Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 852
"Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг"
5 декабря 2014 г., 25 октября 2017 г., 20 июля 2021 г.
Во исполнение части 2 статьи 21.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.
2. Утратил силу с 1 декабря 2021 г. - Постановление Правительства России от 20 июля 2021 г. N 1228
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Правила
использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 852)
5 декабря 2014 г., 25 октября 2017 г.
Пункт 1 изменен с 4 ноября 2017 г.- Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1296
1. Настоящие Правила регулируют порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - квалифицированная подпись) физическими и юридическими лицами (далее - заявители) при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - услуги, исполнители услуг).
2. С использованием квалифицированной подписи заявитель вправе обратиться за получением любых услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством Российской Федерации.
3. Для использования квалифицированной подписи при обращении за получением услуг заявителю необходимо получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре, аккредитованном в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (далее - аккредитованный удостоверяющий центр).
4. При обращении за получением услуги квалифицированная подпись создается и проверяется с использованием средств электронной подписи и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области использования электронной подписи, а также административного регламента предоставления услуги.
5. Ключи электронной подписи, используемые для формирования квалифицированной подписи, создаются заявителем самостоятельно или по его обращению удостоверяющим центром.
6. Использование заявителем квалифицированной подписи осуществляется с соблюдением обязанностей, предусмотренных статьей 10 Федерального закона "Об электронной подписи".
7. При поступлении обращения за получением услуг, подписанного квалифицированной подписью, исполнитель услуг обязан провести процедуру проверки действительности квалифицированной подписи, с использованием которой подписан электронный документ (пакет электронных документов) о предоставлении услуги, предусматривающую проверку соблюдения условий, указанных в статье 11 Федерального закона "Об электронной подписи" (далее - проверка квалифицированной подписи).
8. Проверка квалифицированной подписи может осуществляться исполнителем услуги самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или средств информационной системы головного удостоверяющего центра, которая входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления услуг. Проверка квалифицированной подписи также может осуществляться с использованием средств информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра.
9. В случае если в результате проверки квалифицированной подписи будет выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности, исполнитель услуги в течение 3 дней со дня завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению обращения за получением услуг и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона "Об электронной подписи", которые послужили основанием для принятия указанного решения. Такое уведомление подписывается квалифицированной подписью исполнителя услуги и направляется по адресу электронной почты заявителя либо в его личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". После получения уведомления заявитель вправе обратиться повторно с обращением о предоставлении услуги, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме к рассмотрению первичного обращения.
Утверждены Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением муниципальных и госуслуг.
Подпись можно использовать для получения любых услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством.
Для использования подписи заявителю необходим квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Его можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре.
При обращении за услугой подпись создается и проверяется с использованием средств электронной подписи и квалифицированного сертификата ключа ее проверки, а также данного регламента.
Ключи, используемые для формирования подписи, создаются заявителем самостоятельно или по его обращению удостоверяющим центром.
Скорректированы Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления госуслуг.
Закреплено, что при определении особенностей предоставления услуги в электронной форме указывается перечень классов средств электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за услугой, оказываемой с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Они устанавливаются на основании модели угроз безопасности информации в информсистеме, используемой в целях приема обращений за получением госуслуги и (или) ее предоставления.
Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 31 августа 2012 г. N 200, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2012 г. N 36 ст. 4903
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2021 г. N 1228
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1296
Изменения вступают в силу с 4 ноября 2017 г.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2014 г. N 1327
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления