Решение Верховного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N АКПИ12-583
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2012 г. N АПЛ12-568 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селезнева А.Г. о признании недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", установил:
постановлением Правительства Российской Федерации 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Постановление) определены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации согласно приложению N 1; размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации согласно приложению N 2: размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе, согласно приложению N 3, размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дол Российской Федерации согласно приложению N 4 (пункт 1).
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что Министру внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012 г. при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы и федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Селезнев А.Г., ранее проходивший службу в налоговой полиции и получающий пенсию за выслугу лет, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 5 Постановления недействующим со дня его принятия. В заявлении указано, что оспариваемая норма в части предоставления права Министру внутренних дел Российской Федерации при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в органах налоговой полиции, устанавливать размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации не соответствует абзацу первому пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", который обязывает Правительство Российской Федерации определять размеры окладов по типовым штатным должностям и специальным званиям сотрудников налоговой полиции с соблюдением условия их единства с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, По мнению заявителя, пункт 5 Постановления ограничил его право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, поскольку позволяет устанавливать размеры месячных должностных окладов гражданам, уволенным со службы в органах налоговой полиции, в меньшем размере, чем соответствующим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Правительства Российской Федерации Зык О.В. и Марьян Г.В. заявление Селезнева А.Г. не признали и просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что Постановление в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и свободы граждан. Пояснили, что единство размеров окладов по типовым штатным должностям, окладов по специальным званиям сотрудников налоговой полиции с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с действующим (действовавшим) законодательством реализуется в настоящий момент и реализовывалось ранее не за счет равенства размеров самих окладов, а путем установления единства соотношения оклада денежного содержания к денежному довольствию сотрудников и военнослужащих.
Выслушан объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Селезнева Д.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы Постановления видно, что оно принято во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органон внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В силу части 4 статьи 2 названного Федерального закона размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Следовательно, Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Вопросы установления денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти. реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - сотрудники) регламентированы Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон о денежном довольствии сотрудников).
Согласно статье 1 Закона о денежном довольствии сотрудников денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат (пункт 1). Размеры окладов по типовым штатным должностям и окладов по специальным званиям сотрудников устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (пункт 3). Соответствие основных типовых штатных должностей и специальных званий сотрудников государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым штатным должностям сотрудников устанавливаются Президентом Российской Федерации (пункт 4). Размеры окладов по типовым штатным должностям, окладов по специальным званиям сотрудников и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти с соблюдением условия их единства с основными кормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (пункт 5).
Из приведенной статьи следует, что федеральным законодателем закреплено требование к установлению размеров окладов по типовым штатным должностям и окладов по специальным званиям сотрудников, заключающееся в том. что эти размеры должны быть не ниже размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу та квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
С утверждением заявителя о том, что размеры окладов по типовым должностям и специальным званиям, а также дополнительных выплат сотрудникам должны быть равны размерам окладов по типовым должностям, специальным званиям и дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, согласиться нельзя, поскольку такого положения Закон о денежном довольствии сотрудников не содержит. Он закрепляет лишь обязательность при определении размеров этих выплат соблюдения условия их единства с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Таким образом, размер денежного довольствия сотрудников поставлен законодателем в зависимость не от размера денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а от основных норм законодательства, определяющих денежное довольствие данных лип.
Нормы, устанавливающие денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских знаний, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, содержатся в Федеральном законе от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В силу части 2 статьи 2 указанного Федерального закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Как уже отмечалось, денежное довольствие сотрудников также состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Следовательно, можно говорить о единстве основных норм, определяющих денежное довольствие сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и отсутствии противоречия между пунктом 5 Постановления и Законом о денежном довольствии сотрудников.
Согласно пункту "б" части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Часть первая статьи 43 названного Закона предусматривает, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С 1 января 2012 г. размеры окладов по типовым должностям и специальным званиям сотрудников органов внутренних дел установлены Постановлением. В отношении военнослужащих с 1 января 2012 г. размеры окладов по типовым воинским должностям приведены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", принятым во исполнение Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При этом ни указанным Федеральным законом, ни Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ни иными нормативными правовыми актами не закреплены условия о равенстве размеров окладов по воинским должностям и должностям сотрудников органов внутренних дел и критерии соотнесения наименований и содержания должностей.
Определение размеров окладов по типовым штатным должностям и окладов по специальным званиям гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - не ниже размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти согласуется с пунктом 3 статьи 1 Закона о денежном довольствии сотрудников.
Следует также отметить, что и ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации" размеры окладов по типовым должностям и окладов по специальным знаниям сотрудников налоговой полиции были установлены применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ. Верховный Суд Российской Федерации решил:
Селезневу А.Г. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин, ранее проходивший службу в налоговой полиции и получающий пенсию за выслугу лет, обратился в ВС РФ с заявлением о признании недействующим отдельного пункта Постановления Правительства РФ об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ.
Оспариваемым пунктом предусмотрено следующее. Министр внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012 г. при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы из федеральных органов налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливает применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел.
По мнению заявителя, данный пункт ограничил его право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, поскольку позволяет устанавливать размеры месячных должностных окладов гражданам, уволенным со службы в органах налоговой полиции, в меньшем размере, чем соответствующим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения заявления.
Довод заявителя о том, что размеры окладов, а также дополнительных выплат сотрудникам должны быть равны установленным для военнослужащих-контрактников, отклонен.
Законодательство такого положения не содержит.
Законодателем закреплена лишь обязательность при определении размеров таких выплат соблюдения условия их единства с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, размер денежного довольствия сотрудников поставлен в зависимость не от размера денежного довольствия военнослужащих-контрактников, а от основных норм законодательства, определяющих их денежное довольствие.
При этом ни одним нормативным правовым актом не закреплены условия о равенстве размеров окладов по воинским должностям и должностям сотрудников органов внутренних дел и критерии соотнесения наименований и содержания должностей.
Решение Верховного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N АКПИ12-583
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2012 г. N АПЛ12-568 настоящее решение оставлено без изменения