Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2012 г. N 8-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ксенофонтовой О.А., Борисовой Л.B.
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Троллейбусное управление" на решение Ярославского областного суда от 11 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении требований Общества о признании незаконным в части постановления Правительства Ярославской области от 16 марта 2011 года N 169-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против доводов жалобы представителей правительства Ярославской области - Лезговко С.Ю. и Чернышевой Т.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ярославской области от 16 марта 2011 года N 169-п утвержден Порядок предоставления субсидии хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам (далее - Порядок), который официально опубликован в издании "Документ-Регион" от 18 марта 2011 года N 20.
Пунктом 4 данного нормативного правового акта определен порядок расчета субсидий.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Порядка субсидия предоставляется в связи с установлением для отдельных категорий граждан стоимости проездных билетов ниже их планово-расчетной стоимости.
В соответствии с подпунктом 4.2 этого же пункта планово-расчетная стоимость проездного билета (Сп) определяется исходя из действующего тарифа на проезд в городском автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) и количества поездок граждан в месяц по следующей формуле:
Сп = Т х Н х К, где:
Т - действующий тариф на одну поездку, рублей;
Н - количество поездок в месяц;
К - понижающий коэффициент, учитывающий уровень скидки при приобретении проездного билета.
В силу положений подпункта 4.3 пункта 4 Порядка количество поездок в месяц принимается в зависимости от числа видов городского пассажирского транспорта, в соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 9 января 2007 года N 2 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта" и от 19 января 2007 года N 9 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" и приведено в таблице 1.
В подпункте 4.4 этого же пункта закреплено, что коэффициент К учитывает уровень скидки, предоставляемой пассажиру при приобретении проездного билета. Значение коэффициента К принимается равным 0,85.
Согласно подпункту 4.5 пункта 4 Порядка размер возмещения за реализованный проездной билет определяется как разница между планово-расчетной стоимостью проездного билета и стоимостью, установленной для отдельных категорий граждан, в соответствии с таблицей 2.
Размер субсидии для каждого перевозчика в отчетном месяце (Ci) начиная с февраля 2011 года определяется по следующей формуле:
Ci = N х S х Pi / SUM Р, где:
N - количество реализованных (пополненных) проездных билетов в месяц в соответствующем городском округе;
S - размер возмещения за реализованный проездной билет в соответствующем городском округе;
Pi - количество поездок, совершенных отдельными категориями граждан на транспортных средствах соответствующего перевозчика;
SUM Р - общее количество поездок, совершенных отдельными категориями граждан в отчетном периоде в соответствующем городском округе (подпункт 4.7 пункта 4 Порядка).
ОАО "Троллейбусное управление" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными приведенных положений Порядка в части расчета субсидий с момента введения его в действие. Свои требования заявитель мотивировал тем, что пункт 4 оспариваемого нормативного акта противоречит статье 14 Социального кодекса Ярославской области и статье 790 Гражданского кодекса РФ, поскольку принятый Порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам, не компенсирует Обществу в полном объеме недополученную прибыль от перевозки пассажиров льготной категории.
Кроме того, заявитель просил возложить обязанность на правительство Ярославской области внести изменения в пункт 4 Порядка в части расчета субсидий, определив расчет субсидии в размере доплаты до полной стоимости тарифа за каждую поездку льготных категорий пассажиров, зафиксированную соответствующей транзакцией в АСКП в полном объеме с момента введения на территории Ярославской области единого льготного электронного проездного билета с 1 февраля 2011 года, а также просил взыскать с названного органа исполнительной власти в свою пользу понесенные судебные расходы.
Решением Ярославского областного суда от 11 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подпункты 12 и 24 пункта 2 статьи 26.3).
В соответствии со статьей 26.3.1 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, Федеральным законом определение механизма обеспечения меры социальной поддержки, а также регламентация деятельности уполномоченных органов по предоставлению указанных мер, отнесены к ведению субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" установлен льготный проезд на общественном транспорте для отдельных категорий граждан (статья 58).
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 этой же статьи).
Из анализа приведенных норм федерального закона в их системной взаимосвязи следует, что Правительство Ярославской области, утвердив своим постановлением от 16 марта 2011 года N 169-п Порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам, своих полномочий не превысило, поскольку установило механизм расчета соответствующей субсидии для определения объема бюджетных средств, направляемых на исполнение данного вида бюджетных обязательств, что относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах не соглашаться с выводами суда не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, примененных в данном деле, и законность принятого судом решения не опровергают.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ярославского областного суда от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Троллейбусное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ксенофонтова О.А. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2012 г. N 8-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был