Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 августа 2012 г. N 03-01-18/6-120
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Пунктом 1 статьи 105.1 Кодекса установлено, что если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в указанном пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 105.1 Кодекса учетом пункта 1 указанной статьи взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ доверительное управление паевым инвестиционным фондом осуществляется управляющей компанией путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
При этом в соответствии с положениями статьи 1 вышеуказанного Федерального закона доверительное управление паевым инвестиционным фондом осуществляется исключительно в интересах учредителей доверительного управления.
Учитывая изложенное, полагаем, что при передаче организацией в доверительное управление паевым инвестиционным фондом долю голосующих акций другой организации, составляющую более 25 процентов, учредитель управления паевым инвестиционным фондом сохраняет взаимную зависимость с такой организацией при наличии обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 105.1 Кодекса.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 105.1 Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 указанной статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 указанной статьи.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.