Письмо Федеральной службы судебных приставов
от 13 июня 2012 г. N 12/05-14064-СВС
"Об итогах семинаров-совещаний по вопросам организационно-управленческой деятельности"
Федеральной службой судебных приставов в период с 10 по 12 апреля 2012 г. на базе Управления ФССП России по Краснодарскому краю, а также с 22 по 24 мая 2012 г. на базе Управления ФССП России по Хабаровскому краю проведены семинары-совещания по вопросам организационно-управленческой деятельности (далее - семинары) начальников (и.о. начальников) отделов организационно-контрольной работы территориальных органов ФССП России (далее - территориальные органы), расположенных в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Кроме того, в семинарах приняли участие вновь назначенные начальники отделов организационно-контрольной работы территориальных органов иных федеральных округов, а также руководители и заместители (и.о. заместителей) руководителей ряда территориальных органов, курирующие деятельность организационно-контрольных подразделений.
Руководство семинарами осуществлял начальник Организационно-контрольного управления Сибилёв Ю.Н.
Системные недостатки, связанные с неэффективным использованием всех форм ведомственного контроля, неоднократно вскрывались в ходе проверок территориальных органов в 2011 г., а также обсуждались на заседании коллегии ФССП России в феврале 2012 г. Зачастую влияние на структурные подразделения со стороны аппаратов управления носит не системный, а точечный и одномоментный характер. Аппараты управления, включая отделы организационно-контрольной работы, ограничиваются поверхностным решением поставленных руководством ФССП России задач и утрачивают контроль над ситуацией, складывающейся в низовых звеньях управления. Вследствие этого одна из основных задач территориального органа - управление районными, межрайонными и специализированными отделами судебных приставов - надлежащим образом не реализуется.
В связи с этим на семинарах особо отмечалось, что основной целью организационно-контрольных подразделений является организация работы структурных подразделений территориальных органов, а внимание участников семинаров было сосредоточено на использовании действенных механизмов совершенствования организационно-управленческой деятельности.
В ходе семинаров широко обсуждались вопросы планирования работы территориального органа и его структурных подразделений, основные формы и методы, применяемые при планировании, а также имеющиеся в планировании недостатки. Участники семинаров получили исчерпывающие ответы на вопросы, накопившиеся с момента ввода в действие Инструкции по организации планирования деятельности Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 06.04.2011 N 109. К наиболее важным моментам следует отнести определение сроков исполнения мероприятий плана работы ФССП России для территориальных органов (приложения N 1 и N 2), а также использование электронных баз данных, создаваемых для оптимизации процесса контроля за выполнением поручений руководства, включая плановые мероприятия (приложения N 3 и N 4). Участниками семинаров высказаны предложения, которые будут учтены при подготовке новой редакции вышеуказанной Инструкции.
Значительное внимание на семинарах уделялось вопросам организации проверочной деятельности как одной из основных форм ведомственного контроля. Основной упор был сделан на реализацию мер по результатам проверок и оценку их влияния на эффективность деятельности территориальных органов и их структурных подразделений.
В последние годы широкое распространение нашли инспекционные выезды, проводимые для обеспечения рабочих поездок руководства ФССП России и ее территориальных органов. В связи с этим вниманию участников семинаров был предложен разработанный Организационно-контрольным управлением и уже апробированный типовой план проверки структурного подразделения по вопросам организационно-управленческой деятельности (приложение N 7).
Отдельно рассматривался вопрос проведения камеральных проверок, которые позволяют оперативно реагировать на негативные факты без выезда на места. Такая форма проверки является актуальной в условиях ограниченности бюджетных средств на командирование работников, однако используется в территориальных органах недостаточно широко. Организация проведения камеральных проверок должна осуществляться в строгом соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 05.04.2011 N 108, с соблюдением всех подготовительных этапов. Исходя из особенностей камеральной проверки, необходимо учитывать, что представление документа в аппарат управления в любом виде (в том числе по факсу или электронной почте) должно осуществляться по официальному запросу, с подтверждением его получения, что не позволит впоследствии нарушителю уклониться от ответственности. Срок представления документов должен быть минимальным, но достаточным для того, чтобы документ был направлен в аппарат управления.
В целях систематизации сведений о результатах проверочной деятельности для их объективного рассмотрения, принятия соответствующего управленческого решения и последующей выработки предложений по совершенствованию механизма проведения проверок участники семинара были ознакомлены с содержанием электронного реестра проверок, используемого в центральном аппарате ФССП России (приложение N 6). Одновременно были даны рекомендации, касающиеся ведения различных электронных баз данных и реестров, обеспечения контроля за их систематическим ведением и закрепления ответственности работников за порученный участок работы.
Отмечалась эффективность практики привлечения к участию в проверках, проводимых комиссиями центрального аппарата ФССП России, должностных лиц территориальных органов. Приобретение ими соответствующего опыта в ряде случаев способствует выдвижению в резерв, а впоследствии - и на вышестоящие должности. Такая практика будет продолжена.
Проблематика влияния аппарата управления территориального органа на состояние и результаты деятельности структурных подразделений рассматривалась с позиций использования системы зонального контроля (приложение N 5), вводимой Положением об организации зонального контроля в территориальные органах Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом ФССП России от 22.03.2012 N 148. Основная роль в организации работы структурных подразделений по соответствующим направлениям деятельности отводится начальникам отделов аппарата управления территориального органа и назначаемым ими кураторам (зональным специалистам). Доведение до руководителя территориального органа проблем и недостатков в деятельности структурных подразделений должно осуществляться заместителями руководителя территориального органа, курирующими соответствующие направления деятельности.
Вместе с тем вводимая схема зонального контроля не исключает возможности распределения обязанностей между заместителями руководителей территориальных органов не только по предметному, но и по зональному принципу. В соответствии с таким распределением обязанностей заместитель руководителя территориального органа может возглавлять комиссию аппарата управления для проведения проверки структурного подразделения, принимать участие в совещаниях по подведению употев его деятельности, проверять порядок ведения журнала учета проверок в структурном подразделении, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные организационно-распорядительными документами территориального органа и не противоречащие Положению об организации зонального контроля в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.
При обсуждении проблем организации работы коллегиальных и совещательных органов особое внимание уделялось вопросам проведения оперативных совещаний при начальниках отделов - старших судебных приставах. В частности, отмечался низкий качественный уровень принимаемых на них управленческих решений, зачастую не отвечающий реальному положению дел в структурных подразделениях. В связи с этим аппаратам управления территориальных органов необходимо изучать протоколы указанных совещаний не только на предмет соответствия их оформления установленным требованиям, но и на предмет актуальности принимаемых решений, а также степени их влияния на результаты деятельности структурного подразделения. Такая работа должна проводиться с привлечением профильных отделов аппаратов управления, специалисты которых осуществляют мониторинг фактического состояния дел по зональному принципу и обеспечивают своевременное выявление негативных тенденций в работе курируемых структурных подразделений.
На семинарах обсуждались вопросы ведения ведомственной статистической отчетности, связанные, в частности, с использованием АИС ФССП России, обеспечивающей единый учет исполнительных документов и процессуальных действий всех работников Службы. Основное внимание уделялось организационным моментам в подготовке статистической информации и соблюдении особого порядка формирования статистической отчетности в структурных подразделениях территориальных органов, утвержденного приказом ФССП России от 14.02.2011 N 43 (далее - особый порядок).
Заложенный в АИС ФССП России механизм обеспечения достоверности статистической отчетности самостоятельно контролирует процесс ее формирования, начиная с регистрации и классификации документов (сведений) до их консолидации и сверки. При таком механизме системные нарушения относятся к регистрационной дисциплине, в связи с чем внимание участников семинаров акцентировалось на необходимости надлежащего контроля своевременности и правильности внесения информации в базы данных. В соответствии с особым порядком эта обязанность возложена на начальников отделов - старших судебных приставов. Однако многими из них такие контрольные функции в настоящее время практически не реализуются, что остается без должного внимания со стороны аппаратов управления, в том числе отделов организационно-контрольной работы.
Также в ходе семинаров обсуждалась практика осуществления контроля за ведением архивов оконченных исполнительных производств, с чем напрямую связана достоверность статистической информации, а также практика использования в оформлении документов архивного учета баз данных АИС ФССП России.
При рассмотрении вопросов, связанных с организацией контроля, отмечалось, что непосредственно в аппаратах управления его уровень в последние годы существенно возрос. Вместе с тем в большинстве территориальных органов системная организация контроля на сегодняшний день по-прежнему отсутствует вследствие ненадлежащей работы механизма обратной связи на уровне "структурное подразделение - аппарат управления". Зачастую аппараты управления, удовлетворяясь формальными отчетами старших судебных приставов, оставляют без должного внимания качество реализации в структурных подразделениях решений ФССП России, вследствие чего их основная цель - повышение эффективности деятельности - не достигается.
С учетом изложенного руководителям территориальных органов предлагается;
организовать изучение настоящего информационного письма в отделах аппаратов управления и в структурных подразделениях территориальных органов в целях оптимизации организационно-управленческой деятельности;
представить в Организационно-контрольное управление (отдельным разделом аналитической записки о результатах организационно-управленческой деятельности за первое полугодие 2012 г.) перечень кандидатур начальников организационно-контрольных подразделений и заместителей руководителей территориальных органов, курирующих указанные отделы, которые могут привлекаться к участию в проверках территориальных органов в составе комиссий центрального аппарата ФССП России.
Приложение: на 11 л.
Первый заместитель директора |
С.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 13 июня 2012 г. N 12/05-14064-СВС "Об итогах семинаров-совещаний по вопросам организационно-управленческой деятельности"
Текст письма официально опубликован не был