Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 86-АПГ12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой,
при секретаре М.Ю. Завражнове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Владимирской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.1.2 постановления Губернатора Владимирской области от 21 ноября 2011 года N 1298 "О внесении изменений в постановления Губернатора области от 31 мая 2007 года N 387 и от 21 апреля 2011 года N 348" по апелляционному представлению прокурора Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 3 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Администрации Владимирской области О.В. Морозовой, возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области А.Н. Королева, поддержавшего доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Губернатора Владимирской области от 21 ноября 2011 года N 1298, официально опубликованном в издании "Владимирские ведомости" N 268 от 26 ноября 2011 год, внесены изменения в Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области, утверждённый постановлением Губернатора Владимирской области от 31 мая 2007 года N 387 "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области".
Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 1.1.2 названного постановления, которым подпункт 6 пункта 5 Порядка, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 31 мая 2007 года N 387 (в редакции постановлений Губернатора Владимирской области от 6 мая 2008 года N 333, от 25 ноября 2008 года N 820, от 7 мая 2010 года N 566, от 14 июня 2011 N 594), предусматривающий, что для получения разрешения для организации ярмарки заявитель должен предоставить в уполномоченный орган администрации Владимирской области наряду с другими документами письменное согласие местной администрации муниципального образования, на территории которого организуется ярмарка, выданное по форме, установленной уполномоченным органом, - исключён.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 18, части 3 статьи 23, частям 2, 6 статьи 30, статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), на территориях которых такие ярмарки организуются должно учитываться мнение органов местного самоуправления. Отмена подпункта 6 пункта 5 Порядка грубо нарушает права органов местного самоуправления, приводит к вмешательству в их деятельность.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Администрация Владимирской области просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Владимирского областного суда от 3 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Владимирской области просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учётом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Как усматривается из представленных материалов, 31 мая 2007 года постановлением Губернатора Владимирской области N 387 "Об организации деятельности ярмарок на территории Владимирской области", вступившим в силу со дня его официального опубликования в издании "Владимирские ведомости" N 104 от 6 июня 2007 года, утверждён Порядок организации деятельности ярмарок на территории Владимирской области, являющийся приложением к настоящему постановлению.
Постановлениями Губернатора Владимирской области от 6 мая 2008 года N 333, от 25 ноября 2008 года N 820, от 7 мая 2010 года N 566, от 14 июня 2011 N 594 в упомянутые постановление и приложение к нему внесены изменения, в том числе, и в название постановления, которое было изложено в следующей редакции: "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области", и в название приложения, которое было изложено в следующей редакции: "Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области".
Подпунктом 6 пункта 5 приложения (Порядка) к указанному постгновлению Губернатора Владимирской области предусматривалось, что для получения разрешения для организации ярмарки заявитель должен предоставить в уполномоченный орган администрации Владимирской области наряду с другими документами письменное согласие местной администрации муниципального образования, на территории которого организуется ярмарка, выданное по форме, установленной уполномоченным органом.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением Губернатора Владимирской области от 21 ноября 2011 года N 1298 "О внесении изменений в постановления Губернатора области от 31 мая 2007 N 387 и от 21 апреля 2011 N 348" внесены изменения, в том числе в приложение к постановлению Губернатора Владимирской области от 31 мая 2007 года N 387 "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области".
Так в соответствии с пунктом 1.1.2 постановления Губернатора Владимирской области от 21 ноября 2011 года N 1298 подпункт 6 пункта 5 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 31 мая 2007 года N 387, предусматривающий, что для получения разрешения для организации ярмарки заявитель должен предоставить в уполномоченный орган администрации Владимирской области наряду с другими документами письменное согласие местной администрации муниципального образования, на территории которого организуется ярмарка, выданное по форме, установленной уполномоченным органом, - исключён.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд обоснованно исходил из того, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены собственными полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности, а именно по установлению требований к организации такой деятельности, в том числе по организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
В силу статьей 10, 18 Закона N 129-03, статьи 27 Устава (Основного Закона) Владимирской области по вопросам деятельности администрации, в том числе, в сфере реализации мер по развитию торговли, государственной политики в области торговой деятельности, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории области. Губернатор издаёт нормативные правовые акты - постановления, которые вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено действующим законодательством либо в самом акте.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Губернатором Владимирской области в пределах предоставленных ему полномочий.
Каких-либо противоречий оспариваемой нормы положениям федерального законодательства не усматривается.
Доводы представления аналогичны доводам, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 3 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 86-АПГ12-2
Текст определения официально опубликован не был