Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и по вопросам, изложенным в обращении, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. По вопросу применения приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412) и писем Минэкономразвития России.
Приказ N 412 издан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и прошел государственную регистрацию в Минюсте России (N 12857, 15 декабря 2008 г.), опубликован в "Российской газете" (N 260, 19 декабря 2008 г.), вступил в действие с 1 января 2009 г.
Приказ N 412 является нормативным правовым актом, действующим на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Таким образом, письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами закона.
2. По вопросу согласования местоположения границы земельного участка, образуемого в результате выдела в счет земельной доли.
Частью 1 статьи 39 Закона о кадастре установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 статьи 39 Закона о кадастре согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Таким образом, согласование местоположения границы земельного участка, образуемого в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности, в том числе находящегося в составе земель сельскохозяйственного назначения (далее - исходный земельный участок), проводится, если граница такого образуемого земельного участка одновременно является границей другого земельного участка (не являющегося исходным земельным участком) и в результате кадастровых работ уточнено местоположение такой смежной границы (части границы или характерной точки границы).
Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, при выделе земельного участка "внутри общего участка" согласование местоположения границ земельного участка, образуемого в результате выдела, не требуется.
Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).
При этом в соответствии со статьей 14 Закона земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделен на основании:
- решения общего собрания;
- извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.
Директор |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 сентября 2010 г. N Д23-3506 "О рассмотрении обращении"
Текст письма официально опубликован не был