28.08.2011 в Краснодарском крае при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР) произошла катастрофа самолета Ан-2 RA-01105, эксплуатируемого ООО "Авиакомпания "Пилот".
На момент авиационного происшествия действие сертификата эксплуатанта ООО "Авиакомпания "Пилот" от 02.11.2010 N АР-16-10-21 было приостановлено решением руководителя Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 25.08.2011 N 39. Основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта явилось нарушение ООО "Авиакомпания "Пилот" требований статьи 16 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 109 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138.
На посадочной площадке в районе хутора Бараниковский Краснодарского края, с которой выполнялись полеты, самолет был заправлен автомобильным бензином марки "Премиум Евро-95" (250 литров). Второй пилот, проводивший работы по подготовке самолета к полету, после слива отстоя (через 15 минут после заправки топливом), обратил внимание на непривычный цвет бензина. При этом механических примесей и воды визуально обнаружено не было, о чем им было доложено командиру воздушного судна (далее - КВС).
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ан-2 RA-01105 (далее - комиссия по расследованию) установлено, что при вылете с посадочной площадки на борту самолета находились КВС и пассажир (представитель заказчика АХР). В нарушение требований Руководства по летной эксплуатации самолета Ан-2 второй пилот на борту воздушного судна отсутствовал. Такое решение КВС было мотивировано необходимостью присутствия представителя заказчика авиационных работ на борту самолета для первичного ознакомления с системой рисовых чеков и определения наиболее результативных заходов для их обработки химикатами.
По показаниям очевидцев, после выполнения взлета и набора высоты 30 метров, самолет выполнил левый разворот, после чего была включена аппаратура АХР. После выполнения второго разворота влево самолет начал терять высоту, при этом на траверзе взлетно-посадочной полосы посадочной площадки высота была 10-15 метров. Продолжая снижение самолет приземлился на чеки с посадками сои, при пробеге столкнулся с бруствером оросительного канала, скапотировал и загорелся.
В результате авиационного происшествия КВС погиб. Пассажир получил серьезные телесные повреждения, вместе с тем, смог самостоятельно покинуть самолет.
Комиссией по расследованию по результатам исследования проб топлива, которым заправлялся самолет, был сделан вывод о том, что оно не соответствует требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51866-2002 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия", в том числе:
концентрация фактических смол на 100 бензина превысила нормативные значения более чем в 26 раз;
по моторному методу октановое число составило 83,0 (меньше допустимого значения на 2 единицы);
по исследовательскому методу октановое число составило 92,2 (меньше допустимого значения на 2,8 единицы);
конец кипения бензина составил 313°С (выше допустимого значения на 113°С).
Комиссией по расследованию также было установлено, что на впускных и выпускных клапанах двигателя имеется обильное нагарообразование. Такое же нагарообразование имелось, в различной степени, и на свечах зажигания.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-01105 явилось капотирование самолета при его столкновении с бруствером канала при выполнении вынужденной посадки.
Необходимость вынужденной посадки была обусловлена, наиболее вероятно, падением мощности двигателя из-за заправки самолета некачественным автомобильным бензином.
Способствующими факторами авиационного происшествия явились:
незнание КВС района полетов и схемы расположения обрабатываемых полей;
отсутствие торможения при пробеге самолета в процессе выполнения вынужденной посадки;
отсутствие в кабине самолета члена летного экипажа (второго пилота)".
Кроме того, при расследовании также было установлено, что на момент авиационного происшествия на самолете был установлен воздушный винт АВ-2 с истекшим в апреле 2011 года межремонтным календарным сроком службы. Пономерная документация самолета Ан-2 RA-01105 в ООО "Авиакомпания "Пилот" заполнялась не своевременно. Замена основных агрегатов проводилась в нарушение действующих эксплуатационных документов по техническому обслуживанию и без оформления пономерной документации.
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-01105, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-01105.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта:
1.1. в срок до 20.08.2012 довести информацию о результатах расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-01105 до эксплуатантов воздушных судов;
1.2. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующим самолеты Ан-2, и эксплуатантам воздушных судов авиации общего назначения:
1.2.1. организовать изучение настоящего приказа с летным и инженерно-техническим персоналом;
1.2.2. провести занятия с летным составом, эксплуатирующим самолеты Ан-2, по изучению технологии выполнения заправки самолета топливом, приведенной в главе 3 Руководства по летной эксплуатации самолета Ан-2;
1.2.3. провести занятия с летным и инженерно-техническим персоналом по изучению правил организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами при выполнении авиационных работ;
1.2.4. рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мероприятий в целях исключения случаев допуска к заправке воздушных судов из емкостей, не соответствующих установленным требованиям для хранения и транспортировки горюче-смазочных материалов, а также при отсутствии документов, подтверждающих качество заправляемого топлива.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 31 июля 2012 г. N 494 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-2 RA-01105"
Текст приказа официально опубликован не был