Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2012 г. N АПЛ12-454
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Назаровой А.М., Лаврова Н.Г.
при секретаре Кулик Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации "Объединение украинцев России" по апелляционной жалобе Общероссийской общественной организации "Объединение украинцев России" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Общероссийской общественной организации "Объединение украинцев России" Жгулева А.А. и Дудко Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Министерства юстиции Российской Федерации Соловых А.Г., Анохиной Е.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации Общероссийской общественной организации "Объединение украинцев России" в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации: неустранение в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественной организации.
В подтверждение требования указало на то, что Общероссийская общественная организация "Объединение украинцев России" (сокращенное наименование согласно уставу - "ОУР"), созданная на учредительной конференции 14-15 мая 1992 г. как Объединение украинцев России девятью учредителями - физическими лицами (далее - Организация), зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 1994 г., учётный номер 2167 (в апреле 1999 г. на конференции данной Организации была утверждена новая редакция Устава, зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 1999 г., утверждённая на конгрессе в апреле 2005 г. и зарегистрированная Федеральной регистрационной службой 30 января 2006 г.), и включённая в Единый государственный реестр юридических лиц 7 февраля 2003 г. основной государственный регистрационный номер 1037739495640, не соблюдает требования статей 6, 8, 14, 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Несмотря на приостановление распоряжением от 19 ноября 2009 г. N 4581-р деятельности Организации на срок до 2 мая 2010 г., в нарушение статьи 43 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" сопредседатель Организации Семененко В.Ф. 4 января 2010 г. от имени Организации принял участие в публичном выступлении в прямом эфире радиостанции "Радио Свободы", а 27 апреля 2010 г. в программе "Свобода мысли" в эфире 5-го канала, в связи с чем 11 ноября 2010 г. в адрес Организации вынесено письменное предупреждение. Названное предупреждение было обжаловано Организацией в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, в удовлетворении заявления решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2011 г. было отказано.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. заявление удовлетворено. Ликвидирована Общероссийская общественная организация "Объединение украинцев России" и исключена из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1027739495640.
В апелляционной жалобе Организация просит об отмене принятого решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Указывает на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и правовым позициям, выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П и определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 49-Г10-86. Судом при разрешении данного дела не дано надлежащей оценки письменным объяснениям Организации, не принято во внимание, что Организация принимала необходимые меры к устранению выявленных нарушений, и допущены нарушения норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях в течение трёх дней с момента таких изменений.
Согласно статье 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Удовлетворяя заявление Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Организации, суд пришёл к правильному выводу о наличии по настоящему делу обстоятельств, которые закон признаёт основанием для ликвидации Организации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение статей 6, 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" членами Организации являются некоммерческая организация Украинский благотворительный фонд "Довiра", автономная некоммерческая организация "Украинский культурный центр", ОУР не представлены документы, подтверждающие ведение в Организации учёта её членов. В нарушение статьи 14 названного Федерального закона, согласно которой под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства, Организацией на проверку представлен список на 41 региональное отделение, в котором в качестве отделений указаны самостоятельные общественные объединения - общество "Батькiвщина", общество "Блакитна Десна", общество "Пролiсок", общество украинской культуры "Мрiя", региональный центр украинцев "Днiпро", центр национальной культуры украинцев Зауралья "Ясень", общество "Украина Сейм", украинское землячество "Днiпро", землячество украинцев Поволжья "Киевская Русь", общество украинской культуры "Промiнь" (Луч), общество "Свiтанок" (Рассвет), украинское общество "Криниця". Уставом Организации в нарушение требований статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не предусмотрено избрание руководящего органа - Совета квалифицированным голосованием.
Кроме того, в нарушение требований статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которым учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, пункт 4.1 Устава ОУР предоставляет право быть членами Организации иностранным гражданам без ограничений, предусмотренных законодательством.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом плановой проверки соответствия деятельности Организации уставным целям и действующему законодательству от 7 сентября 2009 г., проведённой Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 223 "О проведении плановой проверки Общероссийской общественной организации "Объединение украинцев России" в период с 10 августа по 29 августа 2009 г.
В результате выявленных нарушений Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" внесло представление от 14 сентября 2009 г. N 15/11420-ЮЛ, в котором обязало Организацию устранить выявленные нарушения в срок до 1 ноября 2009 г., что не было оспорено Организацией.
В связи с тем, что в указанный срок перечисленные в представлении нарушения Организацией устранены не были, Министерство юстиции Российской Федерации своим распоряжением от 19 ноября 2009 г. N 4581-р приостановило деятельность Организации на срок до 2 мая 2010 г. Решение о приостановлении деятельности Организации в судебном порядке не обжаловалось.
Из материалов дела усматривается, что 21 декабря 2009 г. в Министерство юстиции Российской Федерации представлена информация об ознакомлении Организации с актом проверки и сообщено о принятии ею мер по устранению выявленных нарушений, однако документов, подтверждающих устранение этих нарушений, Организацией представлено не было.
16 марта 2010 г. в Министерство юстиции Российской Федерации повторно поступила от Организации информация на акт проверки и сообщено, что Организация учла замечания и обязуется в дальнейшем требования действующего законодательства не нарушать.
Между тем в представленных Организацией решениях Правления от 12 сентября 2009 г. о ликвидации и создании региональных отделений
Организации, о приёме в члены и исключении из членов Организации в нарушение пункта 25 действовавшего на то время Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 96, сведения о лицах, присутствовавших на этих заседаниях, о результатах голосования отсутствовали.
Названным решением Правления от 12 сентября 2009 г. в члены Организации приняты: Центр украинской культуры, Центр украинской культуры "Горлиця" им. Анатолия Криля, региональная общественная организация "Украинский культурно-просветительский центр "Родина" (Семья), Культурно-просветительское общество "Украiнська родина" ("Украинская семья"). Однако в нарушение статьи 6 Федерального закона "Об общественных объединениях" региональная общественная организация "Украинский культурно-просветительский центр "Родина" (Семья) не является юридическим лицом.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что выявленные нарушения были устранены, в частности, были исключены из членов ОУР юридические лица, которые согласно законодательству не могут быть членами, созданы дополнительные региональные отделения в субъектах Российской Федерации, противоречат материалам дела, из которых усматривается, что Организация в установленный Министерством юстиции Российской Федерации срок не устранила указанные нарушения, что послужило основанием для приостановления её деятельности до 2 мая 2010 г.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что положения статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" воспроизведены в Уставе Организации, а отсутствие в нём некоторых положений не является нарушением, а, напротив, позволяет Организации напрямую руководствоваться законом и его применять при принятии соответствующих решений, не опровергает вывод суда о законности претензий Министерства юстиции Российской Федерации и не может служить поводом к отмене решения суда.
В соответствии со статьёй 43 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований закона сопредседатель Организации Семененко В.Ф. принял участие в публичном выступлении в прямом эфире радиостанции "Радио Свободы" 4 января 2010 г. и 27 апреля 2010 г. в программе "Свобода мысли" в эфире 5-го канала.
11 ноября 2010 г. за N 2-15-24094/10-0-0-АФ Министерством юстиции Российской Федерации в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение, указывающее на нарушение требований статьи 43 Федерального закона "Об общественных объединениях", которое Организацией было обжаловано в судебном порядке. Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2011 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Организации об отмене предупреждения, вынесенного Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2010 г. за N 2-15-24094/10-0-0-АФ, отказано.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Замоскворецкий районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленного требования Организации по причине пропуска процессуального срока для обжалования, не опровергает вывод суда о наличии законных оснований для ликвидации Организации.
Учитывая, что Организацией неоднократно и грубо нарушались требования действующего законодательства и данные нарушения Организацией не были устранены в течение установленного Министерством юстиции Российской Федерации срока приостановления её деятельности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленного требования о ликвидации Организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что за выявленные Министерством юстиции Российской Федерации нарушения Организация могла быть привлечена к административной ответственности, так как ликвидация является крайней мерой реагирования, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, поскольку наличие административной ответственности не исключает возможность ликвидации Организации при наличии оснований, установленных статьёй 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана объективная и справедливая оценка обстоятельствам дела и представленным Организацией объяснениям, не соответствуют действительности. Из материалов дела усматривается, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изложенные в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости.
Вопреки утверждению Организации в апелляционной жалобе, решение не противоречит правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П и определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 49-Г10-86. При разрешении настоящего дела судом учтены характер допущенных нарушений, их неоднократность и то обстоятельство, что эти нарушения на протяжении длительного времени не устранены и являются существенными.
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации "Объединение украинцев России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Члены коллегии |
Назарова А.М. |
|
Лавров Н.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2012 г. N АПЛ12-454
Текст определения официально опубликован не был