Согласно Указу Президента РФ от 23 июня 2010 г. N 780 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору
В соответствии с пунктом 5.2.16. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ.
Министр |
Ю.П. Трутнев |
Порядок
осуществления экспертизы промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ
(утв. приказом Минприроды России от 15 января 2009 г. N 1)
I. Общие положения
1. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588, 2000, N 33, ст. 3348, 2003, N 2, ст. 167, 2004, N 35, ст. 3607, 2005, N 19, ст. 1752, 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498); Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337); постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 N 389 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2851); Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.1998, регистрационный N 1656).
2. Требования Порядка являются обязательными для специалистов организаций, непосредственно осуществляющих экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, юридических лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, иных заинтересованных организаций, работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагается контроль за регистрацией и утверждением заключений экспертизы промышленной безопасности.
3. Объектами экспертизы промышленной безопасности, на которые распространяется действие настоящего Порядка, являются:
1) проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасных производственных объектов, связанных с транспортированием опасных веществ; сооружений, технических устройств и средств транспортирования, в том числе, проектная документация на изготовление, модернизацию, переоборудование и ремонт транспортных средств, используемых в процессе транспортирования опасных веществ;
2) технические устройства, включая транспортные средства, используемые в процессе транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах;
3) сооружения на опасных производственных объектах, задействованные в процессе транспортирования опасных веществ, в том числе железнодорожные пути и автомобильные дороги необщего пользования; площадки, предназначенные для погрузки, выгрузки опасных веществ, места подготовки транспортных средств под погрузку;
4) декларации промышленной безопасности, разрабатываемые в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
5) действующие изданные нормативно-технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте.
4. Экспертиза промышленной безопасности проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами в области промышленной безопасности, а также:
1) по инициативе самих организаций;
2) при выработке установленного расчетного срока эксплуатации сооружений, технических устройств, включая транспортные средства, предназначенные для транспортирования опасных веществ;
3) после происшедших аварии, схода, столкновения, опрокидывания, падения транспортного средства, предназначенного для транспортирования опасных веществ на объектах, подконтрольных Службе;
4) при получении разрешений на применение технических устройств, включая транспортные средства;
5) при получении лицензий на эксплуатацию опасных производственных объектов.
II. Требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим экспертизу промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ
5. Экспертизу промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы.
При выполнении экспертизы промышленной безопасности экспертные организации должны руководствоваться действующим законодательством в области промышленной безопасности и нормативными документами по соответствующим направлениям экспертной деятельности.
6. Экспертиза промышленной безопасности должна проводиться в соответствии с настоящим Порядком на принципах независимости. Экспертные организации не могут проводить экспертизу собственных объектов, а также экспертизу объектов в организациях, с которыми имеются общие коммерческие интересы или от которых административно зависят.
Руководитель экспертных работ и эксперты, выполняющие экспертизу, не могут являться штатными сотрудниками владельца объекта экспертизы, или находиться с ним в личных договорных обязательствах.
7. Эксперты должны быть назначены официально приказом или распоряжением по экспертной организации, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.
Для проведения экспертизы назначается один или, в случае необходимости, группа квалифицированных экспертов. В случае проведения экспертизы группой экспертов, назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты проведенной экспертизы.
8. Экспертная организация должна быть оснащена измерительными приборами, инструментом, калибрами, шаблонами и другим измерительным оборудованием, предназначенным для проведения работ по техническому диагностированию объекта экспертизы. При необходимости, могут использоваться технические средства и инструменты заказчика экспертизы. Измерительные приборы, инструменты, шаблоны должны быть поверены (калиброваны) в установленном порядке.
9. При проведении работ по контролю технического состояния объектов экспертизы должны быть применены такие виды и объемы контроля, которые гарантировали бы качество и надежность объектов экспертизы в эксплуатации.
10. Специалисты и персонал, осуществляющие контроль технического состояния сооружений и средств транспортирования опасных веществ, с применением неразрушающих методов контроля должны быть аттестованы в установленном порядке и иметь квалификационные удостоверения и удостоверения о проверке знаний правил безопасности.
11. Для выполнения отдельных видов работ экспертная организация может привлекать сторонние организации, имеющие соответствующее право на осуществление деятельности в области экспертизы промышленной безопасности. При необходимости могут привлекаться отдельные, аттестованные в установленном порядке, эксперты, а также специалисты по неразрушающему контролю.
III. Требования, предъявляемые к осуществлению экспертизы промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ
12. Осуществление экспертизы промышленной безопасности заключается в установлении полноты, достоверности и соответствия документации, предоставленной заказчиком экспертизы, эксплуатируемых технических устройств, сооружений и средств транспортирования опасных веществ нормам и правилам промышленной безопасности, а также в определении возможностей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обеспечить безопасность при транспортировании опасных веществ соответствующим видом транспорта (железнодорожным, автомобильным).
13. Перечень объектов, в отношении которых проводится экспертиза промышленной безопасности в соответствии с настоящим Порядком, приведен в п. 3.
14. Экспертиза промышленной безопасности проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. Для целей проведения экспертизы промышленной безопасности заключается соответствующий договор, определяющий условия проведения экспертизы и составляется план-график работ.
Подготовка и оформление заключений экспертизы промышленной безопасности проводится, как правило, непосредственно в экспертной организации.
15. Сроки проведения экспертизы определяются сложностью объекта и объемом выполняемых работ, но не должны превышать трех месяцев с момента получения комплекта материалов и документов, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.
16. Экспертной организации следует приступать к проведению экспертизы промышленной безопасности только после получения от заказчика комплекта необходимой документации и материалов в полном объеме, выполнения им других условий, оговоренных в договоре на проведение экспертизы.
В случае, если заказчиком в установленные сроки не представлен полный комплект необходимой документации и материалов, экспертная организация должна официально уведомить его о представлении требуемой документации с указанием сроков. При непредставлении запрашиваемых материалов и необходимой документации в установленный срок, экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.
По согласованию с экспертной организацией, часть требуемой документации может быть представлена непосредственно на месте проведения экспертизы.
17. Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности должна состоять из следующих основных этапов:
1) анализ представленной заказчиком документации;
2) натурное обследование объекта экспертизы;
3) при проведении экспертизы технических устройств - испытания объекта (в том числе неразрушающими методами контроля);
4) анализ результатов контроля и испытаний;
5) составление предварительного решения по результатам проведенной экспертизы;
6) составление и оформление отчетных документов и приложений;
7) оформление и согласование с заказчиком заключения экспертизы промышленной безопасности.
18. Предварительное решение по результатам экспертизы должно содержать перечень мероприятий по устранению замечаний, выявленных в процессе проведения экспертизы, и календарный план по их реализации. Экспертиза промышленной безопасности может быть завершена только после реализации указанных мероприятий.
19. Результаты проведенных экспертами (экспертом) работ оформляются в виде отчета каждым экспертом. Экспертная организация обязана хранить отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.
Подготовленный экспертной организацией проект заключения экспертизы промышленной безопасности служит основанием для проведения консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.
20. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать оценку проектных и технических решений по обеспечению промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости опасного производственного объекта.
В заключении экспертизы промышленной безопасности в обязательном порядке должны быть указаны:
1) основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, об экспертах, участвующих в экспертизе, о наличии соответствующей лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;
2) объект (объекты) экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы;
3) сведения о заказчике экспертизы и цели проводимой экспертизы;
4) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, технологических, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности);
5) сведения об измерительном оборудовании, приборах контроля, шаблонах, использованных в процессе проведения экспертизы;
6) краткая характеристика и назначение объекта экспертизы;
7) результаты проведенной экспертизы;
8) в заключительной части: обоснованные выводы с рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий.
В качестве приложений к заключению экспертизы должны быть приложены:
1) перечень нормативной правовой, нормативной технической и методической документации, использованной при проведении экспертизы;
2) копия приказа или распоряжения экспертной организации о назначении экспертов;
3) копня лицензии экспертной организации, копии удостоверений экспертов, участвующих в проведении экспертизы;
4) копии документов по аттестации специалистов экспертной организации, участвующих в проведении экспертизы, в том числе специалистов по неразрушающим методам контроля;
5) копии свидетельств о поверке используемых в процессе экспертизы контрольно-измерительных приборов и инструментов;
6) дополнительные документы, в том числе протоколы, акты проведенных испытаний и т.п.
Не рекомендуется включать в приложения копии нормативных документов и выписки из технической литературы.
3.1. Проведение экспертизы проектной документации
21. Целью проведения экспертизы проектной документации является оценка проекта с точки зрения целесообразности принятия того или иного технического решения в отношении объекта экспертизы, его соответствия требованиям промышленной и технической безопасности, нормативной документации и надежности.
22. Экспертиза проектной документации проводится в отношении:
1) расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации опасного производственного объекта, на котором транспортируются опасные вещества;
2) изготовления, модернизации, переоборудования и ремонта сооружений, технических устройств и средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ.
Экспертиза проектной документации может проводиться в отношении проекта в целом и его отдельных частей.
23. При проведении экспертизы проектной документации должны быть определены:
1) характеристики взрывопожароопасных и токсичных свойств веществ, объемы транспортируемых веществ на объекте;
2) применяемые транспортные средства, их соответствие установленным требованиям по перевозкам опасных веществ отдельных классов опасности;
3) природно-климатические условия на объекте;
4) безопасность и рациональность проектных решений по размещению путей (дорог) относительно промышленных зданий, стрелочных переводов, железнодорожных переездов, мест погрузки, выгрузки опасных веществ, мест отстоя аварийных транспортных средств;
5) возможности оперативного и безопасного отключения отдельных элементов или участков объекта для производства ремонтных или аварийных работ.
24. При проведении экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение и техническое перевооружение опасного производственного объекта, на котором транспортируются опасные вещества (путей или дорог необщего пользования, включая места погрузки-выгрузки) проводится оценка соответствия проекта требованиям промышленной и технической безопасности, которая предусматривает:
1) обеспечение безопасности при транспортировании опасных веществ;
2) соблюдение требований промышленной безопасности на местах погрузки и выгрузки опасных веществ;
3) оценка риска и последствий аварий с опасными веществами, а также разработанные меры по предупреждению аварий и ликвидации их последствий.
25. С целью обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте проводится оценка мер по обеспечению устойчивости земляного полотна, предотвращению просадок, размыва, оползания откосов насыпей, заиливания водоотводных сооружений; по состоянию верхнего строения пути - оценка соответствия минимальных радиусов кривых, типа применяемых рельсов и балластного слоя категории железной дороги, соответствия типа стрелочных переводов установленным скоростям движения.
Отдельно должен быть освещен вопрос обеспечения безопасности на железнодорожных переездах, особенно неохраняемых, число которых в результате реконструкции или технического перевооружения объекта должно быть сведено к минимуму.
В проектной документации должны быть предусмотрены мероприятия по снегозащите, очистке стрелочных переводов в зимнее время, предупреждению их обмерзания, уборке снега с подъездных путей.
26. В целях соблюдения требований промышленной безопасности на местах погрузки и выгрузки опасных веществ должна быть учтена возможность изолирования этих мест в тупиках, защита тупиков от несанкционированного въезда подвижного состава, наличие заземления путей, обустройство и техническая оснащенность мест погрузки-выгрузки, наличие ограждений, противопожарных средств и средств связи.
27. Оценка риска и последствий аварий с опасными веществами предполагает составление сценариев аварий при транспортировании опасных веществ и оценку возможных последствий этих аварий. Также должны быть предусмотрены мероприятия по предупреждению аварий и ликвидации их последствий, возможные схемы оповещения при возникновении аварийных ситуаций с опасными веществами.
28. При проведении экспертизы промышленной безопасности проектной документации на изготовление, модернизацию, переоборудование и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ, оценивается соответствие конструкции технического устройства и применяемых материалов требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, других нормативных документов, а в части конструкции транспортного средства - требований надежности, охраны окружающей среды, методов контроля и испытаний, маркировки, применяемой арматуры, принятых технических решений, направленных на обеспечение безопасности транспортирования опасных веществ в транспортных средствах.
29. По результатам проведенной экспертизы проектной документации и анализа принятых конструкторских и технологических решений осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям промышленной безопасности.
3.2. Осуществление экспертизы технических устройств
30. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, предназначенных для транспортирования опасных веществ, осуществляется с целью оценки их технического состояния требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, принятых в установленном порядке.
31. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также при:
1) отсутствии паспорта на техническое устройство (в первую очередь сосуды, предназначенные для транспортирования опасных веществ);
2) выработке установленного расчетного срока эксплуатации;
3) отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
4) воздействии на техническое устройство в процессе эксплуатации факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление, внешние силовые нагрузки и др.);
5) проведении ремонтно-сварочных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материалов несущих элементов технического устройства.
32. Перечень документации, используемой при экспертизе технических устройств, применяемых при транспортировании опасных веществ (в общем виде), включает:
1) перечень опасных веществ, транспортируемых на опасном производственном объекте;
2) паспорта на технические устройства, технические описания и инструкции по эксплуатации;
3) акты испытаний, проводимых в процессе эксплуатации технических устройств, акты о выполненных работах при проведении плановых ремонтов;
4) сведения о ремонтной базе организации для проведения работ по ремонту технических устройств;
5) акты и свидетельства о техническом состоянии транспортных средств;
6) проектные данные, устанавливающие технологические параметры эксплуатации технического устройства, комплекты чертежей с указанием основных технических решений и всех изменений, внесенных в конструкцию технического устройства при эксплуатации;
7) сведения о наличии и техническом состоянии собственных и арендованных транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ, с указанием их номеров и моделей, транспортируемых грузов, годов постройки, периодичности проведения ремонта;
8) заключения ранее проводимых экспертиз промышленной безопасности данного технического устройства, сведения о выполнении рекомендаций, направленных на обеспечение его безопасной эксплуатации, в том числе заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств;
9) сведения о наличии и оборудовании применяемых маневровых локомотивов скоростемерами, устройствами бдительности, радиосвязью, искроулавливающими и искрогасящими приборами и средствами пожаротушения;
10) иную документацию, оговоренную в заявке и других документах, определяющих условия проведения экспертизы.
33. Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств осуществляется в соответствии с программой работ, разработка которой должна быть предусмотрена договором на проведение указанной экспертизы.
В программе работ должна содержаться следующая информация: перечень объектов экспертизы, их назначение и основные характеристики, сроки выполнения отдельных этапов, виды работ, проводимые при натурном обследовании объекта, объемы и методы испытаний (в том числе, неразрушающими методами контроля), лица, ответственные за безопасное ведение работ, вопросы, касающиеся подготовки отчетных материалов и заключения экспертизы промышленной безопасности.
Программа работ разрабатывается с учетом нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, технических регламентов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам технического обследования. Программа работ должна быть согласованна с заказчиком экспертизы и утверждена руководителем специализированной организации, проводящей экспертизу технических устройств. В процессе выполнения экспертизы допускается обоснованная исполнителем корректировка программы работ, если внесенные изменения не противоречат требованиям применяемой при экспертизе нормативной документации.
34. Выполнение натурного обследования объекта экспертизы и необходимые испытания проводятся исполнителем по утвержденной программе, составленной в соответствии с положениями, изложенными выше, при соблюдении требований безопасности работ и охраны труда.
В результате натурного обследования и проведенных испытаний определяется техническое состояние объекта экспертизы и его отдельных элементов, соответствие нормативным документам, возможность выполнения при эксплуатации установленных функций без существенных повреждений, приводящих к критическим эксплуатационным ситуациям.
Анализ полученных результатов обследования объекта, в том числе проведенных испытаний осуществляется в процессе их проведения в соответствии с действующими нормами по конкретному виду работ и передается заказчику работ с предложениями по устранению замечаний, выявленных в процессе обследований и испытаний.
35. При получении от заказчика информации об устранении выявленных замечаний, исполнителем осуществляется проверка полученной информации и оформляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который направляется заказчику. Отчетные материалы по отдельным видам работ приводятся в приложении к заключению экспертизы промышленной безопасности.
36. При проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, связанной с получением разрешения Службы на применение конкретного технического устройства необходимо провести оценку соответствия требованиям промышленной безопасности проектно-конструкторской и технологической документации на изготовление данного типа технического устройства, организационно-производственной деятельности организации-изготовителя, её технической оснащенности.
37. Осуществление экспертизы промышленной безопасности с целью определения возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств выполняется в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 05.08.2002, регистрационный N 3665.
При экспертизе промышленной безопасности технического устройства, выработавшего установленный срок службы, основной составляющей является проведение технического диагностирования по согласованной программе. Программа технического диагностирования технических устройств, выработавших установленный срок службы, в том числе сосудов, установленных на транспортных средствах, должна разрабатываться с учетом требований норм и правил, предъявляемым к сосудам при их изготовлении, и учитывать особенности конструкции и условий эксплуатации сосудов.
3.3. Осуществление экспертизы сооружений
38. Экспертиза сооружений на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ, проводится с целью оценки соответствия объекта экспертизы требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов и проектной документации. Объектами экспертизы являются железнодорожные пути и автомобильные дороги необщего пользования, места погрузки и выгрузки опасных веществ, пункты подготовки транспортных средств к транспортированию опасных веществ и др.
39. При проведении экспертизы промышленной безопасности сооружений, путей (дорог) необщего пользования должна быть рассмотрена следующая документация, представленная заказчиком:
1) акт приемки объекта в эксплуатацию;
2) правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, а именно пути (дороги) необщего пользования;
3) исполненный план и профиль путей (дорог), с указанием информации о том, кем и когда поводилась инструментальная проверка;
4) схема путей (дорог) со станциями (для железнодорожных путей) и примыканиями путей (дорог) других предприятий, маршруты следования;
5) инструкция о порядке обслуживания и организации движения на путях (дорогах) необщего пользования;
6) схема границ опасного производственного объекта, связанного с транспортированием опасных веществ;
7) технический паспорт железнодорожного пути;
8) ведомость промера габаритов приближения строений;
9) специальный журнал для ведения учета выявленных неисправностей и нарушений при проведении осмотров комиссией предприятия и определение необходимых мер для их устранения;
10) сведения о наличии разработанной в организации системы по текущему содержанию путей (дорог) необщего пользования или договоров со специализированными организациями;
11) сведения о наличии запасов верхнего строения железнодорожного пути;
12) сведения об оснащенности организации машинами и механизмами для производства работ по текущему содержанию путей (дорог) необщего пользования;
13) справка о наличии и использовании технических средств контроля за состоянием железнодорожных путей;
14) договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (договор на подачу и уборку вагонов);
40. При проведении экспертизы промышленной безопасности автомобильных дорог необщего пользования необходимо установить их соответствие требованиям для дорог V эксплуатационной категории с твердым дорожным покрытием, в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог по условиям обеспечения безопасности движения.
41. При проведении экспертизы мест погрузки и выгрузки опасных веществ проверяется наличие и содержание:
1) технологического регламента процесса погрузки и выгрузки;
2) справки о наличии и технической оснащенности мест погрузки - выгрузки (применяемые приспособления и механизмы, система контроля уровня налива, фронт погрузки - выгрузки по вместимости вагонов, характеристика площадки погрузки - выгрузки в соответствии с техническими требованиями, ее размер и материал покрытия, наличие эстакады, заземление эстакады и железнодорожного пути, освещение мест погрузки - выгрузки и оснащенность первичными средствами пожаротушения);
3) перечня опасных веществ, применяемых в технологическом процессе производства;
4) сведений об автоматических средствах контроля концентрации взрывоопасных газов, вредных для человека паров на местах погрузки - выгрузки и их наличие;
5) схем погрузки и крепления опасных грузов в транспортных средствах и контейнерах;
6) справки о наличии, учете, местах хранения тормозных башмаков; приказа о назначении лица, ответственного за закрепление железнодорожного подвижного состава тормозными башмаками;
7) схем размещения заземляющих устройств железнодорожных путей, эстакады и трубопроводов на местах погрузки - выгрузки;
8) протоколы замеров сопротивления заземляющих устройств;
9) наличие средств отвода статического электричества с корпуса цистерны при сливе и наливе опасных веществ 2 и 3-ого классов;
10) наличие и место нахождения изолирующих стыков при примыкании путей необщего пользования к электрифицированным участкам.
42. При натурном обследовании объектов экспертизы проводится выборочный осмотр участков путей (дорог) необщего пользования, мест погрузки и выгрузки опасных веществ, пунктов подготовки транспортных средств к транспортированию опасных веществ. При этом особое внимание должно быть уделено состоянию стрелочных переводов, переездов, технологических проездов, искусственных сооружений и т.д.
Также должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1) организации и осуществления производственного контроля за безопасностью транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте;
2) организации обучения, аттестации и проверки знаний персонала, непосредственно участвующего в процессе транспортирования опасных веществ;
3) компетенции руководящих работников и специалистов организации;
4) наличия соответствующих нормативно-технических, методических документов, правил, рабочих инструкций, а также наличия мероприятий по обеспечению безопасности транспортирования опасных веществ на объекте и их исполнение;
5) соответствия технического состояния объектов экспертизы требованиям нормативных документов в области промышленной безопасности.
43. При проверке технического состояния сооружений железнодорожных путей необходимо проверить соблюдение требований, установленных нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке, с учетом следующего:
1) сооружения и устройства железных дорог, находящиеся на территории и между территориями промышленных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений, при этом нарушение габаритов сооружений и устройств при проведении любых ремонтных работ не допускается;
2) все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке пути;
3) для предупреждения самопроизвольного выхода вагона на другие пути, пути на местах погрузки, выгрузки опасных веществ, маршруты приема и отправления маневровых составов, должны предусматриваться устройства предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков, остряков и стрелок, а также применение стационарных устройств для закрепления вагонов.
3.4. Осуществление экспертизы деклараций промышленной безопасности
44. Экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых осуществляется транспортирование опасных веществ, проводится в соответствии с порядком, установленным Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.1999 N 65, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 01.10.1999, регистрационный N 1920, с учетом особенностей, присущих взрывопожароопасным и химически опасным производственным объектам.
Экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых осуществляется транспортирование опасных веществ, разрабатывается:
1) в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
2) для действующего опасного производственного объекта, на котором предельное количество опасных веществ (в том числе, одновременно находящихся в транспортных средствах) является основанием для разработки декларации промышленной безопасности в соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3.5. Осуществление экспертизы документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов и иных документов
45. Экспертиза промышленной безопасности документов, регламентирующих процедуры безопасного транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте осуществляется с целью независимой оценки соблюдения организациями требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и выполнения лицензионных требований и условий, установленных соответствующими Положениями о лицензировании.
46. В ходе проведения экспертизы необходимо проверить наличие в организации Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, страхового полиса и соответствующей лицензии на право осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта; проанализировать полноту, достоверность и правильность имеющихся в организации производственных и технологических инструкций, регламентов и других документов, регламентирующих вопросы обеспечения промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, и соответствие их требованиям нормативных технических документов, принятых в установленном порядке.
Должен быть проверен установленный в организации порядок допуска к работе на опасных производственных объектах лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, в том числе порядок организации работ по подготовке и аттестации специалистов, обучению и проверке знаний рабочих в области промышленной безопасности.
47. При проведении экспертизы рассматриваются и анализируются, кроме вышеуказанных, следующие документы:
1) учредительные документы организации;
2) приказы и другие документы, включая технологические регламенты, устанавливающие правила безопасного ведения отдельных видов работ на соответствующих рабочих местах;
3) положение о производственном контроле, а также документированный порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
4) приказ о назначении лица, ответственного за соблюдение требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, процессах погрузки-выгрузки;
5) меры, направленные на предотвращение проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц, и документированный порядок контроля их выполнения;
6) документы, регламентирующие разработку мероприятий по ликвидации и локализации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе наличие "Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций";
7) документированный порядок учета и анализа причин возникновения инцидентов на опасных производственных объектах, принятие мер по устранению указанных причин, профилактика и контроль за их исполнением;
8) информация о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий, функционирующая система оповещения;
9) организационные меры по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
10) документы по ведению учета и анализа аварий и инцидентов;
11) документы, подтверждающие наличие собственных аварийно-спасательных формирований (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) или наличие договора на обслуживание профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
48. При осуществлении экспертизы документов, содержащих требования к организации на опасном производственном объекте транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом необходимо рассмотреть и проанализировать:
1) наличие разрешительных документов на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом (разработанный и согласованный с соответствующими структурными подразделениями Государственной транспортной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации маршрут перевозки опасного груза, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, свидетельство водителя, перевозящего опасный груз, аварийная карточка на перевозимый груз, план действий водителя, перевозящего опасный груз в аварийной ситуации);
2) наличие утвержденной схемы с соответствующей разметкой и дорожными знаками для организации безопасного движения автотранспортных средств на территории опасного производственного объекта;
3) наличие документа, подтверждающего соответствие текущего содержания подъездных автомобильных дорог утвержденной схеме и действующим нормативным документам по организации дорожного движения.
49. При проведении экспертизы комплекта документов, с целью определения возможности перевозки опасных грузов отдельных классов опасности транспортными средствами, предназначенными первоначально под использование других веществ, необходимо дополнительно к документации, перечисленной в п. 47, рассмотреть следующую техническую документацию:
1) технические требования на перевозимый груз, согласованные в установленном порядке;
2) технико-экономическое обоснование завода-изготовителя транспортного средства (с проведением необходимых расчетов) о его пригодности для такой транспортировки;
3) характеристики опасных грузов, оформленные по установленной форме;
4) аварийные карточки.
По результатам проведенного анализа указанных документов экспертная организация должна определить, на каких условиях может осуществляться перевозка опасных грузов и рекомендовать грузоотправителю перечень работ по подготовке транспортных средств к перевозкам.
IV. Регистрация и утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности
50. Заключение экспертизы промышленной безопасности, оформленное в установленном порядке, подписанное руководителем экспертной организации, выдается заказчику экспертизы в двух экземплярах. Заказчик (или исполнитель) передает с сопроводительным письмом заключение экспертизы промышленной безопасности в центральный аппарат или территориальные органы Службы для регистрации, рассмотрения и утверждения в установленном порядке. Срок представления в Службу заключения экспертизы промышленной безопасности на регистрацию не должен превышать одного месяца от даты подписания заключения руководителем экспертной организации.
51. Регистрация, рассмотрение, и утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.1998, регистрационный N 1656).
52. Соответствующее управление Службы, которому представлено на утверждение заключение экспертизы промышленной безопасности вправе дополнительно потребовать от исполнителя экспертизы предоставление только тех документов, на которые содержится ссылка в представленных материалах (за исключением нормативных правовых актов, содержащихся в общедоступных базах).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минприроды России от 15 января 2009 г. N 1 "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности сооружений и средств транспортирования опасных веществ"
Текст приказа официально опубликован не был