Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу, связанному с реализацией положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), и в рамках своей компетенции сообщает.
Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, разъяснения Минэкономразвития России по отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд являются позицией Министерства и носят исключительно рекомендательный характер.
Для информации сообщаем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества при условии, что:
- арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества
- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом, в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ уступка субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается. Указанное требование исходит из смысла Федерального закона N 159-ФЗ, который предусматривает адресную направленность предоставления преимущественного права исключительно арендатору отчуждаемого имущества и пресекает возможную спекуляцию субъектами малого и среднего предпринимательства своим преимущественным правом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 7 статьи 3" имеется в виду "частью 7 статьи 4"
Дополнительно отметим, в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ в случае если арендуемое имущество приобретается арендатором в рассрочку, указанное имущество находится в залоге у продавца до полной его оплаты. Условия договора купли-продажи арендуемого имущества о неприменении данного правила ничтожны.
Учитывая изложенное, в случае если между арендатором и органом государственной или муниципальной власти заключен договор купли-продажи недвижимого имущества в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, считаем, что с момента заключения указанного договора купли-продажи стороны должны руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Врио директора |
В.Ю. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2011 г. N Д05-3603 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был