В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы в первом полугодии 2012 года действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора" (далее - нормативный акт) (зарегистрирован в Минюсте России 13 февраля 2009 г. N 13331; первоначальный текст нормативного акта опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 марта 2009 г. N 12) и сообщает следующее.
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 1 апреля 2012 г. по 2 мая 2012 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети интернет по адресу regulation.gov.ru.
Отдельно письмом Минэкономразвития России от 30 апреля 2012 г. N Д26и-1136 запрос о предоставлении информации был направлен в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату.
По результатам публичных консультаций получено семь позиций субъектов предпринимательской деятельности, содержащих ряд существенных замечаний и предложений в отношении положений нормативного акта. Результаты проведения публичных консультаций в части выявленных положений нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обобщены в Справке о результатах проведения публичных консультаций (Приложение 2 к данному заключению).
Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении 1 к настоящему заключению).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 633 основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужило обращение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" на основании обращений ряда российских производителей ювелирных изделий.
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
1.1. Нормативным актом утверждена Инструкция по осуществлению пробирного надзора (далее - Инструкция).
В соответствие с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - закон N 41-ФЗ) в России действует монополия на осуществление пробирного надзора, осуществляемого Федеральным казенным учреждением "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (ФКУ "Пробирная палата России"). Так, согласно части 3 статьи 10 закона N 41-ФЗ в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов (далее - государственная монополия).
В целях реализации указанных норм закона N 41-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" (далее - Постановление N 643), пунктом 5 которого, среди прочего, устанавливается полномочие Минфина России по утверждению инструкции по проведению опробования, отбора проб и анализов. Таким образом, рассматриваемый нормативный акт принят в целях реализации норм закона N 41-ФЗ и Постановления N 643.
Кроме того, в соответствии с нормами пункта 3 части 2 статьи 13 закона N 41-ФЗ опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи, является частью федерального пробирного надзора, осуществляемого в соответствии с частью 1 статьи 13 закона N 41-ФЗ в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "пункта 3 части 2 статьи 13 Закона N 41-ФЗ" имеется в виду "пункта 1 части 2 статьи 13 Закона N 41-ФЗ"
Учитывая изложенное, требуется обратить внимание на следующее. Указанная государственная монополия сохранилась со времен СССР, когда все участники ювелирного рынка и рынка драгоценных металлов были государственными предприятиями. Так как на момент принятия закона N 41-ФЗ все драгоценные металлы и камни согласно действующему на тот момент закону Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" являлись валютными ценностями, то государственная монополия на опробование и клеймение ювелирных изделий была сохранена. Учитывая сохраняющуюся государственную монополию на опробование и клеймение ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации, то для функционирования ФКУ "Пробирная палата России" принятие нормативного акта представляется необходимым.
Вместе с тем согласно позиции, сформированной экспертной группой по итогам проведения публичных консультаций, рассматриваемое нормативное регулирование нельзя признать оптимальным, так как регулирование опробования и клеймения ювелирных изделий было бы предпочтительнее осуществлять на рыночной основе, через акты технического регулирования.
Так, согласно указанной позиции, суть проблемы, порожденной положениями нормативного акта, заключается в следующем: из-за дополнительных издержек бизнеса на обязательное и монопольное государственное опробование и клеймение ювелирной продукции, осуществляемое в соответствии с нормативным актом, существенно снижается конкурентоспособность предприятий российской ювелирной промышленности. Прямые издержки ювелирных предприятий Российской Федерации (направленные на уплату соответствующей государственной пошлины) составляют для российских ювелирных компаний порядка 600 - 800 млн. рублей в год. Дополнительные издержки ("замораживание" средств на время клеймения, разрушающий контроль, соблюдение требований по охране, транспортные расходы, дополнительный учет) составляют по российским ювелирным предприятиям более 1,5 млрд. рублей в год, потери бюджетной системы Российской Федерации - до 400 млн. рублей в год (Приложение 3 к настоящему заключению).
1.2. Порядок, по которому государственная Пробирная палата имеет монополию на обязательное опробование и пробирное клеймение, не соответствует условиям работы в данной сфере деятельности (производство ювелирной продукции) в большинстве стран, производства в которых составляют конкуренцию российской ювелирной промышленности.
В мире не существует единого подхода к вопросу о клеймении ювелирной и иной бытовой продукции из драгоценных металлов. Попытки гармонизировать подход к проблеме на международном уровне предпринимались неоднократно, но не имели успеха. Наиболее удачным актом следует считать учреждение в Вене 15 ноября 1972 года европейской "Конвенции по контролю и клеймению произведений из драгоценных металлов" (Convention on the Control and Marking of Articles of Precious Metals), но и ее на сегодняшний день подписали и ратифицировали лишь 19 государств.
Мировая ювелирная промышленность - основной потребитель золота, на долю которого приходится до 80% его ежегодного оборота. Потребление золота мировой ювелирной промышленностью в 2011 году составило 1963 тонн. Исходя из учета объемов потребления золотых украшений в разных странах, применяющих различные подходы к пробирному надзору, можно подсчитать массовые доли мировой ювелирной продукции, заклейменной (или не заклейменной) в том или ином режиме (Таблица 1).
Таблица 1
Объем потребления золота ювелирной промышленностью в различных регионах мира**
Страна |
Объем потребления золота ювелирной отраслью (тонн) |
Доля мирового рынка ювелирной продукции, % |
Режим пробирного надзора |
Индия |
567,4 |
28,9 |
Нет |
Китай |
360,96 |
18,4 |
Производитель |
США |
115,1 |
5,9 |
Нет |
Германия |
15,4* |
0,8 |
Производитель |
Турция |
63,8 |
3,3 |
Нет |
Таиланд |
4,1 |
0,2 |
Нет |
Вьетнам |
13,0 |
0,6 |
Нет |
Россия |
75,0 |
3,8 |
Обязательный |
Саудовская Аравия |
55,8 |
2,8 |
Обязательный |
Гонконг |
27,5 |
1,4 |
Нет |
Тайвань |
25,0* |
1,3 |
Нет |
Япония |
20,8 |
1,1 |
Нет |
Египет |
32,8 |
1,7 |
Обязательный только начиная с 500 пробы. |
Италия |
28,8 |
1,5 |
Производитель |
Великобритания |
22,6 |
1,1 (это 79,02% заклейменных CCM изделий) |
Обязательный для золотых изделий массой более 1 грамма |
Франция |
15,0* |
0,8 |
Обязательный для золотых изделий массой более 3 грамм и только начиная с 750 пробы. |
Прочие |
|
26,4 |
|
ВСЕГО |
1962,9 |
73,6 |
|
* Расчетные данные (точные указания не найдены); ** Источник данных: 1. http://www.china.org.cn/top10/2012-02/29/content_24758682.htm 2. http://www.business-standard.com/india/news/global-gold-q1-demand-down-5-value16/165292/on 3. http://info.goldavenue.com/ 4. http://www.925-1000.com/foreign_marks.html 5. http://www.hallmarkresearch.com/ 6. http://www.hallmarkingconvention.org/statistics.php 7. http://www.exchangetradedgold.com/media/ETG/file/ 8. http://www.cbi.eu/87/sector23/Jewellery 9. http://www.silverresearch.org/ 10. http://uvelir.info/news/25856/ 11. http://www.rough-polished.com/ru/expertise/12921.html 12. http://uvelir.info/news/25854/ 13. http://jewel.saleone.ru/article.php?id_article=108&a=1 14. http://www.rough-polished.com/ru/expertise/13103.html |
Диаграмма иллюстрирует ситуацию по состоянию на 2011 год. Как видно из диаграммы, около 10% ювелирной продукции мира клеймятся национальными государственными клеймами. В основном это рынки стран Ближнего Востока, где еще сильны унаследованные английские традиции и где нет ориентации на развитие собственного ювелирного производства.
В то же время, страны с наиболее значительным по объемам ювелирным рынком либо вообще не практикуют пробирное клеймение, либо клеймение не государственное - его осуществляют сами производители или импортеры (Китай, Индия, США, Япония, Италия и др.). На долю рынков этих стран приходится 81% мирового объема золотой ювелирной продукции. Согласно информации, отображенной на Диаграмме от 45 до 65% мировой ювелирной продукции в 2011 г. не клеймилось вообще.
Диаграмма
2. Круг заинтересованных лиц
Сфера действия нормативного акта распространяется на ряд предприятий, занимающихся производством ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, импортом и экспортом ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, а также драгоценных и поделочных камней. Согласно оценкам представителей субъектов предпринимательской деятельности, полученным в ходе проведения публичных консультаций, в настоящее время в Российской Федерации активно работает около 4,5 тысяч предприятий, связанных с производством ювелирных изделий из драгоценных металлов.
3. Оценка регулирования
3.1. В соответствии с нормами пункта 3 части 2 статьи 13 закона N 41-ФЗ опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи, является частью федерального пробирного надзора.
Согласно разделу 1 Инструкции, ее нормы распространяются среди прочего на начисление государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (далее - государственная пошлина) в соответствии с нормами статьи 333.31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, указанная норма Инструкции противоречит положениям части 3 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - закон N 294-ФЗ), согласно которым плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается, а также противоречит одному из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а именно принципу недопустимости взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю, установленному частью 8 статьи 3 закона N 294-ФЗ.
3.2. Согласно пункту 2.2 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой не подлежат приему на опробование и клеймение изделия без оттисков именников, изготовленные на территории Российской Федерации (кроме изделий, предназначенных для клеймения совмещенным инструментом и постановки именника электроискровым методом), с нечеткими, деформированными оттисками или с отсутствием какого-либо элемента (знака) в оттиске, с оттисками именника прошлых лет.
Учитывая, что указанная норма относится непосредственно к ювелирным изделиям, произведенным на территории Российской Федерации, представляется, что указанное положение Инструкции является фактом дискриминационного установления и применения обязательных требований к отдельным субъектам предпринимательской деятельности, что на практике может способствовать необоснованному снижению конкурентоспособности российских производителей ювелирных изделий в сравнении с импортерами. Так, согласно рассматриваемой норме, импортируемые на территорию Российской Федерации изделия не обязаны иметь оттиск ввозящего их импортера. Указанный факт ставит российского производителя ювелирных изделий в неравные условия с импортером, так как импортер имеет возможность опробовать и клеймить изделия в любой из имеющихся государственных инспекций пробирного надзора (далее - госинспеции), а российский производитель - только в той госинспекции, к которой прикреплен (где зарегистрирован его именник).
Кроме того, рассматриваемая норма, имеет смысловое противоречие с целью регулирования, заявленной законом N 41-ФЗ. Так, согласно части 1 статьи 13 закона N 41-ФЗ федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции. Однако в отсутствии именника импортера, конечный потребитель не в состоянии определить, кто является непосредственным поставщиком данных изделий в Российскую Федерацию, а российские производители ювелирных изделий, таким образом, на практике сталкиваются с дискриминационными нормами, установленными Инструкцией.
3.3. Согласно пункту 2.4 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой срок выполнения пробирных операций устанавливается госинспекцией по согласованию со сдатчиком (согласно графику приема-выдачи изделий) в пределах 10 календарных дней. Срок выполнения пробирных операций для изделий иностранного производства устанавливается госинспекцией в зависимости от объема (количества) изделий, предъявленных на опробование и клеймение. В случае, когда пробирные операции не могут быть выполнены в установленный срок, госинспекция уведомляет об этом сдатчика изделий и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок. При оценке настоящей нормы Инструкции необходимо обратить внимание на тот факт, что до принятия нормативного акта действовал приказ Роскомдрагмета от 23 июня 1995 г. N 182 (далее - отмененный приказ) "Об утверждении инструкции по осуществлению пробирного надзора", согласно аналогичной норме которого срок выполнения пробирных операций составлял не более 3 дней. При проведении настоящей экспертизы, Минэкономразвития России в соответствии с Запросом среди прочего просило разработчика представить информацию о том, чем вызвана необходимость установления десятидневного срока рассматриваемой нормой Инструкции. Однако Минфин России соответствующих разъяснений не представил. Учитывая данные о среднегодовом количестве заклейменных ювелирных изделий за период 2007-2008 (период действия отмененного приказа) гг. и 2009-2011 гг. (период действия нормативного акта), представленные Минфином России в рабочем порядке (Таблица 2), представляется сомнительной обоснованность и целесообразность установления рассматриваемого регулирования в части проведения пробирных операций продолжительностью в 10 дней.
Таблица 2
Среднегодовое количество заклейменных ювелирных изделий за период 2007-2011 гг.
Период, годы |
2007-2008 |
2009-2011 |
Среднегодовое количество заклейменных изделий, млн. единиц |
85 |
83 |
Представляется, что указанная норма Инструкции способствует организации выполнения операций по опробованию и клеймению ювелирных изделий не самым оптимальным способом, так как на длительный срок "замораживает" (изымает из оборота) оборотные средства производителей, что приводит к неоправданным издержкам предпринимателей. По итогам проведения публичных консультаций в отношении нормативного акта, субъектами ювелирной промышленности среди прочего представлены данные о технологических и организационных условиях, обосновывающих возможность соблюдения сроков опробования и клеймения продолжительностью до трех дней, а также содержатся предложения, реализация которых способна привести к повышению эффективности осуществления госинспекциями опробования и клеймения ювелирных изделий (пункты 2 - 8 Приложения 2 к настоящему заключению).
Кроме того, необходимо учитывать, что указанная норма способствует возникновению существенных рисков ведения предпринимательской деятельности вследствие того, что на практике оборотные средства производителей ювелирных изделий имеют кредитную основу. Таким образом, рассматриваемая норма на практике приводит к необоснованному существенному увеличению затрат производителей ювелирных изделий на формирование дополнительных оборотных средств и негативно влияет на конкурентоспособность производителей отечественных ювелирных изделий на мировом рынке.
Дополнительно необходимо отметить и то, что на практике данное положение Инструкции не позволяет российским ювелирным производителям гарантировать своевременное исполнение собственных обязательств по соответствующим контрактам среди прочего вследствие того, что фактически установлено право работников госинспекций увеличивать десятидневный срок на неопределенный период, мотивируя такое увеличение срока невозможностью выполнения пробирных операций в установленный срок. Положение рассматриваемой нормы Инструкции о согласовании со сдатчиком ювелирных изделий дополнительного срока выполнения пробирных операций свыше предусмотренных 10 дней представляется неопределенным. Так, остаются неясными критерии, определяющие невозможность выполнения пробирных операций госинспекцией; не определен порядок указанного согласования со сдатчиком необходимости продления выполнения пробирных операций; не установлена ответственность должностных лиц госинспекции за неправомерное продление установленного срока опробования и клеймения. Кроме того, рассматриваемая норма Инструкции допускает возможность ее избирательного применения, а именно осуществления опробования в сокращенные либо максимально возможные сроки в зависимости от неопределенных факторов, а также и увеличение таких сроков в отношении отдельных сдатчиков.
Согласно оценке, представленной представителями ювелирной промышленности в ходе проведения публичных консультаций в отношении нормативного акта, рассматриваемая норма на практике приводит к возникновению существенных расходов субъектов предпринимательской деятельности и к недополучению доходов соответствующих бюджетов Российской Федерации (расчет таких расходов приведен в Приложении 3 к настоящему заключению). Так согласно указанным оценкам:
а) затраты субъектов предпринимательской деятельности, направленные на уплату установленной государственной пошлины, уплаченные за клеймение изделий из золота и серебра, составляют ежегодно 707,18 млн. рублей;
б) затраты субъектов предпринимательской деятельности, связанные с отвлечением оборотных активов и использованием кредитных ресурсов по средней ставке привлечения 13%, составляют ежегодно 838,19 млн. рублей;
в) совокупные потери соответствующих бюджетов Российской Федерации от недополучения налоговых поступлений, возникших вследствие отвлечения изделий из оборота в целях проведения опробирования (исходя из налоговой ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения 6%) составляют ежегодно 386,45 млн. рублей.
Таким образом, ювелирная отрасль ежегодно несет материальные потери в размере около 1 545,36 млн. рублей (по совокупности применения пункта 2.4 Инструкции и норм статьи 333.31 второй части Налогового кодекса Российской Федерации), государство недополучает 386,45 млн. рублей (в результате применения пункта 2.4 Инструкции).
Таким образом, на практике указанная норма Инструкции способствует возникновению необоснованных расходов, избыточных административных и иных ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также необоснованному недополучению доходов бюджетной системы Российской Федерации.
3.4. Согласно пункту 3.2.1 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой контрольному анализу подвергаются предъявленные на опробование и клеймение платиновые, золотые, палладиевые и серебряные изделия согласно нормативным документам на методы анализа и нормам отбора проб на анализ, а также изделия, вызвавшие сомнение при опробовании. В целях указанной нормы Инструкции, анализы изделий, полуфабрикатов, сплавов и других материалов, содержащих драгоценные металлы, проводятся по действующим ГОСТам на методы анализа, ОСТам, ТУ и аттестованным методикам. При этом изделия, вызвавшие сомнение при опробовании, подвергаются контрольным анализам независимо от количества. Согласно позиции субъектов предпринимательской деятельности, полученной в ходе проведения публичных консультаций по нормативному акту, зачастую под контрольным анализом ювелирных изделий понимается метод, связанный с разрушением изделий, что приводит к значительным материальным издержкам ювелирных предприятий. Кроме того, такая реализация указанной нормы на практике способствует необоснованному увеличению фискальной нагрузки на добросовестных производителей. При этом необходимо обратить внимание на то, что нормами Инструкции методы разрушающего контроля прямо не предусмотрены, но и не исключены.
Таким образом, опробование и клеймение ювелирных изделий, поступающих в госинспекции от сдатчиков, осуществляются с помощью технологий, не нарушающих целостность указанных изделий. Вместе с тем, предусмотренный Инструкцией окончательный анализ химического состава изделий на практике осуществляется с помощью разрушающей технологии. Указанная технология предусматривает механическое отторжение определенной части корпуса у каждого отобранного для анализа изделия (взятие навесок на анализ) и последующий химический анализ металла изъятых частей (подпункт 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Инструкции). В условиях наличия современных технологий анализа, не приводящих к разрушению изделий, представляется целесообразным признать разрушающий метод контроля устаревшим и в долгосрочном плане неэффективным. В целях учета изложенного, требуется внести соответствующие изменения в Инструкцию и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы федерального пробирного надзора.
Дополнительно необходимо обратить внимание, что используемые на практике разрушающие методы контроля, не соответствуют сложившейся международной практике контроля и анализа ювелирных изделий.
Кроме того, возможность использования разрушающих методов анализа ювелирных изделий госинспекциями на практике способна приводить к рискам невыполнения российскими производителями заключенных контрактов на поставку ювелирных изделий вследствие утери части изделий, представленных на опробирование и разрушенных в ходе контрольного анализа с применением разрушающих методов.
Таким образом, представляется целесообразным доработать Инструкцию с целью установления запрета госинспекции использовать разрушающие методы анализа ювелирных изделий, принадлежащих сдатчику, при осуществлении контрольного анализа.
3.5. Согласно пункту 3.3.3 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой выявленные в партии изделия, не соответствующие заявленной пробе, клеймятся ближайшей нижней установленной пробой. Изделия, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы, не подлежат клеймению и возвращаются сдатчику в неклейменном виде.
Представляется, что указанная норма Инструкции имеет смысловое противоречие с целью регулирования, заявленной законом N 41-ФЗ. Так, согласно части 1 статьи 13 закона N 41-ФЗ федеральный пробирный надзор среди прочего осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции. Представляется, что рассматриваемая норма на практике способна приводить к введению потребителя в заблуждение относительно фактического процентного содержания драгоценного металла в сплаве, из которого изготовлено ювелирное изделие или его части. Кроме того, данное положение Инструкции в ряде случаев может не соответствовать существующим международным практикам, так как во многих зарубежных странах при изготовлении ювелирных изделий широко используются сплавы с меньшим процентным содержанием драгоценных металлов, чем установлено российскими минимальными пробами. Этот фактор ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, снижает конкурентоспособность российских производителей на внутреннем рынке и снижение их экспортного потенциала.
4. Позиция разработчика
Минэкономразвития России от 24 мая 2012 г. N Д26и-1558 направило запрос о предоставлении информации (далее - Запрос) в отношении отдельных положений нормативного акта в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, и осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее - разработчик). Однако, ответ на указанное письмо, содержащее запрашиваемую информацию, разработчиком нормативного акта в Минэкономразвития России представлен не был.
5. Заключительные положения
Проект настоящего заключения направлялся представителям предпринимательского сообщества на предоставление отзыва в срок до 23 июля 2012 г. письмом Минэкономразвития России от 9 июля 2012 г. N Д26и-1836, а также разработчику нормативного акта письмом Минэкономразвития России от 9 июля 2012 г. N Д26и-1835. По итогам рассмотрения проекта заключения поступили позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Ассоциации "Гильдия ювелиров России", содержащие ряд предложений в отношении проекта заключения.
Поступившие в Министерство экономического развития Российской Федерации в срок отзывы, замечания и предложения в отношении настоящего проекта заключения были рассмотрены и учтены при доработке проекта заключения.
Дополнительно в отношении проекта настоящего заключения в рабочем порядке поступила позиция Минфина России. Указанная позиция с соответствующими замечаниями Минэкономразвития России приведена в Приложении N 4 к настоящему заключению.
По результатам проведенной экспертизы нормативного акта Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в Инструкции положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает необходимым внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о рассмотрении необходимости внесения следующих изменений в редакцию Инструкции, утвержденную нормативным актом:
а) в редакцию пункта 2.4 Инструкции в части установления срока выполнения пробирных операций не превышающего трех дней. Дополнить Инструкцию положениями, устанавливающими критерии при которых госинспекция не в состоянии выполнить пробирные операции, установить порядок согласования госинспекцией со сдатчиком дополнительного срока выполнения пробирных операций свыше трех дней (пункт 3.3 настоящего заключения);
б) в редакцию пункта 3.2 Инструкции в части установления прямого запрета применения госинспекцией разрушающих методов контроля при проведении контрольного анализа предъявленных на опробование и клеймение платиновых, золотых, палладиевых и серебряных изделий (пункт 3.4 настоящего заключения);
в) в редакцию пункта 3.3 Инструкции внести изменения в части установления обязанности госинспекции осуществлять клеймение изделий в соответствии с более широкой сеткой разрешенных проб для ювелирных изделий из золота, серебра, платины и палладия (пункт 3.5 настоящего заключения).
В целях реализации указанных предложений Минэкономразвития России считает также необходимым обратиться в Правительственную комиссию по проведению административной реформы с предложением в рамках комплексного совершенствования законодательства, регулирующего отношения в ювелирной отрасли, дополнительно проработать и рассмотреть возможность исключения норм Инструкции (пункты 2.1 и 2.2), имеющих дискриминационный характер, а также рассмотреть возможность подготовки Минфином России предложений, в том числе по разработке и внесению в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего соответствующие изменения в Постановление N 643.
Кроме того разработчику нормативного акта необходимо учесть предложения субъектов предпринимательской деятельности, представленные в настоящем заключении. Дополнительно отмечаем, что разработчику нормативного акта следует проанализировать отзывы субъектов предпринимательского сообщества, способствующие улучшению отдельных положений нормативного акта, представленные в Сводной таблице замечаний и предложений субъектов предпринимательской деятельности в отношении нормативного акта, приведенной в Справке о результатах публичных консультаций (Приложение 2 к настоящему заключению) и не учтенные в настоящем заключении.
Приложения: на 24 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 9 июля 2012 г. N Д26и-1835 "По итогам экспертизы приказа Минфина РФ от 11 января 2009 г. N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора"
Текст заключения официально опубликован не был