Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращения Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам государственной регистрации прав собственности граждан на жилые помещения, предоставленные им в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 903 "О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности", и сообщает.
1. По вопросу о представлении заявления о государственной регистрации перехода права на жилые помещения, предоставленные гражданам, уволенным с военной службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Следует обратить внимание, что указанная норма регулирует вопрос возникновения прав, в то время как в соответствии с Правилами приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 903 (далее - Правила), при предоставлении жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей имеет место переход права собственности на жилые помещения от Российской Федерации к физическим лицам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности
Государственная регистрация перехода права собственности, при котором право лица, отчуждающего объект недвижимости, прекращается, осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации права нового правообладателя (правообладателей) и погашения специальным штампом записи о праве прежнего правообладателя.
Учитывая изложенное, запись о государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на жилое помещение вносится в ЕГРП при наличии соответствующего заявления органа, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (уполномоченного им на это лица, в том числе доверенностью).
Таким образом, для государственной регистрации права собственности гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи на жилое помещение необходимы заявление Росимущества (его территориального органа) о государственной регистрации перехода права собственности Российской Федерации на соответствующее жилое помещение и заявление гражданина (и членов его семьи) о государственной регистрации права собственности на него.
2. По вопросу о представлении для целей государственной регистрации актов приема-передачи жилых помещений (далее - акт приема-передачи).
Исходя из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) акт приема-передачи является документом, подтверждающим факт передачи объекта недвижимости продавцом и принятие его покупателем.
В рассматриваемом случае оформленный Росимуществом акт приема-передачи наряду с копией приказа (выпиской из приказа) Минрегиона России о предоставлении жилого помещения в собственность граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является правоустанавливающим документом, на основании которого осуществляется переход прав на жилое помещение от Российской Федерации к физическому лицу (данные документы подтверждают прекращение права собственности Российской Федерации на жилое помещение и возникновение права собственности физического лица на него).
Как следует из статьи 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления организует работу по передаче гражданину, уволенному с военной службы, жилого помещения и подписанию акта приема-передачи, один экземпляр которого остается у гражданина, уволенного с военной службы, а другой направляется органом местного самоуправления в Росимущество с одновременным уведомлением об этом Минрегиона России и соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, а в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено Законом о регистрации, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, оформление и предоставление для целей государственной регистрации права акта приема-передачи и копии приказа (выписки из приказа) Минрегиона России о предоставлении жилого помещения в собственность граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей не менее чем в двух экземплярах необходимо в силу прямого указания закона.
Необходимо также отметить, что, как следует из пункта 22 Правил, акт приема-передачи оформляется и, соответственно, подписывается Росимуществом. При этом в случае, если указанный акт подписывается не руководителем Росимущества, необходимо подтверждение полномочий лица, подписавшего соответствующий акт от имени Росимущества.
3. По вопросу приобретения жилого помещения в общую совместную собственность всех членов семьи гражданина, уволенного с военной службы.
Согласно пункту 11 Правил жилое помещение, предоставляемое в собственность, оформляется в общую совместную собственность всех членов семьи гражданина, уволенного с военной службы.
При этом в соответствии со статьей 244 Кодекса общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Вместе с тем на законодательном уровне образование совместной собственности членов семьи, за исключением совместной собственности супругов, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения изменений в Правила в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством жилое помещение может быть оформлено в общую совместную собственность супругов (в случае, если в соответствующем приказе Минрегиона России указаны только супруги) либо в общую долевую собственность членов семьи гражданина.
Директор |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 сентября 2010 г. N Д23-3517 "О государственной регистрации прав собственности граждан, уволенных с военной службы"
Текст письма официально опубликован не был