Приложение N 2
Методика
оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава
(утв. приказом Минтранса РФ от 5 мая 2012 г. N 136)
1. Методика оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава (далее - Методика) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" и определяет подходы к проведению оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса.
2. Оценка эффективности использования железнодорожного подвижного состава при перевозках грузов (далее - оценка эффективности) проводится на основе данных, получаемых в процессе мониторинга использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса, осуществляемого в соответствии с Порядком о порядке мониторинга обеспечения железнодорожным подвижным составом грузовладельцев и использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса.
3. Оценка эффективности проводится методом сравнительного анализа динамики изменения значений следующих качественных показателей (далее - анализ):
1) оборот вагона по составляющим:
в движении;
простой на технических станциях;
простой под грузовыми операциями, в том числе на местах необщего пользования;
2) среднесуточный пробег вагона;
3) производительность вагона.
Для целей анализа используются формулы расчета, приведенные в пунктах 5 - 7 настоящей Методики.
4. В ходе проведения оценки эффективности анализируется изменение значений показателей, указанных в пункте 4 настоящей Методики, и их составляющих за отчетный период и с начала года в среднем по всем типам железнодорожного подвижного состава и в отдельности по:
специализированному железнодорожному подвижному составу;
универсальному железнодорожному подвижному составу;
локомотивам.
5. Оборот вагона (цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки) исчисляется в сутках и определяется по формуле:
где Q - оборот грузового вагона;
L - полный рейс вагона - расстояние, которое проходит вагон за время оборота.
Полный рейс вагона рассчитывается по формуле:
,
где - груженый рейс вагона;
- порожний рейс вагона;
- участковая скорость;
- среднее число технических станций, которые вагон проходит за время оборота;
- средний простой вагона на одной технической станции;
- коэффициент местной работы, который показывает количество грузовых операций за время оборота грузового вагона.
Для сети железных дорог коэффициент местной работы определяется как:
где - погрузка в вагонах;
- выгрузка в вагонах;
- работа сети в вагонах, равная + , где - прием груженых вагонов по внешним стыкам;
- среднее время простоя вагона под грузовыми операциями.
Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.
6. Среднесуточный пробег вагона грузового парка характеризует скорость его продвижения, выражается в км/сутки и рассчитывается по формуле:
где - среднесуточный пробег вагона.
7. Среднесуточная производительность вагона характеризует его использование в процессе перевозки грузов и исчисляется в тонно-км нетто, выполненных вагоном рабочего парка за сутки по следующей формуле:
где - среднесуточная производительность вагона;
- средняя динамическая нагрузка на груженый вагон;
- коэффициент порожнего пробега.
Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.
7.1. Средняя динамическая нагрузка вагона характеризует среднюю загрузку груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается по следующей формуле:
где - средняя статическая нагрузка вагона - количество груза (в тоннах), погруженного в вагон;
- средняя дальность перевозки груза;
- коэффициент отношения эксплуатационных тонно-км к тарифным тонно-км.
Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.
7.2. Коэффициент порожнего пробега () характеризует величину порожнего пробега и определяется как отношение порожнего пробега к груженому пробегу и зависит от особенностей работы и использования вагонов, их специализации, а также размещения пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.
7.3. Кроме того, проводится анализ коэффициента переработки вагонов на технических станциях (), оказывающего влияние на производительность вагона и характеризующего уровень маршрутизации перевозок.
Коэффициент переработки вагонов представляет собой соотношение между количеством транзитных вагонов с переработкой и без переработки, проходящих через техническую станцию, и рассчитывается по формуле:
где - количество транзитных вагонов с переработкой;
- количество транзитных вагонов без переработки.
8. Составляющие показателей эффективности использования вагонов делятся на три основные группы:
объективные показатели, зависящие от текущих условий работы организаций железнодорожного транспорта (средняя дальность перевозки груза, полный рейс вагона, количество технических станций, коэффициент порожнего пробега, средняя динамическая нагрузка);
субъективные показатели, зависящие от качества работы организации железнодорожного транспорта (участковая скорость, средний простой вагонов на технической станции);
субъективные показатели, зависящие от качества работы грузоотправителей, грузополучателей (среднее время простоя под грузовыми операциями, в том числе в части времени нахождения вагона в местах необщего пользования, средняя статическая нагрузка вагона).
9. В процессе оценки:
устанавливается рост/снижение значений показателей и их составляющих на конец отчетного периода в сравнении со значениями показателей на начало отчетного периода и в сравнении со значениями показателей на начало года;
определяются темпы изменений значений показателей;
определяются тенденции изменений значений показателей;
определяется степень влияния изменения значений составляющих показателей на изменение значений показателей в целом с учетом пункта 8 настоящей Методики.