Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
2004/52/EC от 29 апреля 2004 г.
о возможностях взаимодействия электронных систем дорожных пошлин в Сообществе*(1)
(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)
Текст в редакции Регламента (ЕС) 219/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 2009 г.*(2)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, Статьей 7(1) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь заключением Европейского Комитета по социальным и экономическим вопросам,*(3)
Руководствуясь заключением Комитета регионов,*(4)
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в Статье 251 Договора*(5),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В Резолюции от 17 июня 1997 г. о развитии телематических систем дорожного движения, в частности, систем электронного сбора платежей (EFC)*(6), Совет ЕС призвал Европейскую Комиссию и Государства-члены ЕС к разработке стратегии по сближению систем EFC для достижения надлежащего уровня взаимодействия европейских электронных систем. Первым этапом такой стратегии стало Сообщение Европейской Комиссии о взаимодействии систем электронного сбора платежей в Европе.
(2) Большинство Государств-членов ЕС, в которых действуют системы электронных пошлин, направленные на финансирование затрат на дорожную инфраструктуру или на сбор платежей за эксплуатацию дорог (совместно именуемые "системы электронных пошлин") используют микроволновые технологии малого радиуса действия и частоты, близкие к 5,8 ГГц. Однако такие системы в настоящее время не являются полностью совместимыми. Результатом работы над микроволновыми технологиями, предпринятой Европейским комитетом по стандартизации (CEN), стало появление в январе 2003 г. подготовленных технических стандартов для совместимости микроволновых систем электронных пошлин, работающих на частоте 5,8 ГГц, после принятия в 1997 г. предварительных технических стандартов. Однако указанные предварительные стандарты не охватывают всех работающих на частоте 5,8 ГГц систем специализированной связи малого радиуса действия (DSRC), которые функционируют в Сообществе. Кроме того, такие стандарты включают в себя два варианта, не являющиеся полностью совместимыми. Они основаны на модели взаимодействия открытых систем, разработанной Международной организацией по стандартизации для связи компьютерных систем.
(3) Производители оборудования и менеджеры по инфраструктуре пришли к соглашению о разработке в рамках Сообщества взаимодействующих продуктов на основе существующих систем DSRC работающих на частоте 5,8 ГГц. Оборудование, доступное конечным пользователям, должно позволять поддерживать связь с технологиями, которые используются в новых системах электронных пошлин, подлежащих размещению в Сообществе с 1 января 2007 г., а именно с технологиями определения местоположения спутника, технологиями мобильной связи, поддерживающими стандарты GSM-GPRS, а также с микроволновыми технологиями, работающими на частоте 5,8 ГГц.
(4) Необходимо скорейшее завершение работы по стандартизации в целях разработки технических стандартов, обеспечивающих техническую совместимость систем электронных пошлин на основе микроволновых технологий, которые работают на частоте 5,8 ГГц, и систем на основе технологий определения местоположения спутника и технологий мобильной связи, во избежание дальнейшей фрагментации рынка.
(5) Необходимо обеспечить широкомасштабное внедрение систем электронных пошлин в Государствах-членах ЕС и сопредельных государствах. В связи с этим требуются взаимодействующие системы, которые соответствуют будущему развитию политики дорожных сборов на уровне Сообщества, а также будущему техническому развитию.
(6) Системы электронных пошлин должны взаимодействовать друг с другом и должны быть основаны на открытых государственных стандартах, доступных всем поставщикам системы на недискриминационной основе.
(7) При внедрении новых систем электронных пошлин следует предоставить достаточное количество оборудования во избежание дискриминации заинтересованных предприятий.
(8) Вследствие значительной гибкости и универсальности новых технологий определения местоположения спутника (GNSS) и технологий мобильной связи (GSM/GPRS) их применение в системах электронных пошлин будет способствовать удовлетворению требований новой политики дорожных сборов на уровне Сообщества и Государств-членов ЕС. Указанные технологии позволяют посчитать количество пройденных километров по каждой категории дорог без необходимости дорогостоящих инвестиций в инфраструктуру. Кроме того, с помощью таких технологий становится возможным предоставление туристам дополнительных информационных услуг и услуг по обеспечению безопасности, например, автоматической сигнализации, которая приводится в действие транспортным средством при аварии и указывает его местоположение, а также дает информацию в реальном времени об условиях и интенсивности дорожного движения и о длительности поездки. Что касается определения местоположения спутника, целью проекта Galileo, запущенного Сообществом в 2002 г., является предоставление, начиная с 2008 г., информационных услуг более высокого качества по сравнению с действующими системами спутниковой навигации, являющихся оптимальными для телематических служб дорожного движения. Предшествующая система Европейской геостационарной службы навигационного покрытия (EGNOS) будет функционировать уже в 2004 г. и обеспечит получение аналогичных результатов. Однако такие инновационные системы могут вызвать ряд проблем, связанных с надежностью проверок и борьбой с мошенничеством. Но благодаря существенным преимуществам, перечисленным выше, следует рекомендовать применение технологий определения местоположения спутника и технологий мобильной связи при внедрении новых систем электронных пошлин.
(9) Распространение технологий для систем электронных пошлин, которые уже используются или планируются к использованию в ближайшие годы (в основном микроволновых технологий, работающих на частоте 5,8 ГГц, технологий определения местоположения спутника и мобильной связи), а также распространение спецификаций, вводимых Государствами-членами ЕС и сопредельными Государствами в отношении их систем электронных пошлин, может обеспечить компромисс между нормальным функционированием внутреннего рынка и достижением целей транспортной политики. Такая ситуация может привести к распространению несовместимых и дорогостоящих электронных коробок передач в кабинах управления грузовых автомобилей, а также к тому, что водители при их использовании могут допускать ошибки, результатом которых является, например, непреднамеренное уклонение от оплаты. Такое распространение недопустимо для пользователей и изготовителей транспортных средств по причинам стоимости и безопасности, а также по юридическим причинам.
(10) Необходимо устранить искусственные барьеры для функционирования внутреннего рынка. При этом Государства-члены ЕС и Сообщество должны иметь возможность осуществлять различную политику дорожных сборов в отношении всех типов транспортных средств на местном, национальном или международном уровне. Оборудование, установленное на транспортных средствах, должно обеспечивать имплементацию такой политики дорожных сборов в соответствии с принципом отсутствия дискриминации в отношении граждан всех Государств-членов ЕС. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки обеспечить взаимодействие систем электронных пошлин на уровне Сообщества.
(11) Водители обоснованно заинтересованы в том, чтобы увидеть улучшение качества обслуживания дорожной инфраструктуры, особенно в отношении безопасности, а также уменьшение заторов в пунктах сбора дорожной пошлины, в частности по загруженным дням и в особенно перегруженных пунктах дорожной системы. Такую заинтересованность необходимо отразить в определении европейской системы электронных пошлин. Кроме того, следует предусмотреть положение, гарантирующее совместимость таких технологий и компонентов с иными компонентами транспортных средств, насколько это технически возможно, в частности, с электронным тахографом и системой аварийного вызова. Впоследствии следует также внедрить интермодальные системы.
(12) Посредством установки соответствующего оборудования следует предоставить возможность выбора в пользу оценки других, последующих применений в дополнение к системе сбора пошлин.
(13) Европейская система электронных пошлин должна обеспечивать техническое, договорное, процессуальное взаимодействие, охватывающее:
(а) отдельные договоры между клиентами и операторами об оказании услуг, которые соответствует ряду договорных положений и позволяют всем операторам и/или отправителям оказывать эти услуги, обеспечивая доступ к сети;
(b) ряд технических стандартов и требований, которые позволяют промышленности предоставлять необходимое оборудование для оказания таких услуг.
(14) Договорное взаимодействие представляет собой потенциал для оказания важного содействия некоторым пользователям дорог, а также для значительной экономии на управлении для коммерческих пользователей дорог.
(15) Системы электронных пошлин вносят значительный вклад в уменьшение риска аварий, тем самым повышая уровень безопасности дорожного движения, а также способствуют уменьшению количества сделок с наличными деньгами и уменьшению заторов в пунктах сбора дорожной пошлины, в частности по загруженным дням. Кроме того, такие системы уменьшают негативное влияние ожидающих и трогающихся с места транспортных средств и заторов на окружающую среду, а также экологические последствия установки новых дорожных застав или расширения имеющихся постов.
(16) В "Белой книге" по Европейской транспортной политике до 2010 г. сформулированы цели по обеспечению безопасности и равномерности дорожного движения. Взаимодействующие интеллектуальные транспортные службы и системы являются ключевым инструментом для достижения указанных целей.
(17) Внедрение систем электронных пошлин влечет за собой необходимость в обработке персональных данных, которая должна осуществляться в соответствии с нормами Сообщества, как установлено inter alia, в Директиве 95/46/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 24 октября 1995 г. о защите прав физических лиц при использовании персональных данных и о свободном перемещении таких данных*(7), а также в Директиве 2002/58/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 12 июля 2002 г., касающейся обработки персональных данных и защиты тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций*(8). Право на защиту персональных данных прямо признано Статьей 8 Хартии Европейского Союза об основных правах.
(18) Автоматическое списание дорожных сборов с банковских счетов или кредитных/дебетовых карт, которые могут быть домицилированы в Сообществе или за его пределами, обусловлено наличием полностью функционирующего платежного пространства Сообщества, где предусмотрена недискриминационная плата за обслуживание.
(19) Системы электронного сбора платежей, функционирующие в Государствах-членах ЕС, должны отвечать следующим основным критериям: система должна позволять применение будущих технологических и системных улучшений и изменений без дорогостоящей замены устаревших моделей и методов; расходы на введение таких систем в оборот коммерческими и частными пользователями дорог должны быть незначительными в сравнении с преимуществами для указанных пользователей, а также для общества в целом; имплементация таких систем в любом Государстве-члене ЕС не должна носить дискриминационного характера во всех отношениях между национальными пользователями дорог и пользователями из других Государств-членов ЕС.
(20) Поскольку цели настоящей Директивы, а именно взаимодействие электронных систем пошлин на внутреннем рынке и внедрение европейской электронной системы пошлин, охватывающей всю дорожную сеть Сообщества, с которой взимаются платежи, не могут быть достигнуты Государствами-членами ЕС, но с большей эффективностью может быть достигнута на уровне Сообщества по причине европейского измерения таких систем, постольку Сообщество вправе принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, предусмотренным Статьей 5. В соответствии с принципом пропорциональности, предусмотренным указанной Статьей, настоящая Директива ограничивается мерами, необходимыми для достижения данных целей.
(21) Следует предусмотреть возможность участия заинтересованных сторон (таких как операторы систем сбора платежей, менеджеры инфраструктуры, представители электронной и автомобильной промышленности, а также пользователи) в консультациях Европейской Комиссии по техническим и договорным аспектам создания европейской электронной системы пошлин. По необходимости, Европейской Комиссии также следует проводить консультации с неправительственными организациями, которые осуществляют свою деятельность в сфере защиты тайны частной жизни, безопасности дорожного движения или охраны окружающей среды.
(22) Для создания европейской электронной системы пошлин необходимо прежде разработать рекомендации. Деятельность по разработке таких рекомендаций осуществляет Комитет по вопросам электронной системы пошлин, учрежденный настоящей Директивой.
(23) Настоящая Директива не ограничивает свободу Государств-членов ЕС разрабатывать нормы, регламентирующие вопросы взимания сборов и налогообложения дорожной инфраструктуры.
(24) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, принимаются в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающем процедуры осуществления имплементирующих полномочий Европейской Комиссии*(9).
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 29 апреля 2004 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
P. Cox
От имени Совета ЕС
Председатель
M. McDowell
_____________________________
*(1) Directive 2004/52/EC of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on the interoperability of electronic road toll systems in the Community. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 166, 30.4.2004, стр.124.
*(2) ОЖ N L 87, 31.3.2009, стр. 109.
*(3) ОЖ N C 32, 5.2.2004, стр. 36.
*(4) ОЖ N C 73, 23.3.2004, стр. 54.
*(5) Заключение Европейского парламента от 18 декабря 2003 г. (еще не опубликованное в Официальном Журнале), Общая позиция Совета ЕС от 22 марта 2004 г. (ОЖ N C 95 Е, 20.4.2004, стр. 53) и Позиция Европейского парламента от 20 апреля 2004 г.
*(6) ОЖ N C 194, 25.6.1997, стр. 5.
*(7) ОЖ N L 281, 23.11.1995, стр. 31. Текст в редакции Регламента (ЕС) 1882/2003 (ОЖ N L 284, 31.10.2003, стр. 1).
*(8) ОЖ N L 201, 31.7.2002, стр. 37.
*(9) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(10) Пункт 6 удален актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(11) ОЖ N L 204, 21.7.1998, стр. 37. Директива в редакции Акта о присоединении 2003 г.
*(12) ОЖ N L 91, 7.4.1999, стр. 10. Директива в редакции Регламента (ЕС) 1882/2003.
*(13) ОЖ N L 139, 23.5.1989, стр. 19. Директива в редакции Директивы 93/68/EЭC (ОЖ N L 220, 30.8.1993, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2004/52/EC от 29 апреля 2004 г. о возможностях взаимодействия электронных систем дорожных пошлин в Сообществе
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Переводчик - И.В. Артамонова
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 166, 30.4.2004, стр.124.
Директивой Европейского Союза от 19 марта 2019 г. N 2019/520 настоящий документ отменен с 20 октября 2021 г.