Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
2010/31/ЕС от 19 мая 2010 г.
об энергетических характеристиках зданий*(1)
(новая редакция)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 194(2) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
С учетом заключения Европейского Комитета по социальным и экономическим вопросам*(2),
С учетом заключения Комитета регионов*(3),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В Директиву 2002/91/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16 декабря 2002 г. об энергетических характеристиках зданий*(5) были внесены изменения*(6). Поскольку необходимы дальнейшие существенные изменения, указанная Директива должна быть переделана в интересах ясности.
(2) Эффективное, разумное, рациональное и сбалансированное использование энергии касается, inter alia, нефтепродуктов, природного газа и твердого топлива, которые являются важными источниками энергии; однако одновременно они являются основными источниками выбросов углекислого газа.
(3) На здания приходится 40% общего потребления энергии в Европейском союзе. Расширение данной отрасли неизбежно вызовет увеличение потребления энергии. В связи с этим сокращение потребления энергии и использование возобновляемых источников энергии при строительстве являются важными мероприятиями, необходимыми для сокращения энергетической зависимости Европейского Союза и выбросов парниковых газов. Вместе с ростом использования возобновляемых источников энергии мероприятия, принятые в целях сокращения потребления энергии в Европейском Союзе, позволят Европейскому Союзу соблюсти Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (UNFCCC), а также выполнить свои долгосрочные обязательства по сдерживанию роста глобальной температуры на уровне ниже 2°C и обязательство сократить к 2020 г. общие выбросы парниковых газов, по крайней мере, на 20% ниже уровня 1990 г. и на 30% в случае достижения международного соглашения. Сокращение потребления энергии и увеличение использования возобновляемых источников энергии играет важную роль в обеспечении надежности энергоснабжения, технологическом развитии, а также в создании возможностей трудоустройства и регионального развития, особенно в сельских областях.
(4) Управление спросом на энергию является важным инструментом, позволяющим Европейскому Союзу влиять на общемировой энергетический рынок и, тем самым, на надежность энергоснабжения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
(5) В марте 2007 г. Совет ЕС обозначил необходимость повышать энергетическую эффективность в Европейском Союзе для достижения цели по сокращению к 2020 г. потребления энергии в Европейском Союзе на 20% и призвал к основательной и скорейшей реализации приоритетов, установленных в Сообщении Европейской Комиссии, озаглавленном "План действий по энергетической эффективности: реализация потенциала". Указанный план действий выявил значительный потенциал для эффективной экономии энергии в строительной отрасли. Европейский парламент в резолюции от 31 января 2008 г. призвал к укреплению действия положений Директивы 2002/91/ЕС. Европейский парламент также несколько раз, а последний раз в резолюции от 3 февраля 2009 г. о Втором стратегическом обзоре по энергетике, призывал к тому, чтобы придать юридически обязательную силу цели по достижению 20% энергетической эффективности в 2020 г. Кроме того, Решение 406/2009/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. об усилиях Государств - членов ЕС по сокращению выбросов парниковых газов для достижения целей Сообщества по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 г.*(7) устанавливает юридически обязательные национальные целевые показатели сокращения , для соблюдения которых чрезвычайно важна энергетическая эффективность в строительной отрасли. Директива 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников*(8) предусматривает поддержание энергетической эффективности в качестве юридически обязательной цели для энергии от возобновляемых источников, на которую к 2020 г. должно приходиться 20% общего потребления энергии в Европейском Союзе.
(6) В марте 2007 г. Совет ЕС подтвердил обязательство Европейского Союза по разработке возобновляемых источников энергии на своей территории, поддержав в качестве обязательной цель по достижению 20% доли энергии от возобновляемых источников к 2020 г. Директива 2009/28/ЕС устанавливает рамочные основы для поддержания применения энергии от возобновляемых источников.
(7) Необходимо предусмотреть более конкретные действия, направленные на достижение большого нереализованного потенциала в области энергосбережения в строительстве и сокращения значительных различий в показателях в этой сфере между Государствами - членами ЕС.
(8) Мероприятия по дальнейшему улучшению энергетических характеристик зданий должны учитывать климатические и местные условия, а также микроклимат помещений и экономические показатели. Такие мероприятия не должны влиять на другие требования к зданиям, такие как удобство доступа, безопасность и назначение здания.
(9) Расчет энергетических характеристик здания должен производиться на основе методологии, дифференцированной на национальном и региональном уровнях. Такая дифференциация должна учитывать, кроме тепловых характеристик, и другие факторы, играющие все более важную роль. К таким факторам относятся отопительные установки и устройства кондиционирования воздуха, применение возобновляемых источников энергии, использование пассивного отопления и охлаждения, затенение, качество воздуха в помещениях, достаточность естественного освещения и конструкция здания. Методология расчета энергетических характеристик должна быть основана не только на показателях в отопительный сезон, но охватывать годовые энергетические характеристики здания. Такая методология должна учитывать существующие Европейские стандарты.
(10) Исключительно Государства - члены ЕС несут ответственность за установление минимальных требований к энергетическим характеристикам зданий и конструктивным элементам. Такие требования должны быть установлены в целях достижения оптимального с точки зрения затрат баланса между инвестициями и затратами энергии, сэкономленными в течение жизненного цикла здания, без ущерба праву Государств - членов ЕС устанавливать минимальные требования, более энергоэффективные по сравнению с уровнями энергетической эффективности, оптимальными с точки зрения затрат. Необходимо принять положения, предусматривающие возможность Государств - членов ЕС регулярно пересматривать минимальные требования к энергетическим характеристикам зданий в свете технического прогресса.
(11) Цель по достижению экономичных или оптимальных с точки зрения затрат уровней энергетической эффективности может, в при определенных условиях, например в связи с климатическими различиями, оправдать установление Государством - членом ЕС экономичных или оптимальных с точки зрения затрат требований к конструктивным элементам, что на практике может привести к ограничению установки строительных изделий, которые соответствуют стандартам, предусмотренным законодательством Европейского Союза, при условии, что такие требования не являются неоправданным рыночным барьером.
(12) Устанавливая требования к энергетическим характеристикам технических зданий, Государства - члены ЕС должны использовать, при наличии и по необходимости, гармонизованные инструменты, в частности, методы тестирования и расчета, а также классы энергетической эффективности, определенные в рамках мероприятий, направленных на реализацию Директивы 2009/125/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г., о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляемой продукции*(9), а также Директивы 2010/30/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 19 мая 2010 г. относительно указания в маркировке продукции, связанной с энергопотреблением, информации о потреблении энергии и других ресурсов*(10), в целях обеспечения согласованности с соответствующими инициативами и минимизации, насколько это возможно, потенциальной фрагментации рынка.
(13) Настоящая Директива не нарушает Статьи 107 и 108 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU). В связи с этим термин "стимул", используемый в настоящей Директиве не должен пониматься как предполагающий помощь Государства.
(14) Европейская Комиссия разрабатывает сравнительные методологические принципы для расчета оптимальных с точки зрения затрат уровней минимальных требований к энергетическим характеристикам. Государства - члены ЕС должны использовать эти принципы для сравнения показателей с минимальными требованиями к энергетическим характеристикам, которые они приняли. При наличии значительных расхождений, а именно превышающих 15%, между вычисленными оптимальными с точки зрения затрат уровнями минимальных требований к энергетическим характеристикам и действующими минимальными требованиями к энергетическим характеристикам Государства - члены ЕС должны обосновать различия или запланировать определенные действия по сокращению этих расхождений. Предполагаемый экономический жизненный цикл здания или конструктивного элемента определяется Государством - членом ЕС с учетом современных методов и опыта определения типичных экономических жизненных циклов. Необходимо регулярно предоставлять Европейской Комиссии отчет о результатах такого сравнения, а также о сведениях, используемых для достижения таких результатов. Указанные отчеты позволят Европейской Комиссии оценить и предоставить отчет об успехах, достигнутых Государствами - членами ЕС в области достижения оптимальных с точки зрения затрат уровней минимальных требований к энергетическим характеристикам.
(15) Здания оказывают влияние на долгосрочные показатели потребления энергии. Принимая во внимание длительный цикл реконструкции существующих зданий, новые и существующие здания, которые являются объектом капитальной реконструкции, должны соответствовать минимальным требованиям к энергетическим характеристикам, принятым с учетом местных климатических условий. Поскольку до сих пор не используется весь потенциал альтернативных источников энергии, указанные источники должны рассматриваться при проектировании новых зданий, независимо от их размера, в соответствии с принципом обеспечения в первую очередь того, чтобы энергетические потребности в отоплении и охлаждении сократились до уровня, оптимального с точки зрения затрат.
(16) Капитальная реконструкция существующих зданий, независимо от их размера, предоставляет возможность принять экономичные меры для улучшения энергетических характеристик. В целях экономичности следует установить минимальные требования к энергетическим характеристикам зданий только по отношению к реконструированным частям, имеющим особое значение для энергетических характеристик здания. Государства - члены ЕС по своему выбору определяют "капитальную реконструкцию" либо в процентах от поверхности ограждающих конструкций здания, либо через категорию стоимости здания. Если Государство - член ЕС определяет капитальную реконструкцию через категорию стоимости здания, могут использоваться значения актуарной стоимости или текущей стоимости, исчисленные на основе расходов на реконструкцию, исключая стоимость земельного участка, на котором расположено здание.
(17) Необходимо принять меры по увеличению количества зданий, которые не только соответствуют текущим минимальным требованиям к энергетическим характеристикам, но также являются более энергоэффективными, тем самым сокращая потребление энергии и выбросы углекислого газа. В этих целях Государства - члены ЕС разрабатывают национальные планы по увеличению числа зданий с потреблением энергии, близким к нулевому, и регулярно представляют такие планы Европейской Комиссии.
(18) Финансовые инструменты Европейского Союза, а также иные меры введены в действие или модифицированы в целях стимулирования мероприятий, связанных с энергетической эффективностью. Такие финансовые инструменты на уровне Европейского Союза включают, inter alia, Регламент (EC) 1080/2006 Европейского парламента и Совета ЕС от 5 июля 2006 г. о Европейском региональном фонде развития*(11), в который внесены изменения в целях увеличения инвестиций в энергетическую эффективность жилых помещений; государственно-частное партнерство, основанное на инициативе по "Европейским энергоэффективным зданиям", в целях содействия разработке и применению экологически чистых технологий, а также энергоэффективных систем и материалов в новых и реконструированных зданиях; инициатива Европейского инвестиционного банка (EIB) "Финансирование устойчивой энергетики в Европейском Союзе, направленная на обеспечение, inter alia, инвестирования энергетической эффективности и руководимого EIB фонда 'Marguerite: Общеевропейский фонд 2020 года для энергетики, изменения климата и инфраструктуры; Директива Совета ЕС 2009/47/EC от 5 мая 2009 г., изменяющая Директиву 2006/112/EC в отношении снижения ставок налога на добавленную стоимость*(12), инструмент структурных фондов и фонда солидарности Jeremie (Совместные Европейские Ресурсы для микро-, малых и средних предприятий); Механизм финансирования энергетической эффективности; Рамочная программа конкурентоспособности и инноваций, в том числе II Программа "Умная энергия Европы", специально направленная на устранение рыночных барьеров, связанных с энергетической эффективностью и энергией из возобновляемых источников, посредством, например, программы технической помощи ELENA (Европейская помощь местным энергоресурсам); Пакт мэров; Программа "Предпринимательство и инновации"; Программа 2010 поддержки политики в области информационных и коммуникационных технологий (ICT), а также Седьмая рамочная программа научно-технического развития Европейского Союза. Европейский Банк реконструкции и развития также предоставляет финансирование в целях содействия проведению мероприятий, связанных с энергетической эффективностью.
(19) Финансовые инструменты Европейского Союза должны использоваться для осуществления целей настоящей Директивы, не подменяя при этом мероприятий, принятых на национальном уровне. В частности, они должны использоваться для обеспечения надлежащих и инновационных средств финансирования для активизации инвестирования мероприятий по энергетической эффективности. Они могут сыграть важную роль в развитии национальных, региональных и местных фондов, инструментов или механизмов по энергетической эффективности, которые предоставляют соответствующие финансовые возможности владельцам частной собственности, малым и средним предприятиям, а также компаниям, оказывающим услуги в сфере энергетической эффективности.
(20) В целях предоставления Европейской Комиссии надлежащей информации Государства - члены ЕС составляют перечни проводимых и планируемых мероприятий, в том числе финансовых, отличных от мероприятий, требуемых настоящей Директивой, которые направлены на достижение целей настоящей Директивы. Проводимые и планируемые мероприятия, указанные Государствами - членами ЕС, могут включать, в частности, меры по устранению имеющихся правовых и рыночных барьеров, а также по увеличению инвестирования и/или иные действия по улучшению энергетической эффективности новых и существующих зданий, потенциально содействуя, таким образом, снижению уровня энергетической бедности. Такие меры могут включать, без ограничений, оказание бесплатной или субсидированной технической помощи и рекомендаций, прямые субсидии, субсидированные программы кредитования или кредиты с низкой процентной ставкой, грантовые программы и программы гарантий по кредитам мелким предприятиям. Государственные власти или иные институты, проводящие подобные финансовые мероприятия, могут связать применение таких мер с указанными энергетическими характеристиками и рекомендациями, перечисленными в энергетических паспортах.
(21) Для облегчения бремени, связанного с подготовкой отчетности Государств - членов ЕС, следует включить отчеты, требуемые в соответствии с настоящей Директивой, в Планы действий в области энергетической эффективности, предусмотренные Статьей 14(2) Директивы 2006/32/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 5 апреля 2006 г. об энергетической эффективности и энергетических услугах*(13). Государственному сектору в каждом Государстве - члене ЕС следует осуществлять руководство в области энергетических характеристик зданий, в связи с этим национальные планы должны содержать более амбициозные цели в отношении зданий государственных органов.
(22) Энергетический паспорт, который выдается предполагаемому покупателю или арендатору здания или части здания должен содержать достоверную информацию об энергетических характеристиках здания, а также практические рекомендации по улучшению таких характеристик. В целях дальнейшего содействия улучшению владельцами и арендаторами энергетических характеристик здания или части здания могут проводиться информационные компании. Необходимо также содействовать обмену информацией о фактическом потреблении энергии между владельцами и арендаторами коммерческих зданий в целях обеспечения доступности всех сведений для принятия информированных решений о необходимых улучшениях. Энергетический паспорт также должен содержать информацию о фактическом влиянии отопления и охлаждения на энергетические потребности здания, на потребление энергии от первичных источников, а также на выбросы углекислого газа.
(23) Государственные органы должны подавать пример и прилагать усилия по реализации рекомендаций, содержащихся в энергетическом паспорте. Государства - члены ЕС должны включать в свои национальные планы мероприятия в поддержку государственных органов, которые первыми вводят улучшения энергетической эффективности и следуют рекомендациям, содержащимся в энергетическом паспорте, насколько это возможно.
(24) Здания государственных органов, а также здания, часто посещаемые гражданами, должны служить примером, показывая, что экологические и энергетические факторы приняты во внимание, и, следовательно, должны быть предметом регулярной энергетической сертификации. Доведение до сведения общественности информации об энергетических характеристиках должно быть усилено ясной демонстрацией таких энергетических паспортов, в частности, на здания определенного размера, занимаемые государственными органами или часто посещаемые гражданами, такие как магазины и торговые центры, супермаркеты, рестораны, театры, банки и отели.
(25) В последние годы возросло количество систем кондиционирования воздуха в Европейских странах. Это создает значительные проблемы в периоды пиковых нагрузок, повышая тем самым стоимость электроэнергии и нарушая энергетический баланс. Приоритет должен быть отдан стратегиям, улучшающим тепловые характеристики зданий в летний период. В этих целях должно уделяться большее внимание мероприятиям, которые позволят избежать перегрева, таким как затенение и достаточная теплоемкость при строительстве зданий, а также дальнейшая разработка и применение техники пассивного охлаждения, в особенности техники, улучшающей условия внутри помещения и микроклимат вокруг зданий.
(26) Регулярное техническое обслуживание и проверки систем отопления и кондиционирования воздуха квалифицированным персоналом способствует поддержанию их рабочих параметров согласно спецификациям и тем самым обеспечивает оптимальную производительность с точки зрения экологии, безопасности и энергопотребления. Независимая оценка всей системы отопления и кондиционирования воздуха должна регулярно производиться в течение срока эксплуатации такой системы, в особенности перед ее заменой или модернизацией. В целях облегчения административного бремени владельцев зданий и арендаторов Государства - члены ЕС прилагают усилия по совмещению проверок и сертификации, насколько это возможно.
(27) Единый подход к сертификации зданий по энергетическим характеристикам, а также к проверкам систем отопления и кондиционирования воздуха квалифицированными и/или аккредитованными экспертами, чья независимость гарантируется на основе объективных критериев, способствует созданию равных возможностей в том, что касается усилий по сбережению энергии в строительном секторе, предпринятых Государствами - членами ЕС, и обеспечивает предполагаемым владельцам или пользователям прозрачность в отношении энергетических характеристик зданий на рынке недвижимости Европейского Союза. В целях обеспечения качества энергетических паспортов и качественного проведения проверок систем отопления и кондиционирования воздуха на территории Европейского Союза каждое Государство - член ЕС должно разработать механизм независимого контроля.
(28) Поскольку местные и региональные органы власти играют важную роль в имплементации настоящей Директивы, с ними необходимо проводить консультации и привлекать их, по мере необходимости в соответствии с действующим национальным законодательством, к участию в планировании, разработке программ по информированию, обучению и повышению уровня осведомленности, а также к участию в имплементации настоящей Директивы на национальном и региональном уровнях. Такие консультации также могут использоваться в целях предоставления соответствующих рекомендаций местным разработчикам и инспекторам по строительству для надлежащего выполнения ими своих задач. Кроме того, Государства - члены ЕС гарантируют и способствуют тому, чтобы архитекторы и разработчики должным образом рассматривали оптимальные варианты улучшений энергетической эффективности, использования энергии из возобновляемых источников, централизованного тепло- и холодоснабжения при планировании, проектировании, строительстве и реконструкции промышленных или жилых зон.
(29) Монтажные и строительные организации играют важную роль в успешной имплементации настоящей Директивы. В связи с этим, посредством проведения обучения и иных мероприятий, необходимо обеспечить, что достаточное количество монтажных и строительных организаций обладают надлежащим уровнем компетенции для установки и интеграции требуемых энергоэффективных технологий, а также технологий использования возобновляемых источников энергии.
(30) Государства - члены ЕС должны принимать во внимание Директиву 2005/36/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 7 сентября 2005 г. о признании профессиональных квалификаций*(14) в отношении взаимного признания профессиональных экспертов, которые указаны в настоящей Директиве, а Европейская Комиссия в рамках программы "Умная энергия Европы" должна продолжать осуществлять деятельность по разработке инструкций и рекомендаций по стандартам обучения таких профессиональных экспертов.
(31) В целях повышения прозрачности энергетических характеристик зданий на рынке нежилой недвижимости Европейского Союза необходимо разработать единые условия программы общей добровольной сертификации в отношении энергетических характеристик нежилых зданий. В соответствии со Статьей 291 TFEU, следует заранее установить нормы и общие принципы, касающиеся механизма контроля со стороны Государств - членов ЕС за осуществлением Европейской Комиссией имплементирующих полномочий, посредством регламента, принятого в соответствии с обычной законодательной процедурой. До принятия такого регламента применяется Решение Совета ЕС 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающее процедуры по осуществлению имплементирующих полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию*(15), за исключением процедуры делегирования полномочий Европейским парламентом и Советом ЕС, которая в этом случае не применяется.
(32) Европейская Комиссия должна иметь полномочия по принятию актов делегированного законодательства в соответствии со статьей 290 TFEU в отношении адаптации некоторых общих принципов, установленных в Приложении I к настоящей Директиве, к техническому прогрессу, а также в отношении разработки методологических принципов для расчета оптимальных с точки зрения затрат уровней минимальных требований к энергетическим характеристикам. Крайне важно, чтобы Комиссия провела необходимые консультации в период подготовительных работ, в том числе на уровне экспертов.
(33) Поскольку цель настоящей Директивы, а именно улучшение энергетических характеристик зданий, не может быть достигнута Государствами - членами ЕС вследствие сложности строительного сектора и неспособности национальных рынков недвижимости адекватно справиться с проблемами энергетической эффективности, но с большей эффективностью может быть достигнута на уровне Европейского Союза по причине сферы действия и последствий указанных мероприятий, постольку Европейский Союз вправе принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, предусмотренным Статьей 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, предусмотренным указанной Статьей, настоящая Директива ограничивается мерами, необходимыми для достижения данной цели.
(34) Обязательство по преобразованию настоящей Директивы в национальное право ограничивается положениями, представляющими собой значительные изменения по сравнению с Директивой 2002/91/EC. Обязательство по преобразованию неизмененных положений возникает из указанной Директивы.
(35) Настоящая Директива не нарушает обязательства Государств - членов ЕС в отношении сроков преобразования в национальное право и применения отмененной Директивы 2002/91/EC.
(36) В соответствии с пунктом 34 Межинституционального Соглашения по совершенствованию законотворческой деятельности*(16), Государства - члены ЕС могут составлять для самих себя, а также в интересах Европейского Союза, свои собственные таблицы, иллюстрирующие, насколько это возможно, корреляции между настоящей Директивой и мерами по преобразованию в национальное право, а также обнародовать указанные таблицы,.
Приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 19 мая 2010 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
J. Buzek
От имени Совета ЕС
Председатель
D. Lopez Garrido
______________________________
*(1) Directive 2010/31/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings (recast). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 153, 18.6.2010, стр. 13.
*(2) ОЖ N C 277, 17.11.2009, стр. 75.
*(3) ОЖ N C 200, 25.8.2009, стр. 41.
*(4) Позиция Европейского парламента от 23 апреля 2009 г. (еще не опубликованная в Официальном Журнале), позиция Совета ЕС в первом чтении от 14 апреля 2010 г. (еще не опубликованная в Официальном Журнале), позиция Европейского парламента от 18 мая 2010 г. (еще не опубликованная в Официальном Журнале).
*(5) ОЖ N L 1, 4.1.2003, стр. 65.
*(6) См. Приложение IV к настоящей Директиве, Часть А.
*(7) ОЖ N L 140, 5.6.2009, стр. 136.
*(8) ОЖ N L 140, 5.6.2009, стр. 16.
*(9) ОЖ N L 285, 31.10.2009, стр. 10.
*(10) См. страницу 1 настоящего Официального Журнала.
*(11) ОЖ N L 210, 31.7.2006, стр. 1.
*(12) ОЖ N L 116, 9.5.2009, стр. 18.
*(13) ОЖ N L 114, 27.4.2006, стр. 64.
*(14) ОЖ N L 255, 30.9.2005, стр. 22.
*(15) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(16) ОЖ N C 321, 31.12.2003, стр. 1.
*(17) ОЖ N L 211, 14.8.2009, стр. 55.
*(18) ОЖ N L 161, 14.6.2006, стр. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/31/ЕС от 19 мая 2010 г. об энергетических характеристиках зданий (новая редакция)
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза
Переводчик - И.В. Артамонова
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L153, 18.6.2010 г., стр. 13.