Решение Верховного Суда РФ от 26 июня 2012 г. N АКПИ12-769
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "ГАЗТЭК" о признании недействующими пунктов 2.1.2, 3.2.1, 9.21 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 27 мая 2003 г. N 40, установил:
постановлением Госгортехнадзора России от 27 мая 2003 г. N 40, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный номер 4777, утверждены Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (далее - Правила), которые устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации объектов хранения, транспортировки и использования сжиженных углеводородных газов с избыточным давлением не более 1,6 МПа, в качестве топлива на опасных производственных объектах (пункт 1.1.3).
ООО "ГАЗТЭК" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 2.1.2, 3.2.1, 9.21 Правил. В заявлении указано, что Правила в оспариваемой части не соответствуют Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушают права общества по эксплуатации опасных производственных объектов без соблюдения дополнительных, не предусмотренных законом требований.
В судебном заседании представитель заявителя Трушкин В.В. поддержал заявленное требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что за несоблюдение названных предписаний Правил общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Феоктистов А.А. и Гладилина А.С., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Балоян К.Т. требование заявителя не признали, пояснив, что Правила в оспариваемой части каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление ООО "ГАЗТЭК" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется данным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1). Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Пункт 1 статьи 5 Закона о промышленной безопасности закрепляет, что в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" Федеральный горный и промышленный надзор России являлся федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, на который возлагалось осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Следовательно, Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти, который имел эти полномочия.
В настоящее время уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности) на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, является данная Служба.
Пунктом 2.1.1 Правил определено, что проекты на строительство (реконструкцию) систем газораспределения и газопотребления сжиженных углеводородных газов (СУГ), их элементов, включая защиту газопроводов и резервуаров от электрохимической коррозии и производства работ, выполняют организации, имеющие специалистов с опытом работы в этой области и нормативно-техническую базу. Согласно пункту 2.1.2 проектная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
Утверждение заявителя о том, что пункт 2.1.2 Правил противоречит статье 8 Закона о промышленной безопасности, поскольку во всех случаях предусматривает необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении проектной документации на строительство (реконструкцию) систем газораспределения и газопотребления СУГ, является ошибочным. Оспариваемая норма является бланкетной (отсылочной) и такого предписания, о котором говорит заявитель, не содержит, предлагая решать вопрос о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности "в установленном порядке", то есть с учетом положений действующего законодательства.
Так, в частности, в силу пункта 5 статьи 14 Закона о промышленной безопасности проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 этой статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно пункту 3.2.1 Правил после окончания строительства, реконструкции, технического перевооружения, а также после капитального ремонта должна производиться приемка в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ в соответствии с требованиями Правил с участием представителя территориального органа Госгортехнадзора России.
Довод заявителя о незаконности положения об участии представителя территориального органа Госгортехнадзора России (в настоящее время Ростехнадзора) в приемке в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ несостоятелен. Исходя из пункта 4 статьи 8 Закона о промышленной безопасности ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1). Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 9 части 3). Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" определяет, что Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся названные в статье 48.1 данного Кодекса особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Из приведенных норм следует, что при исполнении своих функций, связанных с осуществлением государственного строительного надзора при строительстве особо опасных объектов газораспределения и газопотребления и выдаче разрешений на ввод таких объектов в эксплуатацию, органы Ростехнадзора вправе принимать участие в приемке в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ, что и закреплено в пункте 3.2.1 Правил.
Пункт 9.21 Правил предусматривает, что руководитель объекта СУГ разрабатывает план локализации и ликвидации аварий, согласовывает его с территориальным органом Госгортехнадзора России (в настоящее время Ростехнадзора). Оспариваемый пункт основан на положениях статьи 10 Закона о промышленной безопасности, устанавливающей, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Учитывая, что Ростехнадзор наделен полномочиями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, согласование руководителем объекта СУГ плана локализации и ликвидации аварий с территориальным органом Ростехнадзора не может быть расценено в качестве обременительного требования, противоречащего Закону о промышленной безопасности. Данный вывод подтверждается содержанием и части второй статьи 33 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в которой отмечено, что перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
ООО "ГАЗТЭК" в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось в ВС РФ с заявлением, в котором просит признать недействующими отдельные пункты Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (СУГ).
В заявлении указано, что правила в оспариваемой части не соответствуют Закону о промышленной безопасности, Градостроительному кодексу РФ. Они нарушают права общества по эксплуатации опасных производственных объектов без соблюдения дополнительных, не предусмотренных законом требований.
ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения заявления общества, пояснив следующее.
Ошибочно утверждение заявителя о том, что один из оспариваемых пунктов в нарушение Закона о промышленной безопасности во всех случаях предусматривает необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении проектной документации на строительство систем газораспределения и газопотребления СУГ.
Оспариваемая норма является бланкетной и такого предписания не содержит. Она предлагает решать вопрос о необходимости проведения указанной экспертизы с учетом положений действующего законодательства.
Довод заявителя о незаконности другого положения правил, где говорится об участии Ростехнадзора в приемке в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ, также несостоятелен.
В соответствии с законодательством при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве особо опасных объектов газораспределения и газопотребления и выдаче разрешений на их ввод Ростехнадзор вправе принимать участие в приемке в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ.
Общество оспаривает также положение, предусматривающее, что руководитель объекта СУГ обязан согласовывать план локализации и ликвидации аварий с Ростехнадзором.
Ростехнадзор наделен полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Учитывая это, согласование указанного плана с ним не может быть обременительным требованием, противоречащим законодательству.
Решение Верховного Суда РФ от 26 июня 2012 г. N АКПИ12-769
Текст решения официально опубликован не был