Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 58-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко, О.А. Ксенофонтовой,
при секретаре М.Ю. Завражном
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Баранова В.Н. о признании незаконным постановления Правительства Хабаровского края от 26 марта 2008 года N 85-пр "О порядке взимания платы за пользование земельными участками без правоустанавливающих документов" по апелляционным жалобам Баранова В.Н. и Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 2 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Правительства Хабаровского края Н.Ф. Муратовой, поддержавшей апелляционную жалобу правительства и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Баранова В.Н., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Хабаровского края 26 марта 2008 года принято постановление N 85-пр "О порядке взимания платы за пользование земельными участками без правоустанавливающих документов", которое официально опубликовано в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" от 14 апреля 2008 года.
Баранов В.Н. обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании незаконным с момента издания названного постановления, ссылаясь на то, что является собственником нежилого здания по адресу г. .... Несмотря на неоднократные обращения, Администрация города не передала ему в собственность земельный участок, на котором находится принадлежащее ему нежилое здание, и не заключила с ним договор аренды земельного участка.
По его мнению, оспариваемым постановлением введена третья форма взимания платы за пользование земельными участками: без правоустанавливающих документов. Данное постановление противоречит требованиям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено две формы оплаты за использование земельного участка - земельный налог и арендная плата.
В судебном заседании Баранов В.Н. поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Хабаровского края просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Хабаровского краевого суда от 2 апреля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановление Правительства Хабаровского края от 26 марта 2008 года N 85-пр "О порядке взимания платы за пользование земельными участками без правоустанавливающих документов" признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Баранов В.Н. просит указанное решение суда отменить в части признания постановления Правительства Хабаровского края от 26 марта 2008 года N 85-пр "О порядке взимания платы за пользование земельными участками без правоустанавливающих документов" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данное постановление подлежит признанию незаконным с момента его принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Хабаровского края просит указанное решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законам.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением определен порядок взимания платы за пользование земельными участками без правоустанавливающих документов, государственная собственность на которые не разграничена. При этом с землепользователей взимается плата, размер которой определяется исходя из размера сумм за пользование земельными участками, подлежащих уплате в виде арендной платы либо земельного налога, в зависимости от условий использования данного земельного участка.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ введено налогообложение на земельные участки без правоустанавливающих документов.
Удовлетворяя заявленные требования, краевой суд правильно исходил из анализа норм федерального законодательства, регулирующих налогообложение и земельные правоотношения.
Так, Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения. Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать, в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований только определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Оспариваемое в настоящем деле постановление принято исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, то есть с превышением предоставленной органу компетенции, а также устанавливает иной вид налогообложения, не предусмотренный федеральным законодательством, что противоречит приведенным положениям федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы Правительства Хабаровского края о том, что пользование земельными участками гражданами, не оформляющие прав на них в установленном законом порядке, нарушает принцип платности землепользования, не опровергает выводов суда.
Действительно, согласно ст. 65 Земельного Кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Между тем, плата за землю не может быть произвольной. В соответствии с названной нормой формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В случае незаконного использования земельных участков, подлежат применению соответствующие нормы законодательства в области гражданских и земельных правоотношений, что не было учтено при принятии оспариваемого нормативного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Хабаровского краевого суда от 2 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Баранова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 58-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был