Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 7/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по делу N А19-6139/2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., Президиум установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - институт) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней в общей сумме 601 665 рублей 74 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 заявленные требования удовлетворены частично: с института взыскана недоимка по страховым взносам, в удовлетворении требования о взыскании пеней отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 решение от 11.05.2011 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 28.09.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд просит их отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с института пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требования в указанной части.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проведения проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за первое полугодие 2010 года, представленного институтом, фонд установил неуплату (неполную уплату) 505 369 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 78 332 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных страховых взносов институту начислены пени за период с 18.05.2010 по 13.10.2010.
Поскольку требование от 13.10.2010 N 04800140040718 об уплате выявленной недоимки по страховым взносам и начисленных пеней в срок, установленный для добровольной уплаты упомянутых сумм, институтом не было выполнено, фонд обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды установили, что в период с 12.04.2010 по 14.04.2011 операции по расходованию денежных средств с лицевого счета института были приостановлены Управлением Федерального казначейства по Иркутской области в связи с неисполнением требований исполнительных документов.
Исходя из положений пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому органу Федерального казначейства предоставлено право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в случае неисполнения им требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления названного документа в орган Федерального казначейства, суды пришли к выводу об отсутствии у института реальной возможности самостоятельно и своевременно погасить задолженность по уплате страховых взносов и признали необоснованным начисление институту пеней за весь период действия приостановления.
Однако суды не учли следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В материалах дела имеется письмо Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 25.04.2011, содержащее сведения о приостановлении и возобновлении операций по расходованию денежных средств с лицевого счета института за период с 01.04.2010 по 14.04.2011.
Упомянутые операции приостановлены в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации вследствие неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с пунктом 3 данной статьи ввиду непредставления должником в орган Федерального казначейства информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнительному документу.
Иных оснований для приостановления операций по расходованию денежных средств с лицевого счета института в материалах дела не содержится.
Из буквального толкования части 4 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств института не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, поскольку в материалах дела нет документов, подтверждающих факт приостановления указанных операций по решению суда, основания для применения положений части 4 названной статьи у судов отсутствовали.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по делу N А19-6139/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области о взыскании с государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" 17 964 рублей 74 копеек пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 18.05.2010 по 13.10.2010, отменить.
Требование государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области в указанной части удовлетворить.
Взыскать с государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" 17 964 рубля 74 копейки пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 18.05.2010 по 13.10.2010.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум ВАС РФ отменил акты нижестоящих инстанций, посчитавших, что с госучреждения нельзя взыскать пени за несвоевременную уплату взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно законодательству пени не начисляются на недоимку, которую плательщик страховых взносов не мог погасить из-за того, что по решению суда были приостановлены его операции в банке или арестовано имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от пеней. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В спорном случае операции по расходованию средств с лицевого счета госучреждения были приостановлены органом Федерального казначейства (ОФК) по следующим основаниям. Оно не исполнило требования, содержащиеся в исполнительном документе, в течение 3 месяцев со дня его поступления в ОФК. Также госучреждение не представило в ОФК информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы по исполнительному документу.
Иных оснований для приостановления операций в материалах дела не содержится.
Приостановление ОФК операций по расходованию средств не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Ведь в материалах дела нет документов, подтверждающих, что операции приостановлены по решению суда.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 7/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 10
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 11.08.2012
Номер дела в первой инстанции: А19-6139/2011
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области
Ответчик: Государственное научное учреждение иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохояйственных наук
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7/12
19.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-7/12
05.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7/12
28.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3951/11
25.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2331/11
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7/12
19.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-7/12
05.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7/12
28.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3951/11
25.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2331/11