Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Общие характеристики систем контроля импорта пищевых продуктов
2. Системы контроля импорта пищевых продуктов характеризуются следующими основными признаками:
- требования к импортируемым пищевым продуктам, соответствующие требованиям, предъявляемым к отечественным пищевым продуктам;
- четко определенные обязанности компетентного органа или органов;
- четко определенное и прозрачное законодательство и порядок деятельности;
- преимущественное значение защиты потребителей;
- положение, согласно которому импортирующая страна признает систему контроля пищевых продуктов, применяемую компетентным органом экспортирующей страны;
- единообразная имплементация на всей территории страны;
- имплементация таких систем гарантирует, что достигаемые уровни защиты соответствуют уровням, предусмотренным для отечественных пищевых продуктов.
Требования к импортируемым пищевым продуктам, соответствующие требованиям к отечественным пищевым продуктам
3. Требования обычно выражаются в виде окончательных стандартов с указанием определенных границ и дополнительных режимов отбора проб. Эти требования могут состоять из стандартов, положений об отборе проб, методов управления процессом, условий производства, транспортировки, хранения или из сочетания всего вышеперечисленного.
4. Пределы и строгость требований, применяемых в определенных обстоятельствах, должны быть пропорциональны риску. При этом необходимо учитывать, что риск может варьироваться в зависимости от источника вследствие наличия таких факторов, как специфические и/или аналогичные ситуации в районе происхождения, применяемая технология, практика соблюдения нормативных требований и/или изучение соответствующих признаков проб продукции при импорте.
5. Насколько это возможно, требования должны применяться одинаково к отечественным и импортируемым пищевым продуктам. Когда требования к отечественной продукции включают такие методы управления процессом, как добросовестная практика производства, можно установить соблюдение требований или подтвердить их эквивалентность путем проведения аудита соответствующих систем контроля и сертификации и при необходимости технических средств и порядка осуществления деятельности в экспортирующей стране*(5).
Четко определенные обязанности компетентного органа или органов
6. Компетентный орган (органы), выполняющий какие-либо функции по проверке импортируемых пищевых продуктов в пункте или пунктах ввоза, во время хранения и распределения и/или в пункте продажи, должен иметь четко определенные обязанности и полномочия. Насколько возможно, следует избегать проведения повторных проверок и дублирующих друг друга исследований одного и того же вещества (веществ) в одной и той же партии товаров.
7. Некоторые страны, например, входящие в какую-либо региональную экономическую группу, могут полагаться на меры контроля импорта, имплементированные другой страной. В таких случаях функции, обязанности и порядок деятельности в стране, проводящей контроль импортируемых пищевых продуктов, должны быть четко определены, а у контролирующих органов страны или стран пункта назначения должен быть доступ к этой информации, в целях создания эффективной и прозрачной системы контроля импорта.
8. В тех случаях, когда компетентные органы импортирующей страны привлекают сторонних поставщиков в качестве официально признанных контролирующих органов и/или официально признанных органов сертификации для осуществления функций контроля, подобные схемы должны осуществляться в соответствии с положениями Раздела 8 "Официальная аккредитация" в документе CAC/GL 26-1997. Такие поставщики могут выполнять следующие функции:
- отбор контрольных партий товара;
- анализ проб;
- оценка соответствия требованиям соответствующих элементов или всей системы обеспечения качества, которую могут применять импортеры в целях соблюдения официальных требований.
Четко определенное и прозрачное законодательство и порядок деятельности
9. Цель законодательства состоит в обеспечении базы и учреждении полномочного органа для применения системы контроля импорта пищевых продуктов. Правовая база позволяет учреждать компетентный орган (органы) и процедуры и методы, которые требуются для проверки соответствия импортируемых продуктов установленным требованиям.
10. Законодательство должно наделять компетентный орган следующими правами:
- назначать уполномоченных должностных лиц;
- требовать предварительного уведомления об импорте пищевых продуктов;
- требовать предоставления документов;
- проводить проверку, включая право входа в помещения в импортирующей стране, право проводить физический осмотр пищевого продукта и его упаковки; отбирать пробы и инициировать аналитическое тестирование; право проводить проверку документации, представленной органом экспортирующей страны, экспортером или импортером, и сверять идентичность продукта с документальными свидетельствами;
- применять планы выборочного контроля, основанные на оценке рисков, учитывая практику соблюдения существующих требований в отношении данного пищевого продукта, действительность сопроводительной сертификации и иную значимую информацию;
- взимать плату за проверку грузов и анализ проб;
- признавать аккредитованные лаборатории или проводить аккредитацию лабораторий;
- принимать, отклонять, задерживать, уничтожать продукты, отдавать приказ об уничтожении, отдавать приказ о восстановлении, переработке или реэкспорте продуктов, возвращать в страну экспорта, обозначать продукт как не предназначенный для употребления в пищу;
- отзывать партии продуктов после ввоза в страну;
- сохранять контроль над партиями продуктов во время транзита при перевозке внутри страны или во время хранения на складе до импортной очистки;
- имплементировать административные и/или судебные меры в случае несоблюдения определенных требований.
11. Кроме того, законодательство может содержать положения относительно:
- лицензирования или регистрации импортеров;
- признания систем проверки, которые используют импортеры;
- механизма обжалования действий официальных органов;
- оценки системы контроля в экспортирующей стране;
- соглашений о сертификации и/или контроле с компетентными органами экспортирующих стран.
Преимущественное значение защиты потребителей
12. При разработке и использовании систем контроля импорта пищевых продуктов охрана здоровья потребителей и обеспечение добросовестной торговли пищевыми продуктами имеет преимущественное значение по сравнению с экономическими и иными коммерческими соображениями.
Положение, согласно которому импортирующая страна признает систему контроля пищевых продуктов, применяемую компетентным органом экспортирующей страны
13. Системы контроля импорта пищевых продуктов должны предусматривать положения о признании в качестве надлежащей системы контроля пищевых продуктов, применяемой компетентным органом экспортирующей страны. Импортирующие страны могут признавать меры по контролю безопасности пищевых продуктов экспортирующей страны с помощью ряда методов, которые облегчают ввоз товаров, включая использование протоколов о намерениях, соглашений о взаимном признании и соглашений об эквивалентности, а также одностороннее признание. Такое признание должно по необходимости предусматривать меры контроля, применяемые на стадии производства, изготовления, импорта, переработки, хранения и транспортировки пищевых продуктов, а также проверку применяемых систем контроля экспортируемых пищевых продуктов.
Единообразная имплементация на всей территории страны
14. Особое значение имеет единообразие технологического процесса. Следует разработать и внедрить программы обучения и учебные материалы для обеспечения их единообразного применения во всех местах ввоза и всеми сотрудниками, осуществляющими контроль.
Имплементация таких систем гарантирует, что достигаемые уровни защиты соответствуют уровням, предусмотренным для отечественных пищевых продуктов
15. Поскольку юрисдикция импортирующей страны напрямую не распространяется на меры контроля, применимые к пищевым продуктам, производимым в другой стране, возможны некоторые различия в подходах к мониторингу соблюдения требований при производстве отечественных и импортируемых пищевых продуктов. Такие различия в подходах оправданы при условии, что они необходимы для обеспечения соответствия достигаемого уровня защиты уровню, предусмотренному для отечественных пищевых продуктов.
<< Раздел 2. Определения |
Раздел 4. >> Имплементация системы контроля (п.п. 16 - 44) |
|
Содержание Кодекс Алиментариус. Руководство для систем контроля импорта пищевых продуктов (CAC/GL 47-2003) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.