1. Каким образом представлять в Росфинмониторинг сведения о смене лизингополучателя в рамках действующего договора финансовой аренды (лизинга)?
В случае смены лизингополучателя по договору финансовой аренды (лизинга) организации - лизингодателю, по нашему мнению, следует представить в Росфинмониторинг информацию о данной операции, как об операции, подлежащей обязательному контролю.
При этом датой операции будет являться дата подписания акта приема - передачи имущества новому лизингополучателю, а суммой операции - стоимость передаваемого имущества.
Сведения о вышеуказанной операции должны быть представлены в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания передаточного документа.
При этом в сообщении, направляемом по форме 4-СПД в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 г. N 245, в реквизите 121 "Основание совершения операции" указываются реквизиты договора лизинга, а в реквизите 126 "Дополнительная информация" - реквизиты соответствующего документа, на основании которого произошла смена лизингополучателя.
2. Каким образом представлять в Росфинмониторинг сведения о смене лизингодателя в рамках действующего договора финансовой аренды (лизинга) в результате заключения договора купли - продажи движимого имущества, переданного в лизинг, либо договора уступки прав требования и переводе долга по договору финансовой аренды (лизинга) третьему лицу?
В случае смены лизингодателя по договору финансовой аренды (лизинга) организации - лизингодателю (первоначальному) следует внести изменения в ранее представленную в Росфинмониторинг информацию об операции, подлежащей обязательному контролю.
В этой связи в соответствии с пунктом 18 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 г. N 245, организация направляет заменяющее сообщение по форме 4-СПД целиком, которое имеет тот же номер и дату сообщения, что и первичное. При этом реквизит "Вид документа" у заменяющего сообщения имеет значение "3 - запрос замены записи", а в реквизите 126 "Дополнительная информация" - реквизиты соответствующего договора купли - продажи либо уступки прав требования и переводе долга, а также наименование первоначального лизингодателя. В реквизите 115 "Код вида операции" остаётся код 5003 "Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)".
Заменяющее сообщение должно быть направлено в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.
Одновременно обращаем внимание на следующее.
Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определены организации, на которые распространяются требования данного закона и иных нормативных правовых актов, принятых в его исполнение. К таким организациям, в том числе, относятся лизинговые компании.
По нашему мнению, новый лизингодатель, к которому перешли все права и обязанности по договору финансовой аренды (лизинга), приобретает статус лизинговой компании, и соответственно, на него в полной мере распространяются все требования Федерального закона, в том числе по постановке на учёт в уполномоченном органе, разработке, утверждению и направлению на согласование в надзорный орган правил внутреннего контроля, назначению специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, а также по представлению в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих контролю.
Таким образом, новый лизингодатель обязан направить в Росфинмониторинг информацию о ранее совершенной операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), как об операции, подлежащей обязательному контролю, о которой ему стало известно в ходе осуществления своей деятельности.
Сообщение о данной операции должно быть представлено в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днём выявления операции, подлежащей обязательному контролю.
3. Каким образом представлять сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, при наличии нескольких продавцов и покупателей?
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
При этом, при формировании сообщения о такой сделке, в случае наличия нескольких плательщиков (получателей) по такой операции, организации следует формировать отдельные сообщения по форме 4-СПД по числу участвующих на стороне плательщика и/или получателя юридических (физических) лиц. При этом каждое сообщение должно содержать полную информацию об участнике сделки в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Реквизит 121 "Основание совершения операции" формы 4-СПД, по нашему мнению, должен содержать реквизиты договора, на основании которого совершается сделка с недвижимым имуществом, в реквизитах 118 и 119 следует указывать информацию об общей сумме сделки с недвижимым имуществом. Кроме того, в реквизите 126 "Дополнительная информация" приводятся сведения о доле в общей сделке, принадлежащей соответствующему участнику, и номерах сообщений, в которых содержится информация об иных участниках сделки, представляемая в рамках этого же договора.
Пример: В договоре купли-продажи недвижимого имущества на стороне покупателя выступают гр. А и гр. Б, а на стороне продавца гр. В и гр. Г. При этом, гр. В принадлежит 1/3 реализуемого недвижимого имущества, гр. Г - 2/3, гр. А и гр. Б приобретают данное недвижимое имущество в равных долях. Стоимость имущества 3500000 рублей.
Сообщение N 1.
реквизит 118 и 119 - 3500000 рублей;
Лист 3 - сведения о гр. А
Лист 4 - сведения о гр. В
Реквизит 126 - "сообщения N 2, 3, 4 от __.__.__г., доля гр. А - 1/2, доля гр. В - 1/3"
Сообщение N 2.
реквизит 118 и 119 - 3500000 рублей;
Лист 3 - сведения о гр. Б
Лист 4 - сведения о гр. В
Реквизит 126 - "сообщения N 1, 3, 4 от __.__.__г., доля гр. Б - 1/2, доля гр. В - 1/3"
Сообщение N 3.
реквизит 118 и 119 - 3500000 рублей;
Лист 3 - сведения о гр. А
Лист 4 - сведения о гр. Г
Реквизит 126 - "сообщения N 1, 2, 4 от __.__.__г., доля гр. А - 1/2, доля гр. Г - 2/3"
Сообщение N 4.
реквизит 118 и 119 - 3500000 рублей;
Лист 3 - сведения о гр. Б
Лист 4 - сведения о гр. Г
Реквизит 126 - "сообщения N 1, 2, 3 от __.__.__г., доля гр. Б - 1/2, доля гр. Г - 2/3"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 июня 2011 г. N 15 "О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю"
Текст информационного письма официально опубликован не был