Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения норм земельного законодательства и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для признания лица налогоплательщиком земельного налога является соответствующий правоустанавливающий документ на земельный участок.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Учитывая изложенное, указанная в обращении организация ООО ПО - приобретатель объектов недвижимости, не оформившая права на земельный участок под соответствующим объектом недвижимости, фактически является пользователем земельного участка, принадлежащего продавцу на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Площадь находящегося в фактическом пользовании организации ООО ПО земельного участка пропорциональна площади принадлежащих ей зданий, строений, сооружений (пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если ООО ПО считает необходимым оформить земельный участок меньший по площади, чем площадь, пропорциональная площади здания, строения, сооружения, то ООО ПО вправе оформить права на новый земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Вместе с тем, права ООО ПО на землю должным образом не оформлены.
Следует учитывать, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, невозможно без указанного земельного участка (пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации). Отчуждение доли в праве собственности на земельный участок на здание, строение, сооружение, находящегося на праве собственности у нескольких лиц, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которого пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, ООО ПО должно переоформить фактическое пользование земельным участком на право собственности либо аренды.
Следует отметить, что земли и земельные участки должны использоваться исходя из принципа платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2010 г. N Д23-4508 "О разъяснении норм земельного законодательства"
Текст письма официально опубликован не был