Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4 - Имплементация системы контроля
16. Следует разработать и имплементировать технологический процесс, позволяющий минимизировать неоправданные задержки на месте или местах ввоза без угрозы для эффективности мер контроля по обеспечению соблюдения требований. При имплементации следует учитывать факторы, перечисленные в данном разделе, и возможность признания гарантий в месте происхождения товара, что включает имплементацию контрольных мероприятий в экспортирующих странах.
Место проведения контроля
17. Контроль импортируемых пищевых продуктов импортирующей страной может проводиться в одном или нескольких местах, включая место:
происхождения, когда об этом достигнуто соглашение с экспортирующей страной;
ввоза в страну назначения;
дальнейшей переработки;
транспортировки и распределения;
хранения и
продажи (розничной или оптовой).
18. Импортирующая страна может признать контрольные мероприятия, имплементированные экспортирующей страной. Следует поощрять применение экспортирующей страной контрольных мероприятий в процессе производства, изготовления и последующего транзита пищевых продуктов в целях выявления и устранения проблем в таких случаях и в таких ситуациях, если и когда они возникают, предпочтительно до того, как понадобится проводить дорогостоящие операции по изъятию дистрибутированных пищевых продуктов.
19. Очистка перед отправкой является допустимым механизмом, позволяющим удостовериться в соблюдении требований, например, в отношении ценных продуктов, упакованных насыпью, качество которых в случае их вскрытия и отбора пробы при ввозе серьезно ухудшится, либо в отношении продуктов, которые требуют быстрой очистки в целях сохранения безопасности и качества.
20. Если система контроля охватывает очистку перед отправкой, тогда нужно определить, какой орган будет проводить эту очистку, и установить порядок ее проведения. Компетентный орган импортирующей страны может предоставить проведение очистки перед отправкой официальной системе сертификации экспортирующей страны либо официально признанным сторонним органам сертификации, которые действуют в соответствии с установленными критериями. Очистка перед отправкой должна основываться на результатах документальной проверки партий товаров.
Информация о пищевых продуктах, подлежащих импорту*(6)
21. Эффективность системы контроля в применении действенных и целенаправленных контрольных мероприятий зависит от наличия информации о партиях товаров, ввозимых на соответствующую территорию. К числу таких сведений о партиях товаров относятся:
- дата и место ввоза;
- способ перевозки;
- полное описание товара (включая, например, описание продукта, количество, средство обеспечения его сохранности, страну происхождения и/или отправления, идентификационные знаки, в частности номера идентификатора партии или пломбы и т. п.);
- наименование и адрес экспортера и импортера;
- изготовитель и/или производитель, включая регистрационный номер предприятия;
- назначение и
- прочая информация.
Частота проведения проверки и исследования импортируемых пищевых продуктов
22. Характер и частота проведения проверок, взятия проб и исследования импортных пищевых продуктов должны определяться с учетом угрозы здоровью и безопасности людей, которую представляет данный продукт, а также с учетом его происхождения, практики соблюдения нормативных требований и других значимых сведений. Контроль должен планироваться таким образом, чтобы учитывать следующие факторы:
- наличие угрозы здоровью человека, которую представляет данный продукт или его упаковка;
- вероятность несоблюдения требований;
- целевая категория потребителей;
- степень и характер любой последующей переработки продукта;
- система проверки и сертификации в экспортирующей стране и существование каких-либо соглашений об эквивалентности, взаимном признании или иных торговых соглашений;
- практика соблюдения требований производителями, переработчиками, изготовителями, экспортерами, импортерами или дистрибьюторами.
23. Физические проверки импортируемых продуктов, предпочтительно проводимые с использованием планов отбора проб, основанных на статистических принципах, должны представлять собой действительные методы проверки соответствия продукта требованиям, установленным импортирующей страной, либо в случае импорта продукта для целей реэкспорта проверка должна проводиться на соответствие требованиям страны конечного назначения, при этом данные требования должны быть указаны в сертификате реэкспорта. Следует разработать порядок проведения проверок, уточнив определенную частоту отбора проб или интенсивность проверок, в том числе в отношении реэкспортируемого продукта.
24. Частота отбора проб продуктов, поставленных из источника, в отношении которого неизвестна практика соблюдения требований, либо требования не соблюдались, может быть выше, чем частота контроля продуктов с положительной практикой соблюдения требований при условии, что такие сведения основаны на прозрачных и объективных критериях. Процесс отбора проб позволяет сформировать практику соблюдения требований. Аналогичным образом пищевые продукты от поставщиков или импортеров, в отношении которых известна отрицательная практика соблюдения требований, должны подвергаться процедуре отбора проб с большей интенсивностью. В таких случаях может понадобиться физическая проверка каждой партии товара, пока определенное число последовательных партий товара не будет соответствовать требованиям. Может быть разработан альтернативный порядок проверок, когда продукт от поставщиков, в отношении которых известна отрицательная практика соблюдения требований, автоматически задерживается, а импортер должен представить доказательства годности каждой партии товара с помощью лаборатории (в том числе официальной лаборатории), признанной, аккредитованной и/или зарегистрированной компетентным органом, пока не будет достигнута надлежащая степень соблюдения требований.
Отбор и анализ проб
25. Система проверок должна быть основана на планах отбора проб Кодекса для конкретной комбинации товара/загрязняющего вещества при наличии таких планов. В отсутствие планов отбора проб Кодекса следует ссылаться на признанные на международном уровне или научно обоснованные планы отбора проб.
26. Следует применять проверенные на международном уровне стандартные методы анализа или методы, проверенные в рамках международных протоколов, при наличии таких методов. Анализ должен проводиться в официальной или официально аккредитованной лаборатории.
Решения
27. Следует разработать критерии принятия решений (без ущерба применению таможенных процедур), которые определяют:
- разрешить ли прием товара;
- разрешить ли ввоз при условии проведения очистки после осуществления контроля или проверки соответствия требованиям;
- разрешить ли выпуск не соответствующего требованиям продукта после восстановления свойств товара и/или проведения корректирующих мероприятий;
- выписать ли уведомление об отбраковке с перенаправлением продукта на другие цели использования, не предполагающие потребление его людьми;
- выписать ли уведомление об отбраковке с правом реэкспорта или возвращения в экспортирующую страну за счет экспортера;
- выписать ли уведомление об отбраковке с постановлением об уничтожении груза.
28. Результаты проведения контроля и лабораторного анализа (при его необходимости) должны быть тщательно интерпретированы при принятии решений о приеме или отбраковке партии товара. Система проверок должна включать в себя правила принятия решений в таких ситуациях, когда результаты носят пограничный характер или когда отбор проб свидетельствует о том, что только некоторые партии в общей поставке товара соответствуют требованиям. Порядок может предусматривать дальнейшие исследования и изучение практики соблюдения требований.
29. Система должна включать официальные средства уведомления о решениях, касающихся очистки и статуса партии товара*(7). Кроме того, следует предусмотреть механизм обжалования решений и/или возможность пересмотра официальных решений о партиях товаров*(8). Когда пищевые продукты отбраковываются по причине несоответствия национальным стандартам импортирующей страны, но при этом они соответствуют международным стандартам, следует рассмотреть вопрос о праве отзыва отбракованной партии товара.
Действия в чрезвычайных ситуациях
30. Ответственный орган должен предусмотреть порядок применения надлежащих ответных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Такой порядок должен включать задержание сомнительного продукта по его прибытии, а также отзыв сомнительного продукта, уже прошедшего формальности очистки, и по необходимости незамедлительное уведомление международных органов о выявленной проблеме и о возможных мерах, которые могут быть приняты.
31. Если органы контроля пищевых продуктов в импортирующей стране обнаружили в ходе импортного контроля пищевых продуктов проблемы, которые они считают настолько серьезными, что можно говорить о чрезвычайной ситуации в области контроля пищевых продуктов, они должны незамедлительно проинформировать об этом экспортирующую страну посредством телекоммуникации*(9).
Признание мер экспортного контроля
32. В соответствии с параграфом 13 настоящего руководства импортирующая страна должна учредить механизмы признания систем контроля в экспортирующей стране, если эти системы обеспечивают такой же уровень защиты, какой требуется импортирующей стране. В этой связи импортирующая страна должна:
- разработать порядок оценки систем экспортирующей страны в соответствии с Приложением к Руководству по разработке, функционированию, оценке и аккредитации систем контроля и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов (CAC/GL 26-1997);
- принимать во внимание сферу применения механизма, например, распространяется ли он на все пищевые продукты или ограничивается лишь некоторыми товарами или некоторыми изготовителями;
- разработать порядок очистки, позволяющий достичь надлежащего уровня защиты, если договоренности, имеющиеся с экспортирующей страной, имеют ограниченную сферу применения;
- предусмотреть признание мер экспортного контроля путем, например, освобождения от текущего импортного контроля;
- проводить проверку, например, посредством случайного отбора проб и анализа продуктов при их поступлении. (Раздел 5 и Приложение к документу CAC/GL 26-1997 содержат положения об учреждении и проверке систем, которые осуществляют сертификацию пищевых продуктов в торговле);
- признавать, что договоренности не должны основываться на предъявлении сертификатов или документов, сопровождающих каждую отдельную партию товаров, когда такой подход приемлем для обеих сторон.
33. Компетентный орган импортирующей страны может заключить соглашения о сертификации с официальными органами сертификации или с официально признанными органами сертификации экспортирующей страны в целях обеспечения соблюдения требований. Такие соглашения могут представлять особую значимость в тех случаях, когда, например, имеется ограниченный доступ к специальному оборудованию или системам, таким, как лаборатории и системы отслеживания партий товара*(10).
Обмен информацией
34. Системы контроля импортных пищевых продуктов предполагают обмен информацией между компетентными органами экспортирующих и импортирующих стран. Эта информация может включать:
- требования систем контроля пищевых продуктов;
- сертификаты на бумажном носителе, подтверждающие соответствие определенной партии груза установленным требованиям;
- электронные данные или сертификаты, когда договаривающиеся стороны принимают их;
- подробные сведения об отбракованной партии товара, в частности, уничтожение, реэкспорт, переработка, восстановление товарных свойств или перенаправление партии на другие цели использования, не предполагающие потребление его людьми;
- перечень предприятий или оборудования, которые соответствуют требованиям импортирующей страны.
35. Необходимо незамедлительно доводить до сведения торговых партнеров любые изменения в протоколах импорта, включая спецификации, которые могут существенно повлиять на торговлю; при этом необходимо предоставлять достаточный срок*(11) между публикацией нормативных актов и их применением.
Другие факторы, которые следует учитывать
36. Компетентный орган может рассмотреть возможность создания альтернативных механизмов вместо текущего контроля. К таким механизмам могут относиться соглашения, в соответствии с которыми компетентный орган оценивает контрольные мероприятия, применяемые импортерами в отношении поставщиков, и действующий порядок проверки соблюдения требований поставщиками. Альтернативные механизмы включают в себя также отбор проб продукта в ходе аудита вместо текущего контроля.
37. Компетентный орган может рассмотреть возможность создания системы обязательной регистрации импортеров. Преимущества такой системы включают возможность предоставлять импортерам и экспортерам информацию об их обязанностях и механизмах достижения соответствия пищевыми продуктами установленных требований.
38. Если существует или имплементируется система регистрации продуктов, необходимо предусмотреть четкое обоснование ее наличия (например, конкретные и документально подтвержденные опасения, связанные с пищевыми продуктами). При такой регистрации продуктов на импортные и отечественные продукты должен распространяться эквивалентный режим.
Документальное оформление системы
39. Система контроля импорта пищевых продуктов должна быть полностью зафиксирована в документах, включая описание сферы ее применения и порядка функционирования, обязанностей и действий сотрудников, чтобы все заинтересованные стороны могли точно знать, что от них требуется.
40. Документация системы контроля импорта пищевых продуктов должна включать:
- организационную схему официальной системы контроля, включая географическое расположение и роль каждого уровня в иерархии системы;
- должностные обязанности по необходимости;
- порядок работы, в том числе методы отбора проб, проверок и исследования;
- действующее законодательство и требования, которым должны соответствовать импортируемые пищевые продукты;
- важные контактные данные;
- соответствующую информацию о загрязнении пищевых продуктов и проверке пищевых продуктов и
- соответствующую информацию о подготовке кадров.
Подготовленный штат инспекторов
41. Для обеспечения функционирования системы контроля импорта пищевых продуктов большое значение имеет наличие достаточного по численности, надежного, хорошо подготовленного и организованного штата инспекторов, работа которых обеспечена соответствующей инфраструктурой. Необходимо организовать обучение, информационное обеспечение и надзор, чтобы обеспечить последовательную имплементацию инспекторами требований по отношению ко всей системе контроля импорта пищевых продуктов.
42. В тех случаях, когда компетентные органы импортирующей страны официально поручают выполнение определенной инспекционной работы сторонним организациям, квалификация инспекторов в этих организациях должна быть не ниже, чем квалификация инспекторов компетентного органа, который может выполнять аналогичные задачи.
43. Компетентный орган импортирующей страны, отвечающий за проведение оценки систем контроля пищевых продуктов экспортирующих стран, должен привлекать сотрудников, имеющих надлежащий уровень квалификации, опыта и подготовки, который требуется от сотрудников, участвующих в проведении оценки отечественных систем контроля пищевых продуктов.
Проверка системы
44. Проверка должна проводиться на основе положений Раздела 9 Руководства по конструкции, функционированию, оценке и аккредитации систем контроля и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов (CAC/GL 26-1997). Необходимо проводить независимую и регулярную оценку системы контроля импорта пищевых продуктов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.