Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-02-07/1-180
Вопрос: Решением заместителя начальника МИФНС от 30.12.2011 г. ОАО (далее - Общество) привлечено к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки.
Посчитав данное решение частично незаконным и необоснованным Общество подало апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган - Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
Жалоба была подана 27 января 2012 г.
В силу п. 3 ст. 140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
При этом согласно п. 3 ст. 139 НК РФ налоговый орган, вынесший решение, обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. С учетом того, что налоговые органы являются единой централизованной системой (п. 1 ст. 30 НК РФ), срок принятия решения налогового органа по жалобе исчисляется с момента ее получения налоговым органом, вынесшим обжалуемое решение.
Таким образом, с учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ решение по жалобе должно было принято ФНС РФ не позднее 17 февраля 2012 г.
ФНС РФ принято решение по апелляционной жалобе Общества только 6 июля 2012 года.
Общество не уведомлялось в порядке п. 3 ст. 139 НК РФ о продлении срока принятия решения по жалобе.
По состоянию на 6 июля 2012 г. просрочка принятия решения со стороны ФНС РФ составила 95 рабочих дней.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
Допустив существенную просрочку в принятии решения по апелляционной жалобе Общества, должностными лицами налоговых органов грубо нарушено налоговое законодательство Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, прошу привлечь виновных должностных лиц ФНС РФ к установленной законом ответственности.
О принятом решении прошу сообщить письменно.
Ответ: В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно пункту 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, Минфин России не рассматривает вопросы правоприменительной практики.
Вместе с тем сообщается следующее.
Пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган принимает решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, - один месяц со дня получения такой жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 15 дней.
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе.
Апелляционный порядок обжалования решения налогового органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу.
Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (в частности, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 13065/10).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу в течение 1 месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Налоговое законодательство не устанавливает последствий нарушения сроков рассмотрения.
Разъяснено следующее.
Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу рассмотреть ее и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Это обусловлено тем, что указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не ущемляет его права и законные интересы, не создает препятствий для осуществления им соответствующей деятельности и не нарушает его имущественных прав.
Аналогичной позиции придерживается ВАС РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-02-07/1-180
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 7-13 августа 2012 г. N 28