Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу закрепления на законодательном уровне дополнительных гарантий защиты прав работников при банкротстве организаций и в рамках своей компетенции сообщает.
В настоящее время согласно статье 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) при несостоятельности (банкротстве) работодателя работники имеют право на удовлетворение требований по заработной плате и выплате выходных пособий во вторую очередь после расчетов с гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Таким образом, в части защиты прав трудящихся при банкротстве работодателя российское законодательство придерживается концепции предоставления привилегий требованиям работников в рамках дела о банкротстве.
Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что меры, предусмотренные Законом о несостоятельности, не обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя, что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов.
В целях введения дополнительных гарантий для работников и расширения прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий Минэкономразвития России разработало проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и иные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности защиты прав кредиторов первой и второй очереди" (далее - законопроект).
Указанным законопроектом предлагается наделить представителя работников правом обращаться в суд с заявлением о признании должника - работодателя банкротом при соблюдении следующих условий:
1) наличия вступивших в законную силу и неисполненных судебных актов о взыскании с должника невыплаченной задолженности по заработной плате;
2) размер задолженности составляет в совокупности не менее трехсот тысяч рублей к должнику - юридическому лицу, к должнику - гражданину - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Предлагаемые законопроектом меры позволят повысить гарантии защиты прав работников путем:
а) обеспечения своевременного обращения в суд с заявлением о банкротстве работодателя и как следствие повышение вероятности взыскания задолженности в полном объеме;
б) оперативного внеочередного погашения задолженности по заработной плате, подтвержденной судебным актом, в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления (статьи 63, 81, 95 Закона о несостоятельности).
Дополнительно законопроектом определяется порядок подачи в арбитражный суд заявления представителя работников должника, а также перечень прилагаемых к такому заявлению документов.
Кроме того, законопроектом вносятся корректирующие и уточняющие изменения в Закон о несостоятельности, направленные на повышение эффективности механизмов защиты прав кредиторов по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника - работодателя.
После завершения согласования с федеральными органами исполнительной власти и получения заключений Минюста России законопроект будет представлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Относительно вопроса учета интересов муниципальных образований в ходе дела о банкротстве организаций считаем целесообразным отметить.
Пунктом 2 статьи 30 Закона о несостоятельности предусмотрено, что учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
Кроме того, уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника относятся к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 35 Закона о несостоятельности).
Как участники арбитражного процесса по делу о банкротстве указанные органы имеет право обжаловать в судебном порядке действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов и комитета кредиторов, в том числе, связанные с очередностью, составом и размером требований кредиторов (статья 60 Закона о несостоятельности).
В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, например, при банкротстве градообразующей организаций (пункт 2 статьи 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в деле о банкротстве должника (пункт 1 статьи 34).
Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации предоставленных прав (пункт 2 статьи 34 Закона о несостоятельности).
Директор Департамента |
И.В. Осколков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 октября 2011 г. N Д06-4863 "О необходимости установления дополнительных гарантий защиты прав работников при банкротстве организаций"
Текст письма официально опубликован не был