Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к методическим рекомендациям
"Медико-педагогический контроль
за организацией занятий
физической культурой обучающихся
с отклонениями в состоянии здоровья"
Процедура измерения и оценка АД
Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм.рт.ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча, длина должна покрывать 80-100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина - 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см - 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13x26 см).
Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.
Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край - примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей - с внутренней стороны по отношению к обследуемому.
Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.
При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм.рт.ст. - это будет "максимальное давление" в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до "максимального" уровня.
При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) - как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен "бесконечного тона", когда тоны прослушиваются до 0 мм.рт.ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука
Измерение АД производится с точностью до 2 мм.рт.ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) - 110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.
Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД, может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен "гипертонии на белый халат" (ГБХ).
Оценка артериального давления
Для оценки АД используют процентильное распределение показателей систолического и диастолического АД (САД и ДАД) детей в популяции с учетом возраста и пола, представленное в таблице. Оценка проводится по отрезным точкам процентильного распределения САД и ДАД, полученным при трехкратном измерении. Если уровни САД и ДАД попадают в разные категории, то оценка АД устанавливается по более высокому значению одного из этих показателей.
Нормальное артериальное давление определяется, когда значения САД и ДАД находятся в пределах 10-89 процентиля кривой распределения АД в популяции для соответствующего возраста и пола.
Обучающиеся с оценками ниже 10 процентиля, либо 90 процентиля и выше нуждаются в повторных измерениях после 30-минутного отдыха. При определении повторных неблагоприятных значений АД к оценке функциональных возможностей не допускаются и направляются на консультацию врача.
Процентильное распределение значений АД у детей и подростков (НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)
Возраст (лет) |
Пол |
Процентильное распределение САД, мм рт.ст. |
||||||
5 |
10 |
25 |
50 |
75 |
90 |
95 |
||
6 |
М |
82 |
85 |
90 |
96 |
100 |
108 |
114 |
Д |
80 |
84 |
88 |
96 |
101 |
110 |
115 |
|
7 |
М |
83 |
86 |
90 |
99 |
105 |
111 |
116 |
Д |
82 |
85 |
90 |
97 |
102 |
110 |
115 |
|
8 |
М |
84 |
86 |
90 |
99 |
107 |
111 |
116 |
Д |
83 |
85 |
90 |
98 |
104 |
110 |
115 |
|
9 |
М |
85 |
89 |
94 |
101 |
107 |
113 |
118 |
Д |
84 |
85 |
93 |
100 |
105 |
115 |
120 |
|
10 |
М |
86 |
90 |
94 |
102 |
110 |
114 |
118 |
Д |
86 |
90 |
96 |
102 |
110 |
120 |
124 |
|
11 |
М |
86 |
90 |
96 |
104 |
112 |
120 |
122 |
Д |
84 |
88 |
96 |
104 |
112 |
120 |
126 |
|
12 |
М |
89 |
93 |
100 |
108 |
116 |
122 |
126 |
Д |
90 |
94 |
100 |
109 |
116 |
124 |
128 |
|
13 |
М |
90 |
94 |
102 |
111 |
116 |
124 |
130 |
Д |
90 |
98 |
104 |
113 |
118 |
130 |
134 |
|
14 |
М |
92 |
100 |
108 |
114 |
122 |
130 |
135 |
Д |
95 |
99 |
101 |
111 |
114 |
128 |
133 |
|
15 |
М |
101 |
103 |
111 |
117 |
125 |
135 |
139 |
Д |
92 |
99 |
103 |
110 |
117 |
126 |
131 |
|
16 |
М |
103 |
105 |
114 |
118 |
127 |
135 |
141 |
Д |
92 |
99 |
103 |
112 |
118 |
127 |
130 |
|
17 |
М |
103 |
107 |
116 |
120 |
126 |
133 |
140 |
Д |
92 |
96 |
105 |
112 |
117 |
127 |
130 |
|
Процентильное распределение ДАД, мм.рт.ст. | ||||||||
6 |
М |
44 |
49 |
53 |
57 |
62 |
65 |
72 |
Д |
46 |
50 |
55 |
57 |
60 |
66 |
70 |
|
7 |
М |
44 |
49 |
53 |
58 |
63 |
71 |
74 |
Д |
45 |
51 |
55 |
59 |
63 |
69 |
75 |
|
8 |
М |
44 |
49 |
55 |
60 |
65 |
72 |
75 |
Д |
46 |
52 |
58 |
61 |
67 |
71 |
75 |
|
9 |
М |
47 |
51 |
57 |
61 |
69 |
74 |
73 |
Д |
50 |
51 |
57 |
61 |
68 |
73 |
74 |
|
10 |
М |
46 |
50 |
54 |
58 |
68 |
68 |
72 |
Д |
48 |
52 |
54 |
60 |
68 |
68 |
74 |
|
11 |
М |
46 |
48 |
54 |
58 |
64 |
72 |
74 |
Д |
48 |
52 |
54 |
60 |
64 |
70 |
74 |
|
12 |
М |
47 |
51 |
55 |
62 |
66 |
72 |
75 |
Д |
48 |
52 |
56 |
62 |
66 |
72 |
76 |
|
13 |
М |
48 |
54 |
58 |
64 |
68 |
76 |
80 |
Д |
52 |
54 |
58 |
64 |
72 |
76 |
78 |
|
14 |
М |
52 |
56 |
62 |
66 |
70 |
76 |
82 |
Д |
54 |
56 |
59 |
66 |
69 |
75 |
80 |
|
15 |
М |
55 |
56 |
66 |
72 |
76 |
82 |
86 |
Д |
55 |
57 |
60 |
66 |
70 |
76 |
80 |
|
16 |
М |
54 |
58 |
65 |
72 |
76 |
80 |
85 |
Д |
57 |
60 |
64 |
65 |
74 |
79 |
78 |
|
17 |
М |
60 |
60 |
66 |
71 |
77 |
81 |
86 |
М |
54 |
56 |
61 |
65 |
72 |
79 |
81 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.