Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Нормы браковки стальных канатов
1. Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.
Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. П10.1.
2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхность какой-либо пряди (см. рисунок, где I - канат крестовой свивки; II - канат односторонней свивки) наносят метку (точка я), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в его сечении (например, шесть в шестипрядном канате) и на следующую после отсчета прядь (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. У многорядных тросов (например, у каната конструкции 18 x 19 = 342 с одним органическим сердечником) имеется шесть прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном.
Шаг свивки определяется по числу прядей в наружном слое.
3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6x19=114 с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. П10.1, причем за норму браковки принимается условное число обрывов, т.е. при подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а толстой - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т. е. более 12 (см. табл. П10.1) и, следовательно, канат бракуется.
4. Число проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не приведена в табл. П10.1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8x19=152 с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6x19=114 с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 х 19 = 114 умножить на коэффициент 96:72=1,33 где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей канатов указанных конструкций соответственно.
Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего государственного стандарта или определяется путем подсчета на канате.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки, чем указано в табл. П10.1.
Таблица П10.1
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован
Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении D:d* |
Конструкция каната |
|||||||
6x19=114+1 o.c.** |
6х37=222+1о.с.** |
6х61=-366+1 о.с.** |
18х19=342+1 о.с.** |
|||||
Свивка | ||||||||
Крестовая |
Односторонняя |
Крестовая |
Односторонняя |
Крестовая |
Односторонняя |
Крестовая |
Односторонняя |
|
До 6 |
12 |
6 |
22 |
11 |
36 |
18 |
36 |
18 |
Выше 6 до 7 |
14 |
7 |
26 |
13 |
38 |
19 |
38 |
19 |
Выше 7 |
16 |
8 |
30 |
15 |
40 |
20 |
40 |
20 |
______________________________
* D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.
** о.с. - органический сердечник.
6. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. П10.2.
Таблица П10.2.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм, указанных в табл. 1 |
10 |
85 |
15 |
75 |
20 |
70 |
25 |
60 |
30 и более |
50 |
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Износ или коррозия проволок по диаметру определяются микрометром или иным инструментом, обеспечивающим достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки замеряется у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
7. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. П10.1 или чем определено согласно п.п. 3, 4, 5 и 6 настоящих Норм, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии:
тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;
смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих Нормах.
8. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.
9. При обнаружении в канате оборванной пряди его дальнейшая эксплуатация запрещается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.