Решение Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N ВКГПИ12-33
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Королева Л.А.
при секретаре Абсалямове А.А.
с участием старшего военного прокурора 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Рыкунова И.П., представителя Правительства Российской Федерации - заместителя начальника отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации Шемета А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Островерхого А.О. о признании пункта 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, в части слов "в период нахождения в распоряжении командиров (начальников)" противоречащим закону и недействующим с момента принятия постановления, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" утверждены Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил материальная помощь не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников).
Островерхий А.О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает нормы пункта 6 Правил в части слов "в период нахождения в распоряжении командиров (начальников)", которые, по его мнению, противоречат части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку они нарушают права военнослужащих на получение материальной помощи в период нахождения их в распоряжении.
При этом он указывает, что, несмотря на истечение сроков его нахождения в распоряжении командира, он продолжает проходить военную службу по причине злостного неисполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации решения Московского гарнизонного суда об обеспечении его жилым помещением.
До издания обжалуемого постановления он имел право на материальную помощь. После издания указанного постановления, утвердившего Правила, такого права у него нет, и поэтому оспариваемый пункт Правил препятствует реализации его права на материальную помощь.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на положения статей 3 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым для всех военнослужащих устанавливается единая система материального обеспечения, виды обеспечения и размеры выплат могут отличаться только в зависимости от занимаемых воинских должностей, воинских званий, продолжительности военной службы, каких-либо ограничений для военнослужащих, проходящих военную службу и находящихся в распоряжении, указанные положения не содержат.
Заявитель Островерхий А.О., своевременно извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации Шемет А.А. требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в - пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав выступление представителя Правительства Российской Федерации Шемета А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Рыкунова И.П., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Островерхого А.О. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статей 13, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет в том числе возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления, которые обязательны для исполнения в Российской Федерации.
На основании статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерации.
В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" издало 5 декабря 2011 года постановление N 993, которым утвердило оспариваемые Правила.
Названное постановление официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в Собрании законодательства Российской Федерации 12 декабря 2011 года, N 50, ст. 7382, и "Российской газете", 2011 год, 9 декабря, N 278.
Таким образом, оспариваемое Островерхим А.О. постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.
Вопреки доводам заявителя Островерхого оснований утверждать, что оспариваемые им положения норм пункта 6 Правил противоречат части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих в период нахождения их в распоряжении, в том числе и его, не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии со статьей 12 этого же Федерального закона военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
На основании частей 28 и 22 статьи 2 названного Федерального закона в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба; правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания в законе и в порядке реализации данной нормы закона Правительство Российской Федерации утвердило своим постановлением Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, пунктом 6 которых установлено, что военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников) материальная помощь не выплачивается.
Из анализа приведенных норм усматривается, что как нормами названных выше федеральных законов, так и изданными в их развитие нормами Правил не предусмотрена выплата материальной помощи военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров, и они не противоречат друг другу.
Что касается доводов заявителя в обоснование своих требований со ссылкой на статью 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то они являются беспредметными, поскольку названная выше норма является бланкетной и с 1 января 2012 года не регулирует правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием.
Этот вывод следует из положений статей 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, согласно которым обеспечение военнослужащих денежным довольствием осуществляется в порядке и размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Статья 1 названного Федерального закона установила предметом его регулирования денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые Островерхим А.О. положения пункта 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих в период нахождения в распоряжении командиров, это постановление принято в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и официально опубликовано для всеобщего сведения, то заявление Островерхого А.О. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Островерхого А.О. о признании не действующим пункта 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи", в части слов "в период нахождения в распоряжении командиров (начальников)" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Л.А. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась норма, касающаяся правил выплаты ежегодной матпомощи военнослужащим-контрактникам.
Согласно этому положению такая помощь не выплачивается военнослужащим в период их нахождения в распоряжении командиров (начальников).
По мнению заявителя, эта норма противоречит Закону о статусе военнослужащих и нарушает право данных лиц на получение матпомощи.
ВС РФ отклонил эти доводы и подчеркнул следующее.
В силу Закона о статусе военнослужащих система материального и иных видов обеспечения данных лиц устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных званий, общей продолжительности службы (в т. ч. в льготном исчислении).
Также учитываются выполняемые этими лицами задачи, условия и порядок прохождения ими военной службы.
Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Законом о денежном довольствии военнослужащих.
На основании положений последнего в период нахождения военнослужащего-контрактника в распоряжении командира (начальника) ему предоставляются определенные выплаты.
Это оклады по воинскому званию и по последней занимаемой воинской должности, ежемесячная надбавка за выслугу лет.
При этом правила выплаты ежегодной матпомощи определяются Правительством РФ.
В силу прямого указания закона и были утверждены Правила выплаты, норма которых оспаривается.
При этом ни нормами вышеназванных законов, ни Правилами не предусматривается выплата матпомощи военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров.
С учетом этого довод о том, что оспариваемое положение противоречит федеральным законам, ошибочен.
Решение Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N ВКГПИ12-33
Текст решения официально опубликован не был