Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 16083/11
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Кирюшиной В.Г., Маковской А.А., Пановой И.В., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.10.2011 по делу N А32-28812/2010 Арбитражного суда Краснодарского края.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Баширова Д.М., Семенов Р.В.;
от Департамента государственного заказа Краснодарского края - Нагимулин Р.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Пановой И.В. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Департамент государственного заказа Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 20.09.2010 по делу N А-384/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара", общество с ограниченной ответственностью "Квазар-инжиниринг" (далее - общество "Квазар-инжиниринг"), общество с ограниченной ответственностью "Эдэм", индивидуальные предприниматели Стрельченок И.А. и Булычева С.Г., общество с ограниченной ответственностью "ЛЕО-СТРОЙ", общество с ограниченной ответственностью "СУ-08", общество с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 Век", закрытое акционерное общество "ТанаисСтройПроект", закрытое акционерное общество "БКЦ-Краснодар", общество с ограниченной ответственностью "Ника"; общество с ограниченной ответственностью "Анна", общество с ограниченной ответственностью "Регион", общество с ограниченной ответственностью "Пожсанторг", общество с ограниченной ответственностью "ЮЖРЕГИОНСТРОЙ", общество с ограниченной ответственностью "Комплексное противопожарное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "ИнжСтройКомплекс", общество с ограниченной ответственностью "Югэлектропроект".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 25.10.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, требование департамента удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции антимонопольный орган просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В отзыве на заявление департамент просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, департамент проводил открытый аукцион "Выполнение электромонтажных работ и ремонта кабельных сетей на действующем объекте ГУ КК "Центр занятости населения города Краснодара" (далее - аукцион).
Из протокола от 10.09.2010 N 30А-С рассмотрения заявок на участие в аукционе (далее - протокол рассмотрения заявок) усматривается, что обществу "Квазар-инжиниринг" отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием заявки на участие в аукционе требованиям статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а также подпункта 3.3.3 раздела 1 Документации открытого аукциона на право заключения контракта на поставку товаров, оказания услуг, выполнения работ (далее - документация об аукционе) (приложение N 10 к приказу департамента от 06.08.2010 N 71), а именно: в копии платежного поручения в поле "отметка банка" нет подписи исполнителя.
Общество "Квазар-инжиниринг" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия отраслевой комиссии департамента при проведении аукциона по лоту N 16747.
По результатам рассмотрения жалобы управлением 20.09.2010 принято решение по делу N А-384/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов и вынесено предписание N 120 об устранении выявленных нарушений, которым департаменту предписывалось отменить протокол рассмотрения заявок и повторно рассмотреть заявки на участие в аукционе по лоту N 16747.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе денежные средства по платежному поручению общества "Квазар-инжиниринг" поступили на лицевой счет департамента.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, отменяя названные судебные акты, указал, что согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов само по себе непредставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе или аукционе.
Из положений пункта 3 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов следует, что для участия в аукционе заявка участника размещения заказа должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения).
Подпункт 3.3.1 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе предусматривает требование об обеспечении заявки на участие в аукционе. Согласно подпункту 3.3.3 раздела 1 "Инструкция участникам размещения заказа" документации об аукционе факт внесения участником размещения заказа денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе подтверждается платежным поручением или его копией, оформленным в соответствии с требованиями положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Спорное платежное поручение, представленное обществом "Квазар-инжиниринг", не содержит отметки о списании денежных средств со счета плательщика и подписи исполнителя, то есть не соответствует пункту 3.8 главы 1 указанного положения Банка России, так как при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "списано со счета плательщика" проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Таким образом, департамент, руководствуясь нормами пункта 3 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, обоснованно отказал обществу "Квазар-инжиниринг" в допуске к участию в аукционе, так как платежный документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не соответствовал требованиям, установленным документацией об аукционе.
При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.10.2011 по делу N А32-28812/2010 Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения.
Заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организацию не допустили к аукциону на право заключить госзаказ из-за того, что в копии платежного поручения в поле "отметка банка" отсутствовала подпись исполнителя.
Президиум ВАС РФ решил, что отказ в допуске был обоснованным.
Заявка на участие в аукционе должна содержать в т. ч. документы, подтверждающие внесение денег в качестве ее обеспечения (платежное поручение или его копию). Речь идет о случаях, когда в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки.
В спорном случае документация об аукционе предусматривала требование об обеспечении заявки. Факт внесения денег в качестве обеспечения нужно было подтвердить платежным поручением (его копией), оформленным в соответствии с Положением ЦБР о безналичных расчетах в Российской Федерации. Следует отметить, что данный акт утратил силу.
В платежном поручении, представленном организацией, не было отметки о списании денег со счета плательщика и подписи исполнителя. Оно не соответствовало упомянутому положению ЦБР, согласно которому при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "списано со счета плательщика" проставляется дата списания денег со счета. В поле "отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Таким образом, платежный документ, подтверждающий внесение денег в качестве обеспечения заявки, не соответствовал требованиям, установленным документацией об аукционе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 16083/11
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 10
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 16.08.2012
Номер дела в первой инстанции: А32-28812/2010
Истец: Департамент государственного заказа Кк, Департамент государственного заказа Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГУ Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара", ЗАО "БКЦ - Краснодар", ЗАО "БКЦ-Краснодар", ЗАО "ТанаисСтройПроект", ИП Булычева С. Г., ИП Стрельченко И. А., ООО "Анна", ООО "Безопасность 21 век", ООО "ИнжСтройКомплекс", ООО "Квазар-инжиниринг", ООО "Комплексное противопожарное предприятие", ООО "Лео-Строй", ООО "Ника", ООО "Пажсанторг", ООО "Регион", ООО "Строительное управление-08", ООО "Эдем", ООО "Югэлектропроект", ООО "Южрегионсторой", УФАС по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16083/11
24.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16083/11
23.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16083/11
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16083/11
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6652/11
22.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6846/11
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N А32-28812/2010
24.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16083/11
23.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16083/11
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16083/11
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6652/11
22.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6846/11
12.05.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28812/10