Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение о толковании пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 205-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 205-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности, в том числе в области развития предпринимательской деятельности, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства). Согласно Положению, Министерство не уполномочено давать официальные разъяснения нормативных правовых актов, за исключением изданных Минэкономразвития России, связи с чем Департамент корпоративного управления вправе лишь высказать позицию по изложенным в обращении вопросам, которая не является обязательной для правоприменителя.
Положениями Закона N 205-ФЗ вводятся, в том числе, новые правила, предусматривающие сокращение сроков давности при оспаривании корпоративных актов (решений общих собраний акционеров, участников, членов кооперативов, решений советов директоров, коллегиальных исполнительных органов и др.), актов регистрирующего органа, связанных с эмиссией ценных бумаг (решений о государственной регистрации выпуска, отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и др.), а также не допускающие возможность их восстановления, за исключением случая, когда лицо не подавало соответствующее "заявление под влиянием насилия или угрозы".
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона N 205-ФЗ положения о сокращенных сроках на предъявление в суд соответствующих требований и порядке их исчисления применяются к тем требованиям, право на предъявление которых возникло со дня вступления в силу указанного федерального закона. В случаях же, когда требования возникли до даты вступления в силу Закона 205-ФЗ новые правила о сроках применяются если период между днем вступления в силу указанного закона и истечением срока, предусмотренного ранее действовавшим законодательством, превышает срок, предусмотренный "новыми" правилами о сроках. В таком случае новые сроки исчисляются со дня вступления в силу Закона N 205-ФЗ.
Для целей определения периода между днем вступления в силу рассматриваемого закона и истечением срока предусмотренного ранее действовавшим законодательством в обращении ставится вопрос о необходимости определения даты истечения такого срока - истекает ли указанный давностный срок до вступления в силу Закона N 205-ФЗ или же после вступления его в силу.
По мнению заявителя формулировки рассматриваемого закона в части определения даты истечения давностного срока, предусмотренного ранее действовавшим законодательством, допускают двойственное толкование, с чем никак нельзя согласиться.
Исходя из системного толкования нормоположений Закона N 205-ФЗ и главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом целей указанного закона, можно утверждать, что положения пункта 9 статьи 15 Закона N 205-ФЗ не распространяются на те случаи, когда к моменту его вступления в силу давностный срок для оспаривания соответствующих актов, решений, сделок уже истек.
Иное толкование пункта 9 статьи 15 Закона N 205-ФЗ означало бы по сути безусловное "восстановление" уже истекших сроков вступившим в силу федеральным законом в ущерб интересам отдельных участников гражданского оборота.
Заместитель Директора |
Р.А. Кокорев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 августа 2010 г. N Д06-2592 "О толковании п. 9 ст. 15 Федерального закона N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был