаются жетоны (по одному жетону за каждый правильный ответ).
После выполнения задания подводятся итоги, ведущий объявляет команду-победителя (это команда, набравшая наибольшее количество очков). Команде-победителю вручается Диплом команды "Знатока ПДД". Все ребята получают подарки от компании 3М.
Ведущий (стихотворение А. Северного "Три чудесных цвета"):
- Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь - зеленый, желтый, красный.
Наш домик - светофор, мы три родные брата,
Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета, ты часто видишь нас,
Но нашего совета не слушаешь подчас.
Самый строгий - красный цвет.
Если он горит - стой! Дороги дальше - нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты, слушай наш совет -
Жди! Увидишь скоро желтый в середине цвет.
А за ним зеленый цвет вспыхнет впереди,
Скажет он: "Препятствий нет!", - смело в путь иди.
Как выполнишь без спора сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь, конечно, очень скоро.
Ведущий:
- Наш обучающий урок-игра подходит к концу.
Заключительное слово представителей Управления образования и ГИБДД.
Организаторы программы
Программа осуществляется ЗАО "3М Россия" при участии и поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием, территориальных органов пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции России, администраций и учительских коллективов школ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.