Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-02-08/62
Вопрос: 1. Индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность, о чем 20.04.2012 имеется запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Просим разъяснить со ссылками на нормативные правовые акты, в течение какого времени Федеральная налоговая служба (ФНС) и государственные фонды могут проводить документальные проверки (выездные налоговые проверки, в том числе плановые и внеплановые) после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Имеет ли право ФНС проводить выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, если налогоплательщик не ознакомлен с решением о проведении выездной налоговой проверки лично под роспись?
3. Правомерно ли проведение ФНС выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя (в том числе после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), если данная проверка не включена ФНС в ежегодный план проведения налоговых проверок, не согласована с органами прокуратуры, нарушены сроки принятия планов, а также план не размещен на официальном сайте органов государственного контроля в сети "Интернет" (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ)?
Влечет ли данный факт нарушение требований, предусмотренных подп. 1, 2, 7 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и является ли это основанием для отмены решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя проводятся налоговыми органами в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденная приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с таким решением.
Вместе с тем ни Кодексом, ни указанным приказом ФНС России не предусмотрен способ ознакомления лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с указанным решением налогового органа.
Полагаем, что лицо, в отношении которого назначена выездная налоговая проверки, может быть ознакомлено с решением налогового органа лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).
Пунктом 4 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей.
В целях повышения эффективности выездных налоговых проверок налоговые органы на основании проведенного в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, всестороннего анализа деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей формирует годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок. Указанный план может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) - организаций, индивидуальных предпринимателей, ранее не включенных в этот план.
Одновременно сообщается, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ИП прекратил деятельность. В отношении него проводится выездная налоговая проверка, в связи с чем Минфин России разъясняет следующее.
Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа (его заместителя). В ее рамках может быть проверен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Форма решения об осуществлении такого контроля предусматривает ознакомление с таким решением лица, в отношении которого он назначен. При этом не регламентирован способ ознакомления лица с указанным решением.
По мнению Минфина России, лицо может быть ознакомлено с решением налогового органа лично под роспись или иным способом (например, путем направления решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).
Налоговый орган формирует годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок. Он корректируется в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении плательщиков налогов (сборов, налоговых агентов) - организаций, ИП, ранее не включенных в план.
Также сообщается, что положения Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-02-08/62
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 21-27 августа 2012 г. N 30