В соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращением граждан Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу создания саморегулируемых организаций в сфере строительства (далее - СРО) и сообщает.
Решение о введении саморегулирования в сфере предпринимательства было принято в целях снижения излишних административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности, а также в целях повышения имущественной ответственности хозяйствующих субъектов, учитывая, что данный вопрос в рамках лицензирования не может быть решен.
Обязательное членство хозяйствующих субъектов в СРО было введено Градостроительным кодексом Российской Федерации, поскольку в соответствии с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для обеспечения более плавного перехода от лицензирования к институту саморегулирования Градостроительным кодексом Российской Федерации был предусмотрен также целый ряд норм, направленных на снижение рисков этого перехода.
В частности, в целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и среднего бизнеса Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 47, 48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без вступления в СРО.
Виды работ, не включенные в этот перечень, с 9 декабря 2008 года могли осуществляться также и без наличия лицензии.
В целях защиты членов СРО Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что решения по наиболее спорным и важным вопросам (например, избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты, прекращение действия свидетельства о допуске) должны приниматься на общем собрании членов СРО.
Помимо этого, в целях соблюдения общественных интересов СРО, обеспечения представительства и защиты интересов СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства предусмотрено создание Национальных объединений СРО.
В разработке закона, предусматривающего введение института саморегулирования в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принимали участие, в том числе представители общественных организаций строителей. При обсуждении проекта закона рассматривались вопросы о размерах членских взносов, количестве участников саморегулируемых организаций, а также условия вступления хозяйствующих субъектов в саморегулируемые организации.
В целях реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 был утвержден перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, учитывая большое число поступивших в Минэкономразвития России обращений, в которых обращалось внимание на то, что данный перечень содержит работы, не оказывающие влияния на безопасность объектов капитального строительства, большое число из которых осуществляются представителями малого и среднего бизнеса.
В целях защиты интересов представителей малого и среднего бизнеса было предложено сохранить в этом перечне только те работы, которые могут причинить вред неограниченному кругу лиц, а также выполнение которых несет риски нанесения неисправимых механических воздействий при строительстве и влияет на безопасность при последующей эксплуатации зданий и сооружений. Работы, которые несут потребительские риски (например, установление электрической плиты или домофона), а также работы, подлежащие иным формам контроля (надзор за обеспечением пожарной безопасности, охраной окружающей среды и тому подобное), должны быть исключены из него.
В настоящее время приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 утверждена новая редакция перечня, в котором учтены поступившие предложения.
Реализация данных предложений позволит большему числу хозяйствующих субъектов, в том числе и представителям малого среднего предпринимательства, осуществлять многие виды работ в области строительства без вступления в саморегулируемые организации.
Заместитель Директора |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 сентября 2010 г. N Д05-2989 "О создании саморегулируемых организаций в сфере строительства"
Текст письма официально опубликован не был