Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2004/107/ЕС от 15 декабря 2004 г.
о содержании мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов в атмосферном воздухе*(1)
(Текст в редакции Регламента 219/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 2009 г.*(2))
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 175(1) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),
После консультации с Комитетом Регионов,
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(4),
Принимая во внимание, что:
(1) На основе принципов, закрепленных в Статье 175(3) Договора, Шестой программе действий Сообщества в области окружающей среды, принятой Решением 1600/2002/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС, возникла необходимость снижения уровня загрязнения до тех уровней, которые сводят к минимуму вредоносное воздействие на здоровье человека, обращая особое внимание на уязвимые группы населения, и окружающую среду в целом, и позволяют улучшить мониторинг и оценку качества воздуха, включая осаждение загрязняющих веществ и предоставление информации общественности.
(2) Статья 4(1) Директивы 96/62/ЕС Совета ЕС от 27 сентября 1996 г. об оценке и управлении качеством атмосферного воздуха*(5) требует от Европейской Комиссии представить предложения по регулированию загрязнителей, перечисленных в Приложении I к данной Директиве, с учетом положений, изложенных в параграфах 3 и 4 указанной статьи.
(3) Научно доказано, что мышьяк, кадмий, никель и некоторые полициклические ароматические углеводороды являются для человека генотоксичными канцерогенами; невозможно определить порог, ниже которого эти вещества не представляют опасности для здоровья человека. Воздействие на здоровье человека и окружающей среды происходит за счет концентрации в окружающем воздухе и при помощи осаждения. С целью экономической эффективности содержание в окружающем воздухе концентраций мышьяка, кадмия, никеля и полициклических ароматических углеводородов, которые не будут представлять значительного риска для здоровья человека, не может быть достигнуто в некоторых конкретных областях.
(4) С целью сведения к минимуму вредоносного воздействия на здоровье человека, обращая особое внимание на уязвимые группы населения, и окружающей среды в целом по мере возможности должны быть установлены целевые показатели содержания мышьяка, кадмия, никеля и полициклических ароматических углеводородов. Бензпирен должен использоваться в качестве отметки канцерогенного риска полициклических ароматических углеводородов в окружающем воздухе.
(5) Целевые показатели не потребуют мер, влекущих несоразмерные расходы. Что касается промышленных объектов, они не будут включать в себя меры, выходящие за применение наилучших доступных технологий (BAT) в соответствии с требованиями Директивы 96/61/ЕС Совета ЕС от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений*(6) и, в частности, не приведут к закрытию этих объектов. Тем не менее, они потребуют от Государств-членов ЕС принимать все экономически эффективные меры по сокращению выбросов в соответствующих секторах.
(6) В частности, целевые показатели этой Директивы не рассматривались как стандарты качества окружающей среды, как это определено в Статье 2(7) Директивы 96/61/ЕС, и они в соответствии со Статьей 10 указанной Директивы требуют более строгих условий, чем те, которые достижимы за счет использования НТД.
(7) В соответствии со Статьей 176 Договора Государства-члены ЕС могут сохранять или вводить более строгие защитные меры, касающиеся мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов при условии, что они совместимы с Договором и доводятся до сведения Европейской Комиссии.
(8) В тех случаях, когда концентрация превышает определенный порог оценки, контроль мышьяка, кадмия, никеля и бензпирена должен носить обязательный характер. Дополнительные средства оценки могут уменьшить необходимое количество пунктов отбора проб при фиксированных измерениях. В дальнейшем предусмотрено осуществление контроля за концентрацией и осаждением вредных веществ в окружающем воздухе.
(9) Ртуть является очень опасным веществом для здоровья человека и окружающей среды. Она присутствует в окружающей среде в форме метилртути, обладает способностью накапливаться в организмах, и, в частности, устремляется вверх по пищевой цепи. Ртуть, выброшенная в атмосферу, способна переноситься на большие расстояния.
(10) Европейская Комиссия намеревается выступить в 2005 году с последовательной стратегией, содержащей меры по охране здоровья человека и окружающей среды от выбросов ртути, базируясь на подходе жизненного цикла и с учетом производства, использования, обработки отходов и выбросов. В связи с этим Европейской Комиссии следует учитывать все соответствующие меры с целью сокращения количества ртути в наземных и водных экосистемах и, следовательно, употребления ртути с продуктами питания и уничтожения ртути в определенных продуктах.
(11) Влияние мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов на здоровье человека, в том числе посредством пищевой цепи, и окружающую среду в целом происходит в результате образования концентраций в атмосферном воздухе и через осаждения; накопление этих веществ в почвах и грунтовых водах при их защите должны быть приняты во внимание. Для того чтобы содействовать рассмотрению этой Директивы в 2010 году Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС должны рассмотреть возможность содействия исследований воздействия мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов на здоровье человека и окружающую среду, в частности, через осаждения.
(12) Стандартизированные методы точного измерения и общие критерии для размещения мест измерения являются важными элементами при оценке качества атмосферного воздуха, для того, чтобы получаемая информация была сопоставима на всей территории Сообщества. Обеспечение эталонными методами измерений признано важным моментом. Европейская Комиссия уже поручила работу по подготовке стандартов CEN для измерения этих компонентов в атмосферном воздухе, где определяются целевые значения (мышьяк, кадмий, никель и бензпирен), а также для стандартов CEN осаждения тяжелых металлов в целях их скорейшего развития и принятия. При отсутствии стандартных методов CEN должно быть разрешено использование международных и национальных стандартов измерений.
(13) Информация о концентрациях и осаждении регулируемых загрязняющих веществ должна быть направлена в Европейскую Комиссию как основа для регулярных отчетов.
(14) Современная информация о содержании в атмосферном воздухе концентраций и осаждения регулируемых загрязняющих веществ должна быть легкодоступной для общественности.
(15) Государства-члены ЕС должны установить санкции за нарушения положений настоящей Директивы и обеспечить их имплементацию. Эти санкции должны быть эффективными, пропорциональными и оказывать сдерживающее воздействие.
(16) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г. устанавливающим процедуру осуществления полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию*(7).
(17) Изменения, необходимые для адаптации данной Директивы к достижениям научно-технического прогресса, должны быть связаны исключительно с критериями и методами оценки концентраций и осаждений регулируемых загрязняющих веществ или конкретными соглашениями по передаче информации в Европейскую Комиссию. Они не должны прямо или косвенно влиять на изменения целевых показателей,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 15 декабря 2004 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
J. P. Borrell Fontelles
От имени Совета ЕС
Председатель
A. Nicolaп
------------------------------
*(1) Directive 2004/107/EC of the European Parliament and of the Council of 15 December 2004 relating to arsenic, cadmium, mercury, nickel and polycyclic aromatic hydrocarbons in ambient air. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 23, 26.1.2005, стр. 3.
*(2) ОЖ N L 87, 31.3.2009, стр. 109.
*(3) ОЖ N С 110, 30.04.2004, стр. 16.
*(4) Заключение Европейского парламента от 20 апреля 2004 г. (еще не опубликовано в Официальном Журнале), Решение Совета ЕС от 15 ноября 2004 г.
*(5) ОЖ N L 296, 21.11.1996, стр. 55. Текст в редакции Регламента (ЕС) 1882/2003 Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 284, 31.10.2003, стр. 1).
*(6) ОЖ N L 257, 10.10.1996, стр. 26. Текст в редакции Регламента (ЕС) 1882/2003.
*(7) ОЖ N L 184, 17.07.1999, стр. 23.
*(8) ОЖ N L 35, 5.02.1997, стр. 14. Текст в редакции Решения 2001/752/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 282, 26.10.2001, стр. 69).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2004/107/ЕС от 15 декабря 2004 г. о содержании мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов в атмосферном воздухе
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Перевод - Беседина А.М.
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст директивы официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 23, 26.01.2005 г., с. 3