Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 48-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Беспаловой З.Д. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талевлина А.А. о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 29 сентября 2011 г. N 610 "Об утверждении границ памятника природы Челябинской области Челябинского (городского) бора и его охранной зоны" по апелляционной жалобе заявителя на решение Челябинского областного суда от 27 февраля 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Талевлина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Законодательного Собрания Челябинской области Бовиной Л.В., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 сентября 2011 г. Законодательным Собранием Челябинской области принято постановление N 610 "Об утверждении границ памятника природы Челябинской области Челябинского (городского) бора и его охранной зоны", опубликованное в печатном издании "Южноуральская панорама" 20 октября 2011 г., N 256.
Указанным актом утверждены границы названного памятника природы и его охранной зоны - приложение N 1 (п. 1), описание места положения границ этого памятника природы и его охранной зоны - приложение N 2 (п. 2), перечень координат характерных точек границ данного памятника природы и его охранной зоны - приложение N 3 (п. 3).
При этом отражено, что общая протяжённость границы памятника природы Челябинского (городского) бора составляет 53,97 км, а его площадь - 1130,48 га.
Талевлин А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим приведённого нормативного правового акта. Указал, что акт противоречит п. 4 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 4 ст. 12, п. 4 ст. 18, ст. 25 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 1.1, 3.1, 30.1 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 г. N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" и нарушает его право на благоприятную окружающую среду. Полагает, что нарушена процедура принятия оспариваемого акта. Материалы, обосновывающие границы памятника природы, не получили заключения государственной экологической экспертизы. При утверждении границ памятника природы часть территории Челябинского (городского) бора выведена за его границы с целью осуществления на этой территории строительства, в том числе строительства и расширения автомобильных дорог.
Челябинским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 72).
Статьёй 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по объявлению природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 4 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ запрещено изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Законом Челябинской области от 14 мая 2002 г. N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" (с последующими изменениями) определены принципы образования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ст. 1-1), регламентировано создание охранных зон особо охраняемых природных территорий (ст. 3-1), изменение границ особо охраняемых природных территорий и (или) их охранных зон (ст. 30-1). При этом указано, что изменение границ особо охраняемых природных территорий и (или) их охранных зон, за исключением случаев выполнения требований законодательства Российской Федерации и Челябинской области, осуществляется на основании материалов, обосновывающих изменение границ.
Судом установлено, что Челябинский городской лесопарк объявлен памятником природы областного значения на основании решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 г. N 29 "Об охране памятников природы в области".
В приложении N 2 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 57 "О порядке использования памятников природы Челябинской области" в Список памятников природы Челябинской области Челябинский лесопарк включён как Челябинский (городской) бор, расположенный на территории г. Челябинска.
Постановлением губернатора Челябинской области от 15 мая 2001 г. N 252 "Об установлении охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" созданы охранные зоны памятников природы Челябинского (городского) и Каштакского боров.
Границы памятника природы - Челябинского (городского) бора и его охранных зон были установлены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 171 "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" (в редакции постановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 25 марта 2004 г. N 1164, от 27 сентября 2007 г. N 836, от 24 апреля 2008 г. N 1142, от 29 октября 2009 г. N 2008). Общая площадь в границах памятника природы - Челябинского (городского) бора составила 1179,64 га, а площадь его охранной зоны - 225,39 га.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 24 декабря 2009 г. N 2091 "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" изменена площадь охранной зоны памятника природы - Челябинского (городского) бора и определена её площадь - 224 га, а также изменены её границы.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2010 г. N 2132 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" утверждён перечень координат характерных точек границ памятника природы Челябинской области - Челябинского (городского) бора и его охранной зоны, изменены их границы, в результате чего площадь памятника природы уменьшена с 1179,64 га до 1166,96 га, а его охранной зоны увеличена с 224 га до 233,48 га. Законность этого акта подтверждена вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 21 мая 2010 г.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 23 июня 2011 г. N 461 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" перечень координат характерных точек границ памятника природы Челябинской области Челябинского (городского) бора и его охранной зоны исключены из постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 171.
Судом установлено, что принятие указанного выше акта было обусловлено необходимостью выполнения законодательства Российской Федерации. Отделом кадастрового учёта земельных участков и государственного земельного контроля по г. Челябинску и Сосновскому району Управления Росреестра по Челябинской области при проведении кадастрового учёта были выявлены расхождения и ошибки, не позволившие провести кадастровый учёт по утверждённым ранее границам. После принятия оспариваемого постановления решением от 14 декабря 2011 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о Челябинском (городском) боре внесены в государственный кадастр недвижимости.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено факта изъятия земель природно-заповедного фонда, о которых возник спор, требующего проведения государственной экологической экспертизы.
С учётом этого вывод в решении суда о непротиворечии оспариваемого акта федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 27 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Талевлина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Беспалова З.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 48-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был