Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 43-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Калининой Л.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод Т.И.М" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 марта 2012 года, которым удовлетворено заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод Т.И.М".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 ноября 2008 г. Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2007 г.", которое официально опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" 24 декабря 2008 г., N 232.
Пунктом 1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. (приложение 1), пунктом 2 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. (приложение 2), а пунктом 3 утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. N 116 (далее - постановление) пунктами 1, 2 и 3 внесены изменения в приложения 1, 2 и 3 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275.
Общество с ограниченной ответственностью "Ижевский завод Т.И.М" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. N 116 в части внесения изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275, касающихся замены в пункте 13556 цифры 10042325,97 на цифру 28863585,07; в части внесения изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275, касающегося замены в пункте 578 цифры 658,85 на цифру 1892,57.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, 11а, с кадастровым номером 18:26:020171:2 и является плательщиком земельного налога. Оспариваемыми положениями изменен в сторону увеличения удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования "город Ижевск" по девятой группе вида разрешенного использования для кадастрового квартала 18:26:020171, на территории которого расположен земельный участок, находящийся в собственности заявителя. Данные изменения увеличили кадастровую стоимость земельного участка более чем в 2,8 раза, что привело Общество к обязанности платить налоговые платежи в большем размере.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель Правительства Удмуртской Республики заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемой нормой, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат. Основанием для принятия постановления явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была воспроизведена в Постановлении, отдельные положения которого оспариваются Обществом, а потом и в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия на основании пояснительной записки путем принятия Постановления о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 марта 2012 г. заявление Общества удовлетворено, признано недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
пункта 1, в части изменения цифры 10042325,97 (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру 28863585,07 в пункте 13556 раздела 9 "город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275;
пункта 2, в части изменения цифры 658,85 (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования) на цифру 1892,57 в пункте 578 раздела 9 "город Ижевск" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного Кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемого постановления, оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, орган кадастрового учета принял решение об устранении кадастровой ошибки, однако заинтересованным лицам его не направил.
Разрешая заявление, суд установил, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оспариваемым актом, на основании пояснительной записки к проекту оспариваемого постановления произвольно изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления Общества о признании недействующими с момента принятия оспоренных положений постановления.
Указанные обстоятельства в апелляционной жалобе Правительством Удмуртской Республики фактически не оспариваются.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 43-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был